В. Путин о безопасности семьи и терроризме

Анатолий Клепов
               

                «Без политической свободы жить очень можно;
                без семейственной неприкосновенности
                (inviolabilite de la famille) -
                невозможно: каторга не в пример лучше.»
 
                А.С. Пушкин

2 декабря 2010 года Премьер-министр России В.В. Путин сказал в интервью известному американскому телеведущему CNN Ларри Кингу, что его дочери живут обычной жизнью, и он не считает нужным «вытаскивать их» на общественную сцену. Телеведущий заметил, что многие даже не знают, что у Путина есть две дочери, и спросил, почему премьер так охраняет свою семью и безопасность своей личной жизни. В.В. Путин ответил: «Вы знаете, к сожалению, у нас много проблем, связанных с терроризмом, и мы просто обязаны думать о безопасности членов семьи, в том числе, прежде всего, детей, дочерей…».

Слова Премьер-министра России еще раз подчеркивают остроту настоящего момента борьбы с терроризмом, когда террористы для достижения своих преступных целей  не брезгуют никакими методами насилия вплоть до нападения на беззащитных детей. К сожалению, что В. Путин не пояснил в своем интервью какая именно безопасность обеспечивается для его детей. В принципе, это и правильно, чтобы не информировать террористов о методах защиты его семьи. Но не сомневаюсь, что наряду с физической защитой его детей используется и информационная защита. Ведь не зря же В. Путин назвал кибертерроризм главной угрозой ХХI века. Таким образом безопасность семьи и несомненно в первую очередь детей является приоритетной задачей не только самой семьи, но и государства в современных условиях, когда резко обострились различные формы проявления терроризма.

 О семейственной неприкосновенности (inviolabilite de la famille) многие сейчас часто не задумываются. Это не только физическая, но и моральная и нравственная безопасность человека. Именно так и понимал её А.С. Пушкин, когда он и принял вызов на дуэль, чтобы оградить от клеветы и позора свою любимую жену и детей. Это была реальная, а не декларируемая защита неприкосновенности его семьи! Ради неё поэт был готов идти на смерть.

Семью и в первую очередь детей необходимо надежно защитить от различных информационных атак, которым они подвергаются со стороны искушенных СМИ, в частности, телевидения. Ребенок, как губка, готов впитывать любую информацию. Но он совершенно не подготовлен и неопытен, чтобы дифференцировать информацию, усваивать полезную информацию для созидательной жизни и отфильтровывать опасную не только для него лично, но и для общества в целом. Показателем жизнеспособности семьи как правильно функционирующей части общества является ее способность создавать и развивать "информационный фильтр", который и защищает от опасного воздействия потока информации, идущего из внешней среды. Важнейшую роль здесь играет семейная культура, которая может снизить вероятность негативного влияния информации и минимизировать её деструктивные последствия и травмы.

Если родители заботливо не оградят детей от информационных атак современных СМИ (телевидения, радио, видео фильмов и игр и совсем не детских Интернет сайтов), каким они увидят мир? Жестоким и враждующим, алчным и коварным, разделенным не только границами, но и религиями. Этот образ многократно и с высоким профессионализмом преподносит телевидение в различных передачах, в том числе и для детей. В результате неокрепшее молодое сознание получает тяжелейшие психологические травмы.  Человек с детства привыкает к насилию и агрессии, становится безразличен к виду крови. А мы потом удивляемся, откуда берется терроризм. Дело в том, что разрушаются нравственные устои семьи, а в результате молодое поколение получает такие информационные и психологические травмы, которые полностью деформирует его сознание, и оно уже не мыслит свою жизнь без агрессии и насилия. 
Рассмотрим психологический аспект этой проблемы на следующем примере.

Ребенок изменился, у него появились вредные привычки, родители не узнают его. Что делать? Чтобы ответить на этот вопрос, проанализируем, что же с ним произошло. Произошел перенос формы поведения из одной среды  в другую, потому что ребенок усвоил и принял за образец для подражания то, чему научили его, например, теле- и видео-фильмы. И ребенок начал вести себя так же. Такое запоминание происходит часто на подсознательном уровне. Этот процесс можно сравнить с проникновением вируса в организм ребенка. Ребенок превращается в носителя пагубной для ребенка информации. Образно говоря, он идет за тем, кто его ведет и кто им управляет. 

Здесь уместно упомянуть в качестве иллюстрации известный эффект Лоренца, когда животное повторяет определенную форму поведения, например, следует за «материнским» объектом. Вполне вероятно, что ребенок усваивает и опасную для него информацию. Из-за своей неопытности, в отличие от взрослого, он не способен проанализировать поступающую извне информацию и защититься от прямого её запечатления. Вот он и воспроизводит её без всяких изменений. Это может привести к информационному рабству личности ребенка .  Многие родители стараются упростить эту ситуацию. Они считают, что их ребенок повзрослеет, поумнеет и образумится.  Хорошо, если так будет. Но такая позиция имеет несколько уязвимостей.

Во-первых, родители часто не понимают, что социальная среда меняется очень быстро. Нынешние дети живут в другом мире, нежели жили их родители. Раньше за информационную безопасность человека отвечало государство. Вспомните фильмы с предупреждением «Детям до 16 вход запрещен!».  И строгие контролеры не пускали малолетних детей на фильмы для взрослых. Это был реальный государственный контроль за нравственностью подрастающего поколения. Государство прилагало максимальные усилия, чтобы отучать  молодежь от «вредных привычек», в том числе от употребления наркотиков, алкоголя и т.п.  А сейчас нецензурную брань порой можно услышать из уст популярных  супергероев кино- и телефильмов, которые таким образом подчеркивают свою мужественность, силу и значимость.  Не удивительно, что этот пример может сильно воздействовать на юных фанатов этих героев, которые будут стремиться и в жизни быть похожими на них.

