Земной образ Христа в Евангелиях. 9

Юрий Ривкус
   9.НЕУДАВШИЙСЯ     ПУТЧ
               
       Свои обещания принести на  землю меч и создать Царство Божие на земле уже для  нынешнего  поколения  Иисус решил реализовать  путем государственного переворота, ссылаясь на библейские  пророчества. То,  что  он готовил вооруженное восстание, свидетельствует Лука, рассказав, что Иисус обратился к Апостолам: «… у кого нет,  продай одежду  свою и купи меч». Не нужно также забывать, что среди них был Симон Кананит из секты зелотов-боевиков (Лук.6:15).
       Это весьма драматичные по эмоциональной напряженности страницы Евангелий. Во всех из них описаны предчувствия  Иисуса своей обреченности на смерть (Мат.26:1-2; Мар.14:8;  Лук.22:15-16; Иоан.16:32). Смятение  Иисуса  мастерски  описано Лукой в сцене с Апостолами: «Они сказали: Господи! Вот здесь два меча.  Он  сказал им: довольно. И  вышед пошел по обыкновению на гору  Елеонскую…, и преклонив колени, молился, говоря: Отче! О, если бы Ты благоволил пронести чашу свою мимо Меня! Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет.  Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. И находясь в борении, прилежнее молился; и был пот Его, как капли крови, падающие на землю» (Лук.22:38-44). Это первые его сомнения в своих силах. Но все же революционер в нем перевесил.
        Иисус в образе гневного Бога-Спасителя, прежде всего от римского гнета, предстоит в страстном новозаветном памфлете – Апокалипсисе (Откровении) Иоанна. Он написан, очевидно, в 60-х годах, в  начале войны с Римом, когда иудеи еще надеялись на победу. Рим  изображен в  виде Зверя с семью головами (7  холмов, на  которых  расположен  Рим; 7  легионов, «экспедиционного  корпуса», посланного  Римом  в  Иудею. – Ю.Р.), выходящим из моря.
«…Одна голова его как-бы смертельно  была ранена, но  эта смертельная рана исцелела» (Откр.13:3). Это явный намек на восстание в Иерусалиме, когда римский гарнизон был перебит иудеями и потерпел от них поражение  подошедший  на подкрепление легион под командованием наместника Сирии Гая Цестия Галла. Римляне вскоре взяли  реванш, высадив в Иудее новых  шесть легионов во главе с опытным  полководцем Веспасианом Флавием, который вскоре стал очередным Римским императором.  Но автор Откровения пока еще  пророчествует о  неизбежной гибели  врага, вдохновляя восставших на борьбу, придавая ей космические масштабы,  Иоанн предрекает «Зверю» кончину в огненном озере, горящем серою.  «А прочие убиты мечем Сидящего на коне, исходящим  из уст Его, и все  птицы напитались их трупами» (Откр.19:20,21). «Сидящий на коне» - Иисус Христос, Божественный образ, лишенный земных, человеческих черт. В  то  время  он  для  части  иудеев являл  еще  облик  освободителя  от  варваров-римлян.
      Однако, как известно, столь желанным для  восставших пророчествам сбыться, увы, не было суждено.
      Описанные Евангелистами события хронологически относятся к 30-м годам, задолго до Иудейской войны, но эти произведения созданы уже после победы Рима. Поэтому отношение к оккупантам в них тщательно завуалировано, сквозит  стремление к примирению с новыми властителями, все вины перекладываются на соотечественников, не увероваших  в Христа и  развязавших   войну  с  поработителями.
       Все же Марк и Лука однажды не удержались от политического выпада и вставили  такую сценку.  Когда Иисус изгонял беса  из одного одержимого   человека , он спросил, как  имя  этому  бесу. Тот ответил «Легион, т.к.  их было много». Тогда Иисус заставил  легион войти в стадо  свиней и утопил их в море (Мар.5:9-13; Лук.8:30-33). Худшего оскорбления римских амбиций нельзя и придумать! А вот  Матфей не  решился назвать этих бесов «легионом» (Мат.8:30-32).
      В Евангелиях апофеозом  торжества  Иисуса стал его въезд в Иерусалим из близлежащей Вифании. В каком году это произошло,  авторы не говорят, у всех у  них въезд в столицу описан в разных частях повествований: у Марка и Иоанна примерно в средних главах, у Матфея и Луки  ближе к последним. Логичнее  все-таки считать это событие заключительным. Тогда, пользуясь приемом реконструкции  биографии Иисуса, предложенным в разделе 4, с учетом казни  Иисуса в 33-летнем возрасте, есть основание считать, что это произошло в 39 году новой эры.   
        По Матфею Иисус взял у кого-то из местных жителей ослицу с осленком и воссел на постеленные  на них одежды учеников. «Множество же народу постелили свои одежды по дороге,  а другие резали ветви с дерев и выстилали по дороге; народ же,  предшествовавший и сопровождавший восклицал: осанна (спасение) Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних! И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорили: кто Сей? Народ же говорил: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского» (Мат.21:6-11).
        Затем он повыгонял продавцов из Храма, излечил ряд слепых и хромых, схватился в споре с вознегодовавшими  на него первосвященниками и книжниками и укрылся в Вифании. На другой день он опять направился в Иерусалим, видимо, в прежнем раздражении, т.к. по  пути засушил упомянутую ни  в чем  не повинную смоковницу. Вновь вступил в словесные  баталии с первосвященниками и книжниками, семикратно предрекая горе им, предсказал разрушение Храма, войну, гонения.  Словом, обстановка накалилась до крайности. Тем паче, что ее создал галилеянин, а  не коренной иудей.
        Остальные Евангелисты упоминают только одного экспроприированного осленка, на котором Иисус въехал в Иерусалим (Мар.11:2; Лук.19:30; Иоан.12:14). У Луки  это ученики славят Иисуса, «говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господа!». А  по Иоанну Царем Израильским провозгласил Иисуса весь иерусалимский люд.
        Вряд  ли эти события протекали мирно. Евангелисты сообщают, что при  аресте Иисуса один из Апостолов (по Иоанну это  Петр),  выхватив меч, отсек рабу ухо. Марк показывает, что были  арестованы также некий Варавва с сообщниками, «которые во время мятежа сделали убийство» (Мар.15:7).
        Так или иначе, но именно этот путч в Иерусалиме стал причиной ареста Иисуса римлянами, которые  конечно же никак  не  могли допустить такое самоуправство, тем более со стороны галилеянина, попытку восстановить отмененное императором Царство Израильское. По их законам это было государственным  преступлением  и  наказание  за  него находилось в компетенции римского прокуратора. Такие преступления  карались распятием  на кресте.   
        Начав переворот,  Иисус не предпринял боле решительных действий, рассчитывая лишь на осуществление  пророчеств и безусловную поддержку масс.  Но он не учел переменчивости настроения толпы. Это значительно облегчило властям быструю ликвидацию мятежа.