2. ИУДЕЯ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ
Чтобы лучше понять Евангельские тексты, следует вкратце вспомнить историю Иудеи (Израиля) той эпохи.
Одно из древнейших государств, Иудея за свое многовековое существование пережила много бед и напастей.
В VI-IV веках до новой эры иудейские общины были вкраплены среди филистимлян (палестинцев), враждебно настроенных против эверов (евреев). В IV веке до н.э. территорию захватили вавилоняне. Их царь Навуходоносор II разрушил иудейский Храм в Иерусалиме (Ершалаиме) - центр притяжения всех иудеев, угнав их в плен. Затем на смену вавилонянам пришли персы и царь Кир II возвратил иудеев в Палестину. Храм был восстановлен.
Во главе гражданско-храмовой иудейской общины стояли первосвященники. Общество четко делилось на две категории: жрецов и нежрецов (общинников). Именно с них жрецы собирали для себя разнообразные налоги и подати. В хозяйствах общинников трудились и рабы. Эллинизм оказывал значительное влияние на быт и идеологию иудеев. Возникли два движения: эллинистов и хасидеев (др.-евр. «хасид» - «благочестивый»). К эллинистам относились многие представители местной знати, торговцы и ремесленники, заинтересованные в иноземных рынках сбыта. Хасидеи же стремились сохранить прежнюю религиозную замкнутость и осуждали эллинистов. Между этими движениями часто происходили кровавые распри.
В 167-142 г.г. до н.э. хасидейский клан Маккавеев поднял восстание против эллинистов, завоевав престол. По договору с Римом Иудея была признана независимым государством.
Маккавеи положили начало правлению в Иудее династии Хасмонеев. В 104 г. до н.э. правитель Аристобул I принял царский титул, восстановив царскую власть в Иудее, не существовавшую там со времен вавилонского плена. При Хасмонеях, проводивших захватническую политику, страна из гражданско-храмовой общины превратилась в монархию с пышным двором, огромным бюрократическим аппаратом, наемным войском, что привело к очередному значительному росту налогов.
К этому времени как раз расцвела агрессивность Рима, покорявшего одно за другим государства Малой Азии. Римская империя вплотную приблизилась к границам Иудеи.
Римляне бесцеремонно вмешивались во внутренние дела Иудеи. Там начались междоусобицы, борьба за трон разных римских ставленников. Во времена гражданских войн в Риме (49-30 г.г. до н.э.) из Иудеи выкачивались огромные средства, что поощрялось местной правящей верхушкой, приходящей к власти с помощью римских императоров и полководцев.
Хасмонеи сходили с исторической сцены. Последний их представитель - Гиркан II (65-40 г.г. до н.э.) имел лишь титул первосвященника.
На это время пришелся взлет карьеры Антипатра, соратника Гиркана, которого Юлий Цезарь назначил римским наместником Иудеи. В 37 г. до н.э. к власти пришел сын Антипатра Ирод. Династия Хасмонеев была отставлена от престола и его занял Ирод Великий (37-4 г.г. до н.э.). Он установил в Иудее кровавый режим, усугубленный тяжелым налоговым гнетом. Раболепствуя перед Римом, Ирод жестоко подавлял любые выступления против его власти.
После смерти Ирода Великого в 4 г. до н.э. единому Царству Иудейскому пришел конец. Император Октавиан Август разделил его на четыре части между сыновьями Ирода - Архелаем, Иродом-Антипой, Филиппом и его сестрой Саломеей. Правивший половиной прежнего царства Архелай (4 г. до н.э.- 6 г. н.э.) за необоснованную жестокость был смещен Августом и сослан. Иудея превратилась в римскую провинцию, управляемую имперскими прокураторами. Первым прокуратором Иудеи был Копоний (6-9 г.г. н.э.). Наиболее известен пятый прокуратор Понтий Пилат (26-36 г.г. н.э.). Как и его предшественники, он занимался коррупцией, казнями без суда, кровавым подавлением недовольства населения, но прославился судом и казнью основателя новой религии – Иисуса Христа.
Во времена римского господства в Иудее часто вспыхивали бунты и восстания против завоевателей, местной аристократии, ростовщиков, сборщиков налогов (мытарей). Вызывал неприятие процесс романизации Палестины, население которой (иудеи) придерживалось единобожия в отличие от языческой религии Рима.
Разорение народа стимулировало усиление религиозного ожидания пришествия избавителя – Мессии, способного установить справедливое Царствие Божие на земле.
Среди низших слоев населения популярной была секта Назореев (от древнееврейского «назар» - «воздерживаться»), родственная одной из эллинистическо-римских философских школ, т.н. Стоиков. Это были проповедники-аскеты, призывавшие к общинной жизни, довольствованию минимальными жизненными условиями, готовности к скорой встречи царства света и добра на земле, куда войдут лишь праведники бедняки.
В такой обстановке и развивались события, описанные в Новом Завете.
К этому времени, в I веке Новой эры, Палестина включала в себя провинции Идумею, Иудею, Самарию, Галилею и ряд других. Средоточием иудейской религии считалась Иудея со столицей Иерусалимом, где располагался Храм. Самария и Галилея, тем боле остальные провинции, занимали в этом отношении второстепенные и третьестепенные позиции, часто открыто враждуя друг с другом.