Земной образ Христа в Евангелиях. 3

Юрий Ривкус
3. ВРЕМЯ И МЕСТО  РОЖДЕНИЯ   ИИСУСА
    
     Год  рождения  Иисуса  на  временной  шкале  определил  в 525  году  н.э.  монах  Дионисий  Малый. Принципы  его  расчетов  неизвестны, но  можно  предположить, что  он  руководствовался  данными  Евангелистов Матфея  и  Луки, привязавших  Рождество  к конкретным  историческим  событиям: эпохам  правления  Римского  императора  Октавиана  Августа, Израильского  царя  Ирода  Великого  и  их  ставленников.
     Рождество   Иисуса  Дионисий  отнес  к  5500  году  от  ветхозаветного  Сотворения  Мира, дате  достаточно  круглой, когда  примерно  и  действовали  эти  правители. Данный  год  стал  годом  новой  эры, первым  годом  от  Рождества  Христова.
     Христианская система летоисчисления принята цивилизованным миром и не вызывает никаких возражений  ни одной из  христианских конфессий.   
     Однако, этапы  жизни  и  деятельности  указанных  персонажей  документированы  исторически  достоверным  Римским  календарем. 
     Сакраментальной  дате  5500  г. от  Сотворения  Мира  соответствовал  753  год  от  основания  Рима. Именно  этим  календарем  зафиксированы  события, описанные  Матфеем  и  Лукой. Этот  неоспоримый  документ  сыграл  с  расчетами  Дионисия  весьма злую  шутку.   
      Ведь  несомненно  ошибся  Матфей, рассказав,  что младенца Христа пытался убить царь Ирод, ибо  Ирод Великий  умер в 749 г. по  Римскому  календарю (р.к.), т.е.  в  4 году до Новой эры,  за четыре года до рождения Иисуса.
      Ошибся и Лука, отнеся Рождество ко времени  переписи населения  в Иудее  по указу Римского императора Августа, «первой в правление Квириния Сириею» (Лук.,2:1,2).
Перепись состоялась в  759 г. р.к., то  есть  в  6 году  от  Рождества  Христова (!),  действительно  в первый год правления  Сирией римского наместника  Сульпиция  Квириния. По  свидетельству  Иосифа  Флавия («Иудейская  война», II, 17: 8)  эта  акция  вызвала  крайнее  неприятие иудейских  ортодоксов: известный  софист (законоучитель) Иуда  Галилеянин  призвал  сопротивляться  переписи, укоряя  иудеев  в  том, что  они, кроме  Бога, признают  таким  образом  еще  и  власть  римлян.
      Даже  если допустить, что ошиблись не Евангелисты, а Дионисий, то все равно по любому календарю промежуток между  концом жизни  Ирода и переписью в Иудее составляет около 10 лет. Эти анахронизмы  указывают, что Евангелия писались спустя многие десятилетия, если не столетия, после кончины Иисуса, когда реальные события  стали уже забываться.
     Дважды  в  год  в  Христианских  календарях, католическом  и  православном, отмечается  дата  Рождества  Христова:  соответственно  25  декабря  и  7  января. Эта  неопределенность  объясняется  просто.
      Дело  в  том, что  25  декабря  по  древнеримскому  календарю,  введенному  в  46  г. до н.э. императором  Юлием  Цезарем (Юлианский  календарь)  в  языческой  Римской  империи  праздновалось  в  дни  Зимнего  солнцестояния, посвященные  культу  бога  Митры  как  поворот  к  весне, возрождение  природы.
       Христианство, ставшее в  IV  веке  н.э. в  Римской  империи  государственной  религией, переименовало  этот  крайне  популярный  народный  праздник  в  день  рождения  Иисуса.
        Но  Юлианский  календарь, не  очень  точный  с  астрономической  точки  зрения,  обусловливал  заметное  отставание  от  времени  наступления  конкретных  явлений  природы  и  к  концу  XVI века  это  отставание  составило уже  несколько   суток.  Для  исправления  противоречия в 1582 г. при  Папе  римском  Григории  XIII  был  введен  более точный  Григорианский  календарь, признанный  католической  церковью. По  нему  25 декабря  так  и  осталось  датой  Рождества, зато  по  отношению  к  Юлианскому  летоисчислению, которому  осталась  верным  православная  церковь, этот  праздник  к  нашем  времени  переместился  на  7  января  Григорианского  календаря.            
      Увы,  истинные  год   и  день  рождения  Иисуса  так  и  остались  неизвестными.
      Однако  последуем  за  другими   Евангельскими  свидетельствами    земной  стези  Иисуса.   
       По  Луке   Иосиф  и  его  беременная  жена  Мария  отправились  на  перепись из  их  родного  галилейского  города  Назарета  в Вифлеем  Иудейский, где  и  родился  их  первенец  Иисус (Лук. 2: 1 – 7). Однако, непонятно, зачем им было идти оттуда на  перепись в Иудею через  враждебную Самарию.  Тем более, что римским переписчикам важно было знать численность и списочный состав жителей каждого конкретного населенного пункта для  обложения  налогами. Здесь Евангелисты допустили очередную неточность, попросту описав прежний обычай иудеев собираться по своим родовым «коленам». Рождение  Иисуса  в  Вифлиеме  подтверждает   и Матфей  (Мат. 2:1). Видимо, это  было  необходимо, чтобы  привязать  появление  на  свет  Сына  Божьего  в  святых  пределах  Иудеи,  а  не  в  сомнительной  Галилее : «Разве  из  Галилеи  Христос  придет?»
(Иоанн.7:41).
      Марк  же  попросту  игнорирует  факт  рождения  Иисуса  в  Вифлиеме, констатируя:
«И  было  в  те  дни, пришел  Иисус  из  Назарета  Галилейского…» (Мар. 1:9). Иоанн  вообще  не  обсуждает  вопроса  о  месте  рождения  Иисуса.
      Спорен вопрос и о городе  Назарете. Он  в римском списке  населенных пунктов Палестины тех лет не значился. Не  регистрировался  он  ни  в  древнееврейских  хрониках, ни  у иудейско-римского  историка  Иосифа  Флавия, писавшего  в  первой  половине  I  века  н.э. С учетом римской скрупулезности в отношении налоговой политики, этот список достаточно достоверен.  Очевидно, здесь у авторов  тот же анахронизм и город  Назарет  возник значительно позже описываемых событий.  Скорее всего  «Иисус из Назарета»  - интерпретация другого понятия, упомянутого  ниже.
       Так  и  место  рождения  Иисуса  достоверно, увы,  не  установлено.