Замок Монсальват Тристан и Изольда

Лилия Внукова
                Предисловие к разделу 

В этом разделе я собираюсь давать обзоры тех книг, которые прочла, и они мне понравились. Может быть, эти заметки помогут студентам-филологам, или заинтересуют любителей чтения. В них, разумеется, много будет цитат, целые выдержки.
Этот раздел -- что-то наподобие краткого пересказа... Свободного Разговора о книгах... Одним словом -- мой читательский дневник. )))
(и если уважаемые читатели будут где-либо цитировать мои собственные мысли (не цитаты из книг) -- прошу давать ссылку на мой лит.раздел на этом сайте)) )



«Замок Монсальват». Это детское изложение средневековых легенд (т.к. запись в чит. дневнике была сделана давно -- не могу дать выходных данных этой книжки).
 
 Все эти средневековые  предания ( и средневековые романы)) ) – в разных источниках разные. Но там, в этой книге, я встретила несколько интересных для себя деталей. Там была легенда о Тристане и Изольде. Это длинная история, и всю её пересказывать ни к чему. В двух словах – Изольда была замужем за королём Марком, дядей Тристана.

И однажды, так получилось, что Изольду чуть не сожгли на костре (за измену мужу женщин в средние века предавали очищающему огню), но Тристан её спас. И вместе они, некоторое время, скрывались в лесу Моруа. По одним легендам – в заброшенном замке. По этой книжке – просто в шалаше. Но это было единственное время в их жизни, которое они провели не разлучаясь, вместе – в лесу Моруа. «… Износилось богатое платье Изольды, пальцы её стали такими тонкими и прозрачными, что перевивала она травинками кольца, чтобы не скатывались с её рук… Но счастливы были Тристан и Изольда»…

А дальше в этой книжке говориться вот о чём: король Марк знал, что его племянник и его жена где-то скрываются. Однажды он поехал на охоту, и наткнулся на убогий шалаш. Заглянул он в щель – и увидел их спящими. А потом увидел, что Тристана и Изольду разделяет меч, лежащий меж ними. Тогда король Марк тихо взял меч Тристана, и положил на его место свой, одел на руку Изольды кольцо, и заткнул своей перчаткой щель сверху шалаша, чтобы солнце не тревожило спящую Изольду. Когда они проснулись, то увидели и меч, и кольцо, поняв, что король Марк был тут -- и не стал их убивать. Изольда же заплакала. И Тристан тоже сказал, что теперь они должны разлучиться навеки, потому что король Марк простил их.


Изольда вернулась в замок короля Марка, а Тристан уехал в Англию, странствовал, стал рыцарем Круглого Стола короля Артура. По другим источникам ( не этой книжке), даже женился на другой Изольде -- Изольде Белорукой. Но, судя по всему, думал об Изольде Белокурой, потому что жена его ревновала.

Умер он от отравленной раны. И, на смертном ложе, написал королю письмо с просьбой отпустить к нему Изольду – потому что она одна может исцелить его.

Изольда, правда, была ирландкой, и так же как её мать, ведуньей, в первый раз она исцелила Тристана от отравленной раны. Но, хотя король Марк отпустил её, Изольда не успела вовремя приехать, опоздала на час. Тогда она легла рядом с умершим, и тоже покинула этот мир. Их похоронили по разные стороны от церкви (а мужа и жену раньше хоронили в одной могиле) – но через несколько дней все увидели, что из могилы Изольды вырос розовый куст, а из могилы Тристана – терновник, и ветви их, поднявшись над церковью, переплелись.

Такой вот, один из самых популярных куртуазных романов. А какая божественная музыка в опере Вагнера!… Мне иногда кажется, что музыка – и была тем любовным напитком, что связала Тристана и Изольду.

Тристан был прекрасным арфистом, и хорошо пел. Когда он в первый раз был ранен – в поединке с дядей Изольды, Морхальтом,-- оружие Морхальта было отравлено. И, на самом деле, только какая-нибудь ведунья из Ирландии могла его спасти, т.к. никто больше не знал противоядия.

