Вензель символичное безмолвие истории

Анна Петросян
Ах, если бы только Золушка знала, что вместо перебирания проса лучше было бы тайком вышивать свое имя на батистовых платках! Не пришлось бы оставаться без обуви посреди ночи в чужом доме. Белошвейка-подружка Арамиса была куда сообразительнее.
Да и не только она: сотни прекрасных дам и не менее прекрасных кавалеров имели в своем распоряжении с дюжину приятных вещиц  с собственными инициалами. Что уж говорить о коронованных особах. Те подходили к делу со свойственным обладателям голубой крови размахом: изящные вензеля красовались не только на гербе, троне и перстне-печатке, но и на занавесях, простынях и даже обеденных салфетках. Вот она – извечная тяга человека оставить свой след в истории, ухватиться за вечность, быть убежденным в том, что потомки будут гордиться своими дальновидными пращурами. А все начиналось просто. И вылилось в узоры архисложные, но от этого не менее притягательные.
Учебники истории утверждают, что как только человек осознал свою самобытность и уникальность, он начал искать способы самовыражения. Изящной, но в то же время сильной формой подчеркнуть свой статус стало создание вензеля. Вензельные изображения восходят к первым векам нашей эры. Их использовали для знаков отличия, помещали на монеты и марки, украшали родовые гербы. В домашней библиотеке каждая книга была отмечена вензелем её владельца. Фамильный вензель ; имя, вплетенное в историю.
Вензеля – витиеватые переплетения инициалов – появились на основе вязи, самого древнего способа соединения письменных знаков. Вязь представляет собой объединение нескольких начертаний букв в один составной элемент. Она встречается в санскрите и хорватской глаголице. Известно несколько видов вязи: простая; сложная и узорная. Простая вязь известна на Руси с Х века. Очевидно, она пришла к нам из Византии. Ее основная функция – сокращение письма. Для этого применялся вышеописанный способ начертания – буквы, имеющие общие элементы, объединялись в один знак. Сложная вязь появилась позже вместе с узорной. Она возникла на основе простой, являясь ее закономерным продолжением. Широкое распространение сложная вязь получила в XIV веке. Она отличалась от простой более компактным и замысловатым объединением знаков. Не две, а три-четыре буквы с помощью сложной вязи объединялись в единый письменный элемент. Узорная вязь представляет собой художественно оформленную сложную вязь. Письменные знаки украшались арабесками, узорами, располагались в виде какой-либо фигуры или орнамента. Узорная вязь впоследствии легла в основу создания монограмм, вензелей, а также условного письма, продолжением которого является современная стенография.
Наиболее сложные с точки зрения художественного исполнения - вензеля русских царей. Их изображения сохранились до наших дней на старинных монетах и царских семейных реликвиях. По их виду мы можем судить о степени развития художественного и геральдического искусства мастеров дореволюционного времени. Все вензеля на монетах историки разделили на две группы: образованные русскими (современными или церковнославянскими) литерами или латинскими. Латинские литеры на монограммах русских царей чеканились до начала царствования Екатерины II. С ее восхождением на русский престол в вензелях стали использоваться исключительно русские буквы. для соединения инициалов применяли узорную вязь; располагали одну или две литеры в зеркальном отражении, создавая симметричные вензеля; в центре монограммы помещали дополнительное изображение (гербового орла, звезду, ленту и т. п.); некоторые монограммы выполнялись в крестообразной форме.
К слову сказать, все вензеля смотрятся величественно, богато. Такой стиль выполнения монограмм не случаен. История вензеля уходит в далекое прошлое. Во времена, когда простые крестьяне ставили вместо росписи крестик, знатные люди заверяли важные бумаги своей личной печатью – вензелем. Его чеканили на перстнях, монетах. Вензелями украшались ворота особняков. Фамильный вензель всегда являлся важной частью родового герба. Обладание данным знаком считалось особой привилегией высокопоставленных особ. Государь мог иногда пожаловать вензелевое изображение имени особо отличившемуся подданному в знак своего благорасположения, милости. Вензеля также являлись визитной карточкой известных художников, скульпторов, которые часто помечали свои работы личными монограммами.
Однако, несмотря на всю сложность рисунка вензеля, он должен легко читаться, расшифровываться, чтобы зрителю были понятны буквы - инициалы, а также значение примененных символических элементов. Особую информативность при этом имеют как отдельные знаки, так и цвета. Например, царские фамильные вензеля часто украшались короной (символ власти), дворянские вензеля – лавровыми венками (символ величия).

Историческое прошлое вензеля внушает уважение. И сейчас волна интереса к вензелям и их символике растет день ото дня. Видимо, проснулась в людях генетическая память и захотелось идентифицироваться и подтвердить свою значимость. И это символично.
Современные вензеля, помимо инициалов своего владельца, также включают и различные художественные элементы: растительные орнаменты, геометрические фигуры, атрибуты власти и профессиональную атрибутику, архитектурные элементы и абстракцию.
Умелое сочетание вязи и графических элементов позволяет мастеру создать оригинальный вензель, который может стать не только личной печатью своего владельца, но и художественным украшением семейных реликвий, фамильного герба, ценным памятным знаком, передаваемым из поколения в поколение.

Современный интерес к фамильным гербам, вензелям неразрывно связан с ростом внимания к личности человека в обществе, подъемом самосознания и патриотизма людей. Недаром гербы и вензеля всегда были достоянием самой знатной и образованной части общества. Сегодня право на обретение фамильного герба имеет каждый, но не все им пользуются. Ведь для решения вопроса о приобретении памятного знака необходимо ощутить взаимосвязь прошлого и будущего, научиться ценить свой род и желать на века остаться в памяти потомков.