3. ВРЕМЯ И МЕСТО РОЖДЕНИЯ ИИСУСА
Год рождения Иисуса на временной шкале определил в 525 году н.э. монах Дионисий Малый. Принципы его расчетов неизвестны, но можно предположить, что он руководствовался данными Евангелистов Матфея и Луки, привязавших Рождество к конкретным историческим событиям: эпохам правления Римского императора Октавиана Августа, Израильского царя Ирода Великого и их ставленников.
Рождество Иисуса Дионисий отнес к 5500 году от ветхозаветного Сотворения Мира, дате достаточно круглой, когда примерно и действовали эти правители. Данный год стал годом новой эры, первым годом от Рождества Христова.
Христианская система летоисчисления принята цивилизованным миром и не вызывает никаких возражений ни одной из христианских конфессий.
Однако, этапы жизни и деятельности указанных персонажей документированы исторически достоверным Римским календарем.
Сакраментальной дате 5500 г. от Сотворения Мира соответствовал 753 год от основания Рима. Именно этим календарем зафиксированы события, описанные Матфеем и Лукой. Этот неоспоримый документ сыграл с расчетами Дионисия весьма злую шутку.
Ведь несомненно ошибся Матфей, рассказав, что младенца Христа пытался убить царь Ирод, ибо Ирод Великий умер в 749 г. по Римскому календарю (р.к.), т.е. в 4 году до Новой эры, за четыре года до рождения Иисуса.
Ошибся и Лука, отнеся Рождество ко времени переписи населения в Иудее по указу Римского императора Августа, «первой в правление Квириния Сириею» (Лук.,2:1,2).
Перепись состоялась в 759 г. р.к., то есть в 6 году от Рождества Христова (!), действительно в первый год правления Сирией римского наместника Сульпиция Квириния. По свидетельству Иосифа Флавия («Иудейская война», II, 17: 8) эта акция вызвала крайнее неприятие иудейских ортодоксов: известный софист (законоучитель) Иуда Галилеянин призвал сопротивляться переписи, укоряя иудеев в том, что они, кроме Бога, признают таким образом еще и власть римлян.
Даже если допустить, что ошиблись не Евангелисты, а Дионисий, то все равно по любому календарю промежуток между концом жизни Ирода и переписью в Иудее составляет около 10 лет. Эти анахронизмы указывают, что Евангелия писались спустя многие десятилетия, если не столетия, после кончины Иисуса, когда реальные события стали уже забываться.
Дважды в год в Христианских календарях, католическом и православном, отмечается дата Рождества Христова: соответственно 25 декабря и 7 января. Эта неопределенность объясняется просто.
Дело в том, что 25 декабря по древнеримскому календарю, введенному в 46 г. до н.э. императором Юлием Цезарем (Юлианский календарь) в языческой Римской империи праздновалось в дни Зимнего солнцестояния, посвященные культу бога Митры как поворот к весне, возрождение природы.
Христианство, ставшее в IV веке н.э. в Римской империи государственной религией, переименовало этот крайне популярный народный праздник в день рождения Иисуса.
Но Юлианский календарь, не очень точный с астрономической точки зрения, обусловливал заметное отставание от времени наступления конкретных явлений природы и к концу XVI века это отставание составило уже несколько суток. Для исправления противоречия в 1582 г. при Папе римском Григории XIII был введен более точный Григорианский календарь, признанный католической церковью. По нему 25 декабря так и осталось датой Рождества, зато по отношению к Юлианскому летоисчислению, которому осталась верным православная церковь, этот праздник к нашем времени переместился на 7 января Григорианского календаря.
Увы, истинные год и день рождения Иисуса так и остались неизвестными.
Однако последуем за другими Евангельскими свидетельствами земной стези Иисуса.
По Луке Иосиф и его беременная жена Мария отправились на перепись из их родного галилейского города Назарета в Вифлеем Иудейский, где и родился их первенец Иисус (Лук. 2: 1 – 7). Однако, непонятно, зачем им было идти оттуда на перепись в Иудею через враждебную Самарию. Тем более, что римским переписчикам важно было знать численность и списочный состав жителей каждого конкретного населенного пункта для обложения налогами. Здесь Евангелисты допустили очередную неточность, попросту описав прежний обычай иудеев собираться по своим родовым «коленам». Рождение Иисуса в Вифлиеме подтверждает и Матфей (Мат. 2:1). Видимо, это было необходимо, чтобы привязать появление на свет Сына Божьего в святых пределах Иудеи, а не в сомнительной Галилее : «Разве из Галилеи Христос придет?»
(Иоанн.7:41).
Марк же попросту игнорирует факт рождения Иисуса в Вифлиеме, констатируя:
«И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского…» (Мар. 1:9). Иоанн вообще не обсуждает вопроса о месте рождения Иисуса.
Спорен вопрос и о городе Назарете. Он в римском списке населенных пунктов Палестины тех лет не значился. Не регистрировался он ни в древнееврейских хрониках, ни у иудейско-римского историка Иосифа Флавия, писавшего в первой половине I века н.э. С учетом римской скрупулезности в отношении налоговой политики, этот список достаточно достоверен. Очевидно, здесь у авторов тот же анахронизм и город Назарет возник значительно позже описываемых событий. Скорее всего «Иисус из Назарета» - интерпретация другого понятия, упомянутого ниже.
Так и место рождения Иисуса достоверно, увы, не установлено.