Земной образ Христа в Евангелиях. 7

Юрий Ривкус
                7. ЧУДЕСА   ИСЦЕЛЕНИЯ

     Еще одна черта,  тесно  связывающая  Иисуса  с ессеями, это его врачебная деятельность, которую те считали своим долгом. Их самоназвание «иешувим» («Господи, спаси») служило, очевидно, главной формулой молитв,  использовавшихся с лечебными целями. Члены их Александрийского «филиала» называли себя «терапевтами» - «врачевателями». Да и наименование «иешувим» («ессеи») могло быть связано  с арамейским (древнееврейским)  словом -  «эшуя» («ассайя»), обозначающим врачей, лекарей.
     Иисус  был одним из  них, причем успехи его, по описаниям Евангелистов, были просто потрясающими. Евангелия пестрят  такими эпизодами. Основным приемом Иисуса были заговоры и заклинания.
     «И  вот принесли к  Нему расслабленного, положенного на постели. И  видя  Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! Прощаются тебе грехи твои» (Мат.9:2). «Привели к Нему глухого косноязычного и просили Его возложить на него руку. Иисус,  отведя его в сторону от народа, вложил персты  Свои в уши  ему и, плюнув, коснулся языком его; и воззрив на небо, вздохнул и сказал ему: «еффафа», то есть «отверзись».  И тотчас отверзся у него слух, и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто» (Мар. 7: 32-35); «… Взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему в глаза, возложил на него руку…» (Мар.8:23); «Он плюнул на  землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому» (Иоан. 9:6).
     Подобные же приемы  применял Иисус и для воскрешения умерших, например, дочери одного из начальников синагоги Иаира: «И взяв девицу за руку,  говорит  ей: «талифа-куми», что значит: «девица, тебе  говорю, встань».  И девица тотчас встала…» (Мар. 5:41,42; Лук. 8:54,55).
      В этом отношении, как и  в случаях с  дочерью начальника из  Назарета (Мат. 9:18, 23-25) и сына женщины из Наина  (Лук. 7:12-15) речь могла идти о «клинической смерти», подвластной реанимации.  Поистине сказочным является лишь воскрешение одного из  близких знакомых Иисуса – Лазаря из Вифании, через четыре дня после смерти, начавшего уже разлагаться (Иоан. 11:39-44). Но этот беспрецедентный акт почему-то не нашел места в других  трех Евангелиях, что весьма  странно, т.к. лучшего свидетельства о Божественной силе Иисуса  трудно сыскать, тем более, что сестры Лазаря, Мария и Марфа, упомянуты  и Лукой (Лук. 10:38,39), но о  брате их и его чудесном воскресении там  ни слова. Как  говорится: «а  был  ли  мальчик?».
     Видимо, процесс исцеления требовал от Иисуса большого напряжения. Так, когда одна женщина, страдавшая кровотечением, прикоснулась к его одежде ради избавления  от недуга, «…Иисус, почувствовав  Сам в Себе, что вышла из Него  сила, обратился в народе и  сказал: кто  прикоснулся к  Моей одежде?» (Мар. 5:30).
     Впрочем, успешно Иисус лечил лишь тогда, когда  люди сами верили в это. В Галилее же, где хорошо знали  его семью, такое ему не всегда удавалось: «И  не мог  совершить там никакого чуда;  только на немногих  больных возложив руки, исцелил их. И дивился неверию их» (Мар. 6:5,6).
     Здесь следует упомянуть один непонятный факт из жизнеописания  Иисуса, запечатленный Марком (Мар. 3:20-22). «Приходят в дом; и опять сходится народ, так-что им невозможно было и хлеба есть. И услышавши, ближние пришли взять Его, ибо говорили,  что Он вышел из себя. А книжники, пришедшие  из Иерусалима, говорили, что Он имеет в себе  веельзевула и что  изгоняет бесов силою бесовского князя». Между первой  и  второй фразами явный пропуск, стирающий смысл сцены. Но она весьма напоминает приступ эпилепсии, как  ее описывали Евангелисты. Не этим ли объясняется горькая фраза Иисуса: «Врач! Исцелися сам!» (Лук. 4:23).
      Видимо, с этим связана  и частая смена настроений Иисуса, его представлений о своей  миссии. Порой, излечив больных, он категорически запрещает им рассказывать об этом (Мат. 8:2-4;  9:30;  Лук. 5:14), в других случаях он делает это прилюдно и даже  в субботние дни, когда по  иудейским законам запрещается любая деятельность (Мат.9:2; Лук. 13:11-13 и др.). То он запрещает своим ученикам сообщать людям, что он  Христос (Мат. 16:29),  а изгнанному им бесу называть его «Святый  Боже» (Мар. 1:24,25), то  принародно объявляет себя Хлебом Жизни, Светом Миру (Иоан.6:48; 8:12), посылает к заключенному в тюрьму Иоанну Крестителю сказать, что именно он Христос, которого ждали (Лук.7:20). Запрещает Апостолам  сообщать о своем Преображении (Мар.9:9),  а вскоре  объявляет толпе: «Я и Отец – Одно» (Иоан.10:30).