Тристану тогда было что-то около двадцати лет, может, ещё младше, но он чувствовал, что умирает, и поэтому попросил у короля Марка для себя лодку, его туда перенесли. Он взял с собой только арфу. И лодку оттолкнули от берега в открытое море. Тристан, естественно, не мог управлять лодкой, и доверился волнам, ветру. Он, пока путешествовал по морю, играл и пел.

Через какое-то время лодку прибило к берегу, возле незнакомого замка. В нём жила Изольда, со своим отцом и матерью, сестрой рыцаря Морхальта. Поскольку меч Морхальта был напитан отравой там – только там (естественно) и могли найти противоядие. Рано утром в замке увидели лодку на волнах, а потом услышали чудесную игру и пение. Тристан был очень искусным арфистом. Конечно, раненого приняли в замке, ни о чём не догадываясь.

А ещё в древних картах Таро существует карта «Арфист». Тот, кто каким-то образом соприкасается с миром мёртвых. Конечно, отправляясь в это путешествие по морю Тристан думал скорее о смерти, чем о жизни. Потому что там было написано (в романе), что он несколько месяцев тяжко страдал от этой раны, она никак не заживала.


Интересно было бы прочитать, что пишут о скрытых символах этой истории. Лодка, открытое море и сознательное одиночество. По-моему дело тут даже и не в смерти. А в каком-то глубоком внутреннем порыве – обращения к Богу? Какого-то мистического опыта?... Правдой – или нет была эта история, конечно, никто не знает. Просто красивая легенда. Но рыцари Артура, прежде чем чего-то достичь (к примеру, святого Грааля) – непременно встречали такой безлюдный корабль, и некоторое время проводили на нём в одиночестве, в море. И Парцифаль, и Ланселот. Все.


Корабли и море – это, конечно, значимые символы. Но один из самых значимых – это лес. Лес Моруа. Моргана – фея Моргана, сестра Артура, владычица волшебного острова фей Авалон, куда, спящим, был увезён король Артур. Морхальт – дядя Изольды, с чьего меча всё и началось. Что означает символика леса в индийской традиции? Я не знаю, ты знаешь это лучше меня – ты ведь читал индийскую философию. Только не молчи, дай что-нибудь прочитать, или расскажи сам (что лучше – читать – долго, лень).

Лес, как всеобщий символ – это такой вечный лес, где бродят все души, ищут пути к свету. И лес Моруа – именно этот вечный лес. Только там могли скрыться Тристан и Изольда. Почему они смогли там прожить? Видимо, потому что видели этот свет друг в друге. И даже были счастливы в том лесу. Они не учли только одного, что это лес Мёртвых. И он их постепенно убивал (как ты правильно когда-то заметил). Заметнее всего это было по Изольде, ведь всё-таки Тристан – рыцарь, и физически крепче. Но Изольда просто «истончалась» с улыбкой на губах.

Невольно проводится параллель со стихотворением Шелли  «Азиолла» – что мужчина и женщина там (сам Шелли и его вторая жена Мэри) живут в сумеречном мире. Перси Шелли был уже женат, когда они встретились с Мэри.
Сова – птица богини Ночи (Некты). Сумеречный мир – мир не живых и не мёртвых. Кстати, в этом мире, судя по всему, находилась и страна фей. В другой легенде, в «Томасе Рифмаче»-- рассказывается, что в королевстве фей всегда сумерки, там нет ни солнца, ни луны, он – под землёй. Почти Аид – но не Аид. Там нет дождей. Только густая-густая роса. Вот откуда потом пошли все эти фэнтезийные миры, в т.ч. и Желязны!

Так что король Марк – и пожалел, и простил их, рука об руку идущих к смерти. Видимо, они, действительно, странное производили впечатление, в том шалаше. Замкнувшиеся от всего социума, по сути, от самой жизни...