К сожалению, современное общество не уделяет должного вниманию созданию массовой эффективной психологической защиты  подрастающего поколения от современных информационных угроз, исходящих от некоторых СМИ. Следовательно, резко возрастает опасность информационного «захвата» личности и последующего манипулирования  сознанием человека в нужном направлении, в том числе и для террористов.
Во-вторых, следует принять во внимание, что, усвоив информацию, которую усиленно навязывают некоторые современные СМИ, ребенок становится репродуктором, который воспроизводит и распространяет её, не понимая, что делает. Этот эффект значительно  усиливается, если в семье существует примитивный уровень культуры общения (да и культуры жизни в целом), что приводит в конечном итоге к значительному снижению интеллектуального развития детей. А это в свою очередь увеличивает их внушаемость к негативной  информация поступающей извне.

В-третьих, существует высокая вероятность необратимых личностных изменений, которым подвержен ребенок под воздействием информации. Он легко управляем, в отличие от взрослого человека, потому что идентифицирует себя с теми образами, которые запечатлелись в его сознании. Не поэтому ли идеал для многих современных девочек-подростков – беззаботная жизнь и развлечения без всякой отдачи ни семье, ни обществу?

Принимая во внимание все вышеперечисленные пункты, можно сказать, что существует серьезнейшая  социальная проблема, связанная с информационной безопасностью семьи, которая напрямую связана с  проблемой информационной агрессии (информации прямого запечатления, рассчитанной на «взлом» сознания и проникновения за него) и информационной травмы (прямой записи, которая воспроизводится через ребенка, разрушая его личность).  На мой взгляд, одним из признаков информационной травмы, кроме прямого воспроизведения, описанного выше, является падение ценности человеческого общения. Почему? Настоящее живое общение является источником мыслей, и его глупо воспроизводить буквально.

А личность человека, получившего информационную травму, базируется на прямом воспроизведении. Ему легко воспроизводить и передавать готовые впечатления, поэтому общение с его динамикой и абстрагированием будет для него сложным занятием. В этом плане он трудно управляем при помощи слов. Таким человеком управляют электронные устройства, которые транслируют приятно воспроизводимую информацию: мобильники, компьютерные игры, музыка, видеофильмы, зрелища. Всё, что служит источником впечатлений. Человек получает информацию,  пропускает её через себя и ассоциирует с собственной личностью. Это тоже может быть симптомом информационной травмы.

Вот примеры для иллюстрации. Например, некоторые японские мультфильмы пропагандируют «культ вожака». Об этом сказал  профессор кафедры русского театра Санкт-Петербургской академии театрального искусства Анатолий Кулиш.  Он, в частности, отметил : «.. японцы очень сильны в технологическом плане: техника анимации, удивительно прозрачные цвета, спецэффекты — все на высшем уровне».  Но психолог Мария Осорина объяснила,  к чему это может привести: « Сериал «Покемоны» (сокращение от английского pocket monsters - карманные монстры) вообще вызывает особое раздражение российских специалистов (в Турции этот сериал запрещен законодательно).

Герои мультсериала постоянно убивают друг друга, но «умершие» персонажи как бы лишь на время «теряют сознание», а потом вновь подключаются к игре. «Дети смотрят на это и привыкают к мысли, что насилие не страшно, и его можно применять, если хочешь быть первым». Вот таким образом высокотехнологические современные средства СМИ могут эффективно формировать личность детей.

Говоря о защите семейной информации, не могу не остановиться на защите персональных данных каждого человека. Просматривая книги в магазине, случайно нашел книгу, в которой приведены данные о геноциде фашистов в Париже. Автор скрупулезно исследовал телефонные справочники жителей Парижа до фашистской оккупации и после. Так вот, огромное число французских граждан с еврейской фамилией просто исчезли из списка. Гестапо забирало евреев просто по списку из телефонной книги и отправляло их в концлагеря для уничтожения! Если бы эти телефонные списки были зашифрованы лучшими шифрами, столько людей не погибло бы в концлагерях. Мне возразят, что гестапо все равно нашло бы этих людей. На это я отвечу, что каждая жизнь бесценна.

К сожалению, правители этого не понимают, а в результате криминал и террористы получают свободный доступ к любой информации. Они крадут персональные базы данных на десятки миллионов людей, но никто за это не отвечает. Мы так быстро забываем прошлое…               
В наше время люди обязательно должны  задуматься о семейственной неприкосновенности, которая подразумевает не только физическую безопасность, но и безопасность   личной информации. Потому что сейчас надвигается страшная угроза – опасность похищения людей. Международный криминал хищно смотрит на Россию, стремясь перенести свою деятельность в нашу страну и заработать огромные деньги на горе людей. Ежегодная прибыль криминала в мире от таких преступлений исчисляется сотнями миллионов долларов США.

В заключение повторю слова Премьер-министра России В.В. Путина о том, что «…у нас много проблем, связанных с терроризмом, и мы просто обязаны думать о безопасности членов семьи.» Они заставляют задуматься и об опасности кибертерроризма. Ведь в наше время криминал использует новейшие информационные технологии, чтобы перехватывать телефонные разговоры, анализировать голоса и речь ничего не подозревающих собеседников и синтезировать на компьютере любые фразы, которые люди никогда не произносили. Главное - это семейная неприкосновенность,  ведь, когда террористы  посягают на безопасность  семьи,  они тем самым посягают на безопасность нашего  государства и наше будущее.