8. ВОИНСТВУЮЩИЙ РЕФОРМАТОР
Как и все «левые», Иисус отличался бескомпромиссностью в проведении своих идей. И к ученикам-Апостолам, и к неофитам он относился крайне жестко, не говоря уже о политических оппонентах. Декларируемая Евангелистами необычайная любовь Иисуса к людям, даже общечеловеческое: «почитай отца и мать; и люби ближнего твоего, как самого себя» (Мат.19:19), не подтверждается его деяниями. Люди и их естественные чувства просто не принимались им в расчет.
Матфей описывает сцену, когда один из учеников попросил Иисуса отпустить его на похороны отца. «Но Иисус сказал ему: иди за Мною и предоставь мертвым погребать своих мертвецов» (Мат.8:22). Обеспокоенные болезнью Иисуса, «…пришли Матерь и братья Его и, стоя вне дома, послали к Нему звать Его. Около Него сидел народ. И сказали Ему: вот, Матерь твоя и братья Твои и сестры Твои, вне дома, спрашивают Тебя. И отвечал им: кто Матерь Моя и братья Мои? И обозрев вокруг Себя, говорит: вот Матерь Моя и братья Мои; ибо кто будет исполнять волю Божью, тот Мне брат и сестра и матерь» (Мар.3:311-35).
То, что идеология для Иисуса важнее родственных уз, видно и из других пассажей.
«Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мат.10:37). У Луки эта сентенция звучит еще жестче: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лук.14:26).
И совсем уже жестокие откровения Иисуса приводят Матфей и Лука.
«Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч; ибо Я пришел разделить человека с отцем его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку – домашние его» (Мат.10:34-36).
«Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие свершится! Думаете ли вы, что я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение… Отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки, и невестка против свекрови своей» (Лук.12:49-53).
И наконец знаменитое: «Кто не со Мною, тот против Меня» (Мат.12:30). Такого же плана завет он давал и своим ученикам: «…кто не против вас, тот за вас» (Мар. 9:40).
С одной стороны, Иисус учит: «…всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака» (пустой человек) подлежит синедриону (верховному судилищу); а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной» (Мат.5:20); или: «… любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мат.5:44). С другой стороны, сам же раздражается на своих верных учеников. Решившему отвести от него грядущую казнь Петру, он заявляет: «… отойди от Меня, сатана!» (Мат.16:23). Когда некто стал умолять его вылечить бесноватого сына, которого не смогли исцелить Апостолы, «Иисус же отвечая сказал: о, род неверный и развращенный! Доколе буду с вами? Доколе буду терпеть вас?» и лишь излив свое раздражение, разрешил привести больного.
Женщине-ханаянке, из другой иудейской конфессии, также умолявшей вылечить бесноватую дочь, «…сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева…Не хорошо взять хлеб у детей и бросить псам» и исцелил ее только тогда, когда мать униженно согласилась: «так, Господи, но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их» (Мат.15:24,26,27).
Своих противников, книжников и фарисеев, он в лицо называл «порожденьями ехидниными», «лицемерами», «безумными и слепыми» и др. (Мат.12:34; 15:7,17; 23:17 и др.).
Кредо Иисуса: «Всякое древо, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь» (Мат.7:19). И если даже «доброе древо» не может тут же исполнить его повеления, оно тоже подлежит уничтожению. Характерную сцену описал Марк.
«На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал; и увидевши издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, пришед к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо не время было собирания смокв. И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовеки…» и « Петр говорит Ему: Равви! Посмотри, смоковница, которую ты проклял, засохла» (Мар.11:12-14,21).