Перси Шелли
                Азиола
                1
               «Ты слышал, Азиола не кричала?
               Мне кажется, она вот в этой стороне»,--
               Сказала Мэри мне,
               Когда сидели мы, безмолвно и устало
               В беззвёздных сумерках, не зажигая свеч,
               И я, боящийся докучных, лишних встреч,
               Спросил: «Кто Азиола эта?»
               Как я возликовал, узнав из слов ответа,
               Что нет и тени в ней людского существа;
               Испуг мой Мэри увидала
               И, усмехнувшись, мне сказала:
                «Не бойся! То птенец-сова.»

                2
                Печальное созданье, Азиола!
                Я услыхал в вечерний час
                Твой крик певучий много раз,
                В глухих лесах, в полях, над ровной гладью дола,
                В болотах, на откосах гор,
                С участием тебе внимал я с этих пор;
                И никогда ни пенье птицы,
                Ни шум ветров, ни голоса людей,
                Ни рокот лютни-чаровницы
                Не трогали души моей,
                Как ты: не так, как все, и этих всех нежней.
                Тебя с тех самых пор, печальное созданье,
                Я полюбил за крик, похожий на рыданье.
                (1821)

               
Почему-то думается (создаётся впечатление...), что дом этот стоит возле болота.

«В беззвёздных сумерках, не зажигая свеч.» Не зажигали огня и Тристан с Изольдой, чтобы не привлекать внимания к своему убежищу. Беззвездные сумерки – сумерки царства Фей. Вот они. Всего лишь…

Закон социума просто не принял их (Перси Шелли и Мэри..., равно как Тристан и Изольда...) отношений. И они оказались вне жизни. А, может быть, в глубине души ощущали вину. Хотели освободиться от этого чувства – и не могли. Особенно Шелли.

Я уверена, что Шелли не мог не думать о своей первой жене, о двух детях, которых у него отобрали (что очень жестоко!), тем более, что первая жена закончила так страшно свои дни (сначала сошлась с человеком, который её бросил, потом утопилась). Конечно, каковы бы ни были отношения, когда женщина рано выходит замуж, и при таких обстоятельствах (она сбежала из дома замуж) – то уже сживается со своей ролью, не представляет иного. Потому что никогда, по-сути, не жила одна.  Если вдруг что-то происходит, она чувствует себя словно бы разрубленной на две половины. Одна из которых умерла. Живёшь – но тебя только часть. И много времени проходит, прежде чем «доращивается», уже самостоятельно, то, что потерялось. Если вообще это возможно.  Несомненно, Шелли жил с чувством глубокой вины. Неправда, что он об этом не думал, забыл. 

«Не так как все, и этих все нежней» -- по-сути, Азиола это название, олицетворение их с Мэри отношений. Не так как все. Сова – я читала  в средневековом бестиарии, что её считали птицей дьявола. Из-за того, что она ведёт ночной образ жизни. И птицей мудрости, это известно.

И всё равно – Шелли – это Великий Дух. Даже в своём стремлении к свободе, прежде всего в этом стремлении. И в личной жизни – тоже. Так знаково, что он погиб в море! Это абсолютная мистика. Открыла наугад в его стихотворениях: «…И слита часть одна, всё стройно в ней вполне, Но часть ещё дрожит в сердечной глубине...».

......

P/S. В Эрмитаже (недавно ездила в Питер)видела выставку о времени Средневековья. Думаю, из запасников Эрмитажа, или по обмену с Францией, этот год ведь объявлен годом Франции )) Так вот, там видела средневековые миниатюры на кости, по сюжету романа "Тристан и Изольда". Ведь самый популярный роман Средневековья, конешно, этих сцен и не могло не быть!)) Одна из миниатюр изображала ту самую сцену, когда король Марк нашёл Тирстана и Изольду спящими. И на миниатюре между влюблёнными лежал меч. Как дополнительное, символическое пояснение о том, что телесной близости между любовниками не было, только духовная.

В качестве иллюстрации к статье сценка из фильма "Тристан и Изольда" 2006,  (Джеймс Франко — Тристан, София Майлс — Изольда) Страна: Германия, США, Великобритания, Чехия
Режиссер: Кевин Рейнольдс / Kevin Reynolds.


Вот -- интересный форум о замке Монсальват --
 http://forum.rozamira.org/index.php?showtopic=1588