Земной образ Христа в евангелиях. 2

Юрий Ривкус
2. ИУДЕЯ  ПЕРЕД  РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ

     Чтобы лучше  понять  Евангельские тексты, следует  вкратце вспомнить историю Иудеи (Израиля) той эпохи.
     Одно из  древнейших государств, Иудея за свое многовековое существование пережила много бед и напастей.
      В VI-IV веках до новой эры иудейские общины были вкраплены среди филистимлян (палестинцев), враждебно настроенных против эверов (евреев). В IV веке до н.э.  территорию  захватили вавилоняне. Их царь Навуходоносор II разрушил  иудейский Храм в  Иерусалиме (Ершалаиме) -  центр притяжения всех  иудеев,  угнав их в плен. Затем на смену вавилонянам пришли  персы и царь Кир II возвратил иудеев в  Палестину.  Храм был восстановлен.   
      Во главе  гражданско-храмовой иудейской общины  стояли первосвященники. Общество  четко делилось  на две  категории: жрецов и нежрецов  (общинников). Именно  с  них  жрецы  собирали  для  себя  разнообразные  налоги  и подати.  В хозяйствах  общинников  трудились и  рабы.  Эллинизм  оказывал значительное  влияние на быт и идеологию иудеев. Возникли  два движения: эллинистов и хасидеев (др.-евр. «хасид» - «благочестивый»).  К эллинистам  относились многие представители  местной знати, торговцы и ремесленники, заинтересованные в иноземных  рынках сбыта. Хасидеи же стремились сохранить прежнюю  религиозную замкнутость и осуждали эллинистов.  Между этими движениями часто происходили кровавые распри.
      В  167-142 г.г. до н.э.  хасидейский клан Маккавеев поднял восстание против  эллинистов, завоевав престол. По договору с Римом Иудея  была признана независимым государством.
      Маккавеи  положили начало правлению  в Иудее  династии Хасмонеев. В 104 г. до  н.э. правитель Аристобул I принял царский титул, восстановив царскую власть в Иудее, не существовавшую там со времен вавилонского плена. При Хасмонеях, проводивших захватническую политику, страна из гражданско-храмовой общины превратилась в монархию с  пышным двором, огромным бюрократическим аппаратом, наемным  войском, что привело к очередному  значительному росту налогов.
      К этому времени как  раз  расцвела  агрессивность  Рима, покорявшего одно  за другим  государства  Малой Азии. Римская империя вплотную приблизилась к границам  Иудеи.
      Римляне бесцеремонно вмешивались во внутренние дела Иудеи. Там начались междоусобицы, борьба за трон разных римских ставленников. Во времена гражданских войн в Риме (49-30 г.г. до н.э.)  из  Иудеи  выкачивались огромные средства,  что поощрялось местной  правящей верхушкой, приходящей к власти  с  помощью римских императоров и полководцев. 
      Хасмонеи сходили с исторической сцены. Последний их представитель  - Гиркан II (65-40 г.г. до н.э.)  имел  лишь титул  первосвященника.
      На это  время пришелся взлет карьеры Антипатра, соратника Гиркана, которого Юлий Цезарь назначил римским наместником Иудеи. В  37  г. до н.э. к власти пришел  сын Антипатра   Ирод. Династия Хасмонеев была отставлена от престола и его  занял  Ирод Великий (37-4 г.г. до  н.э.). Он установил в  Иудее кровавый режим, усугубленный тяжелым  налоговым  гнетом. Раболепствуя перед Римом, Ирод жестоко подавлял  любые выступления против  его власти.
      После смерти Ирода  Великого  в 4 г. до н.э. единому  Царству  Иудейскому  пришел  конец. Император Октавиан Август разделил его на четыре части между сыновьями Ирода - Архелаем,  Иродом-Антипой, Филиппом и его сестрой Саломеей. Правивший половиной прежнего царства  Архелай (4 г. до н.э.- 6 г. н.э.) за необоснованную жестокость был смещен Августом и сослан. Иудея превратилась  в римскую  провинцию,  управляемую  имперскими прокураторами.  Первым прокуратором Иудеи  был Копоний (6-9 г.г. н.э.). Наиболее известен пятый прокуратор Понтий Пилат (26-36 г.г. н.э.). Как и его предшественники, он  занимался коррупцией, казнями без суда, кровавым  подавлением недовольства населения, но прославился судом  и казнью основателя новой религии – Иисуса Христа.
     Во времена римского  господства в Иудее  часто вспыхивали бунты и восстания против завоевателей, местной аристократии, ростовщиков,  сборщиков  налогов (мытарей).  Вызывал  неприятие  процесс романизации  Палестины,  население  которой (иудеи) придерживалось единобожия в отличие от языческой религии Рима.
     Разорение народа  стимулировало усиление  религиозного ожидания пришествия избавителя – Мессии, способного установить  справедливое Царствие Божие на  земле.
Среди  низших  слоев  населения  популярной была  секта Назореев (от  древнееврейского  «назар» - «воздерживаться»), родственная  одной  из  эллинистическо-римских  философских  школ, т.н. Стоиков.  Это  были  проповедники-аскеты, призывавшие  к  общинной  жизни,  довольствованию  минимальными  жизненными  условиями, готовности  к  скорой  встречи  царства  света  и добра  на  земле, куда  войдут  лишь  праведники  бедняки.      
     В такой  обстановке  и  развивались события, описанные  в  Новом Завете.
     К  этому времени, в  I  веке Новой эры, Палестина включала в себя провинции Идумею, Иудею,  Самарию, Галилею и ряд других. Средоточием  иудейской религии  считалась Иудея со столицей Иерусалимом, где располагался Храм. Самария и Галилея,  тем боле остальные провинции,  занимали  в этом отношении второстепенные и третьестепенные позиции,  часто открыто враждуя друг с другом.