Земной образ Христа в евангелиях. 6

Юрий Ривкус
6.   «ЛЕВЫЙ»  ЕССЕЙ   

     В теократическом древнеиудейском  обществе религия захватывала все стороны жизни, в том числе и политико-административную деятельность. Так, во главе  жреческого сословия и разного ранга чиновничества во  II в. до н.э. – I  в. н.э. стояли члены  секты  саддукеев (шадуким, от имени Садок, первосвященника  иерусалимского Храма). Они исповедовали Тору, впоследствии  ставшую  христианским  Ветхим Заветом, но отрицали мессианство, учение о конечных судьбах мира, бессмертии  души  и  Страшном  суде. В их идеологии видны некоторые черты  материализма («книжники») под влиянием древнегреческой философии.
     Другой  «правительствующей»  сектой были фарисеи (парушим – отделившиеся). Они строго придерживались  всех предписаний  религии («законники»), исповедовали  учение о загробной жизни,  были враждебны эллинизму.  Однако, благочестие их было во многом показным, что позволяло уличать фарисеев в лицемерии и ханжестве.
      В I  в. до н.э. от фарисеев отделились зелоты (по-гречески – «ревнители»). Оставаясь последователями фарисеев  и выступая ревнителями веры,  они признавали своим «Господином и Царем»  только Бога. Открыто выступали против римской оккупации,  участвуя в вооруженном сопротивлении.
      В  обстановке невиданного угнетения народных масс римскими захватчиками и собственной национальной аристократией и духовенством все более и более  нарастали стремления простонародья как-то выйти из  этого ужасного положения.  Как свойственно  той эпохе, это вылилось  прежде всего в религиозные движения, надеющиеся  на помощь сверхъестественных сил.
      Еще за несколько столетий до новой эры возникла упомянутая  выше  секта назореев,  считавших наивысшим достоинством отказ от  мирских благ, на манер древнегреческих стоиков. Формально это выражалось  в отказе от вина  и других крепких напитков, от стрижки волос, от питания мясом и др. К назореям, очевидно,  принадлежал Иоанн Креститель (Мат.  3:4; Мар. 1:6). Для  народа такие качества были признаками  праведности. В последующие столетия движение назореев слилось с ессейством.
     Об этой секте известно от Иосифа  Флавия, Филона, Плиния, а также  по находкам рукописей в Кумране на побережье Мертвого моря в Израиле (1947 г.). Ессеи,  по-еврейски «иешувим», веровали в  Единого Бога,  бессмертие  души, строго соблюдали все религиозные предписания, жили общиной, довольствуясь лишь самым необходимым для трудовой жизни. Само их название  - «иешувим» от того же древнееврейского «Иешуа» - «Господи, спаси!». Окончание «-вим»   -  множественное  число  термина.
      Это тесно связывает евангельского Иисуса  с  ессеями. Как и  ессейские жрецы, он имел группу учеников,  целиком подчиненных его  воле. Как и ессеи, именовавшие  себя «Сынами света», Иисус говаривал своим ученикам: «Вы -  свет мира» (Мат.5:14); «И сказал им: Я  свет миру;  кто последует  за мной, тот не будет ходить во тьме,  но будет иметь свет жизни» (Иоан.8:12). Краеугольным камнем его проповедей был ессейский «прожиточный  минимум»:  «Удобнее  верблюду  пройти сквозь игольные  уши, нежели богатому войти в  Царство Божие» (Мат. 19:24).
      Объяснимо и прозвище Иисуса – «Назорей» (Мар.10:47), как явного последователя той секты: «Пилат же написал  и надпись и поставил на кресте.  Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский» (Иоан.19:19). Однако, чтобы оградить Иисуса от мирской идеологии, «назорей» был обращен поздними  христианами  в жителя города Назарета, который,  как сообщалось выше, возник значительно позже времени жизни Иисуса.
