Юрий БУХАРЕВ
ЗЕМНОЙ ОБРАЗ ХРИСТА В ЕВАНГЕЛИЯХ
1. ВСТУПЛЕНИЕ
Новый Завет из 27 произведений (четыре Евангелия – от Матфея, Марка, Луки и Иоанна; Деяния Апостолов, их Писания, Откровение Иоанна Богослова – Апокалипсис) как составная часть христианской Библии – замечательный образец древней литературы. Он не менее интересен и важен, чем другие литературные памятники далеких эпох и имеет ту же непреходящую ценность для познания этапов развития общества, мышления, социологических и религиозных представлений, быта народов и др.
Новый Завет – продолжение Ветхого Завета (Договора), заключенного с Богом пророком Моисеем. В нем описаны деяния сошедшего на землю Мессии (Христа) в образе Сына Человеческого – Иисуса, пророчества о котором содержатся в Ветхом Завете.
Вековые споры об историчности Иисуса в настоящее время уже завершены и он признан реальной личностью. Это подтверждается многими фрагментами текстов Нового Завета, характеризующими вполне человеческие черты его поступков, нетипичных для традиционных представлений о божествах.
Реальность Иисуса Христа подтверждается хотя бы тем, что «Сыном Божьим» он был признан на основании ссылки на пророчество Ветхого Завета ( Книга Исход, 7:14), где сказано: « Се, Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: с нами Бог». Если бы христиане просто бы придумали своего Бога, логичнее было бы и назвать Его Еммануилом, а не Иисусом, по-еврейски Иешуа, весьма распространенным именем, да к тому же из Галилеи, на севере Палестины. Эта часть Израилева царства не признавалась ортодоксальными иудеями за родину ожидаемого Мессии. Следовательно, допустимо предположить, что речь шла о реальной личности.
И таких фрагментов весьма много, хотя в разных частях Завета они трактуются по-разному, в зависимости от задач, поставленных авторами. Чаще всего они ретушируются фантастическими сюжетами, разночтениями у разных Евангелистов и Апостолов.
И все же при внимательном прочтении Нового Завета и с учетом исторических фактов можно представить достаточно цельный образ Иисуса-человека, оставляя в стороне его ипостась Бога-Сына, пришедшего освободить верующих от Первородного греха. Поскольку более ранних свидетельств о нем попросту не существует, Новый Завет можно считать первоисточником, написанным если и не соучастниками деяний Иисуса, то, во всяком случае, достаточно осведомленными о нем людьми. Позднейшая же апологетическая литература о Христе имеет явный пропагандистско-тенденциозный характер и не может считаться достоверной.
Историчность Иисуса Христа рассматривается с XVIII века, Эпохи Просвещения, но наиболее серьезными и объективными работами в этом отношении следует признать такие исследования как «Происхождение христианства» А.Робертсона (М.,1956), «Тайные писания первых христиан» И.С.Свенцицкой (М.,1980), «Сказания Евангелистов» Зенона Касидовского (М.,1987) и ряд других, относящихся ко второй половине ХХ века, когда возобладал научный подход к проблеме.
Настоящий краткий обзор лишь несколько дополняет указанные исследования, испытывая к тому же несомненный пресс субъективных представлений автора.