7. ЧУДЕСА ИСЦЕЛЕНИЯ
Еще одна черта, тесно связывающая Иисуса с ессеями, это его врачебная деятельность, которую те считали своим долгом. Их самоназвание «иешувим» («Господи, спаси») служило, очевидно, главной формулой молитв, использовавшихся с лечебными целями. Члены их Александрийского «филиала» называли себя «терапевтами» - «врачевателями». Да и наименование «иешувим» («ессеи») могло быть связано с арамейским (древнееврейским) словом - «эшуя» («ассайя»), обозначающим врачей, лекарей.
Иисус был одним из них, причем успехи его, по описаниям Евангелистов, были просто потрясающими. Евангелия пестрят такими эпизодами. Основным приемом Иисуса были заговоры и заклинания.
«И вот принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! Прощаются тебе грехи твои» (Мат.9:2). «Привели к Нему глухого косноязычного и просили Его возложить на него руку. Иисус, отведя его в сторону от народа, вложил персты Свои в уши ему и, плюнув, коснулся языком его; и воззрив на небо, вздохнул и сказал ему: «еффафа», то есть «отверзись». И тотчас отверзся у него слух, и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто» (Мар. 7: 32-35); «… Взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему в глаза, возложил на него руку…» (Мар.8:23); «Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому» (Иоан. 9:6).
Подобные же приемы применял Иисус и для воскрешения умерших, например, дочери одного из начальников синагоги Иаира: «И взяв девицу за руку, говорит ей: «талифа-куми», что значит: «девица, тебе говорю, встань». И девица тотчас встала…» (Мар. 5:41,42; Лук. 8:54,55).
В этом отношении, как и в случаях с дочерью начальника из Назарета (Мат. 9:18, 23-25) и сына женщины из Наина (Лук. 7:12-15) речь могла идти о «клинической смерти», подвластной реанимации. Поистине сказочным является лишь воскрешение одного из близких знакомых Иисуса – Лазаря из Вифании, через четыре дня после смерти, начавшего уже разлагаться (Иоан. 11:39-44). Но этот беспрецедентный акт почему-то не нашел места в других трех Евангелиях, что весьма странно, т.к. лучшего свидетельства о Божественной силе Иисуса трудно сыскать, тем более, что сестры Лазаря, Мария и Марфа, упомянуты и Лукой (Лук. 10:38,39), но о брате их и его чудесном воскресении там ни слова. Как говорится: «а был ли мальчик?».
Видимо, процесс исцеления требовал от Иисуса большого напряжения. Так, когда одна женщина, страдавшая кровотечением, прикоснулась к его одежде ради избавления от недуга, «…Иисус, почувствовав Сам в Себе, что вышла из Него сила, обратился в народе и сказал: кто прикоснулся к Моей одежде?» (Мар. 5:30).
Впрочем, успешно Иисус лечил лишь тогда, когда люди сами верили в это. В Галилее же, где хорошо знали его семью, такое ему не всегда удавалось: «И не мог совершить там никакого чуда; только на немногих больных возложив руки, исцелил их. И дивился неверию их» (Мар. 6:5,6).
Здесь следует упомянуть один непонятный факт из жизнеописания Иисуса, запечатленный Марком (Мар. 3:20-22). «Приходят в дом; и опять сходится народ, так-что им невозможно было и хлеба есть. И услышавши, ближние пришли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя. А книжники, пришедшие из Иерусалима, говорили, что Он имеет в себе веельзевула и что изгоняет бесов силою бесовского князя». Между первой и второй фразами явный пропуск, стирающий смысл сцены. Но она весьма напоминает приступ эпилепсии, как ее описывали Евангелисты. Не этим ли объясняется горькая фраза Иисуса: «Врач! Исцелися сам!» (Лук. 4:23).
Видимо, с этим связана и частая смена настроений Иисуса, его представлений о своей миссии. Порой, излечив больных, он категорически запрещает им рассказывать об этом (Мат. 8:2-4; 9:30; Лук. 5:14), в других случаях он делает это прилюдно и даже в субботние дни, когда по иудейским законам запрещается любая деятельность (Мат.9:2; Лук. 13:11-13 и др.). То он запрещает своим ученикам сообщать людям, что он Христос (Мат. 16:29), а изгнанному им бесу называть его «Святый Боже» (Мар. 1:24,25), то принародно объявляет себя Хлебом Жизни, Светом Миру (Иоан.6:48; 8:12), посылает к заключенному в тюрьму Иоанну Крестителю сказать, что именно он Христос, которого ждали (Лук.7:20). Запрещает Апостолам сообщать о своем Преображении (Мар.9:9), а вскоре объявляет толпе: «Я и Отец – Одно» (Иоан.10:30).