      Между тем Иисус революционизировал учение ессеев. Общины ортодоксальных ессеев различались между собой некоторыми ритуалами, отношением к браку (одни могли  иметь жен, другие нет) и другими нюансами уставов. Но все они вели замкнутую в собственных  общинах жизнь,  наглухо отстраняясь от  «грешного мира».
     Главным отличием Иисусова Евангелия Царствия  от учения ессеев было отношение к мессианству. Ессеи, как и другие правоверные  иудеи, ждали пришествия Мессии  в неопределенном будущем, Иисус же объявил Мессией (Христом) себя. Однако, в это  поверили лишь  ближайшие его ученики.
     «…Иисус спрашивал учеников  Своих: за кого люди  почитают  Меня, Сына Человеческого? Они сказали:  одни  за  Иоанна Крестителя, другие за Илию,  а иные за Иеремию  или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за  кого почитаете Меня? Симон же Петр отвечая  сказал: Ты – Христос, Сын Бога  Живого» (Мат. 16:13-16).
      Большинство же  народа считало это  утверждение богохульством. Иисусу  приходилось пускаться в  риторические  разъяснения.
      Как-то он изрек  перед толпою: «Я и Отец – Одно.  Тут опять Иудеи схватили камни,  чтобы  побить Его. Иисус отвечал им: много добрых дел показал  Я вам от Отца Моего: за которое из них хотите побить Меня каменьями? Иудеи сказали  Ему в ответ: не за доброе  дело хотим побить Тебя  каменьями, но  за  богохульство и  что Ты,  будучи человек, делаешь Себя Богом. Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: «Я сказал: вы боги»?  Если Он назвал богами тех, к которым было Слово Божье,  и не может нарушится Писание, - Тому ли,  Которого Отец освятил и послал в  мир, вы говорите: «богохульствуешь»,  потому что Я сказал: «Я Сын Божий»? Если Я не творю дел Отца  Моего, не  верьте Мне; а если творю,  то, когда не верите Мне, верьте делам, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем. Тогда опять искали схватить Его; но Он уклонился от рук их» (Иоан. 10:30-39).
      Таким образом, в отличие от ессеев Иисус  открыто вышел  в массы, не пасуя перед неизбежными трудностями. И  чаще всего  ему удавалось увлечь  людей.
       Последователями  Иисусова  Евангелия  Царства  стали, очевидно, эбиониты, самая  ранняя  христианская  секта (от  др.-евр. «эвионим» - «нищие», соответсвующие  древнеримским  беднякам-пролетариям |proletarii|). Именно  им  Иисус  предрекал вечное  блаженство: «Блаженны  нищие  духом, ибо  их  есть Царство Небесное» ( Мат. 3: 3). В  этой  сентенции  явно  скрыто  вековое  недоразумение. Имелась  в  виду, скорее всего, не  «духовная  нищета», а наоборот,  сила  их  в  их  духовных  качествах, вероятно: «блаженны  эбиониты  своим  Духом». Ибо: « Не  собирайте  себе  сокровищ на  земле, где  моль  и  ржа истребляют и  где  воры подкопывают  и  крадут; но  собирайте  себе  сокровища  на  небе…» (Мат. 6 : 19,20).
      Эбиониты  считали  Иисуса  сыном  Иосифа  и  Марии, на  которого  снизошел Дух  Божий, проповедовали  скорое  пришествие  Царства  Божия  на  земле, долгожданного торжества Справедливости и Благоденствия . Ведь  и  Иисус  привлекал  народ  этим  обещанием.. Это звучит уже в  предложенной им главной молитве - «Отче наш»: «… да приидет Царствие Твое;  да будет воля Твоя и на земле  как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей  день…» (Мат.6:9-11). И это  отнюдь не в отдаленной перспективе, а уже при жизни современного  ему поколения: «Есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как  уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мар.9:1).
      « И ходил  Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и  проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях» (Мат.4:23).