Всему начало здесь

Людмила Каутова
       
Обозначив  в минуту  уныния свой статус на сайте «Одноклассники»: «Сегодня я женщина без прошлого», -   стала ждать сообщений, правда, особенно не надеясь, что кто-то ответит. Ведь прошло  почти 40 лет с тех пор, как я, окончив Угранскую среднюю школу, а затем Смоленский педагогический институт, уехала  по распределению в Красноярский край. Постепенно  связи с родной школой, одноклассниками, учителями были утрачены.


Трудно выразить  чувства, когда однажды, открыв  страницу в «Одноклассниках», я увидела фотографию подруги детства Риммы Свешниковой и текст: «Как это ты женщина без прошлого? Я твоё прошлое».


И началось… А помнишь, а помнишь? Оказывается, помним многое, и воспоминания об Угре, школе, учителях самые светлые. Угра, как нам казалось тогда, -  вполне цивилизованный посёлок: 2 клуба, неплохая, по тем временам, библиотека (во всяком случае, всему хорошему в нас, мы обязаны и ей). Правда, в весеннюю распутицу на улицах была непролазная грязь.  А сапоги на что? Зато летом по улице Ленина отбивали под гармонь пыльную чечётку вознесенские парни и девчата, провожающие  гостей к поезду. Поправив на плечах праздничный платок, взвизгнет частушечница, выделывая незамысловатые па перед гармонистом, и разбудит уснувшие дома звонкая шуточная припевка: «Мой милёнок, как телёнок…». Угра…-  милая, дорогая сердцу родина. Земляничные поляны, потаённые грибные места в окрестных лесах, безобидная тихая река…


 Другой сейчас стала Угра, школа, ушли из жизни, но не из памяти многие наши любимые учителя. Нам  тоже за 60.   Мы родом из детства, всему начало здесь. И моя статья – благодарный низкий поклон,  цветы запоздалые тем, кто стремился в трудные послевоенные голодные годы сделать нашу жизнь хоть чуточку лучше и дал нам всё необходимое для дальнейшей жизни.


Школа немыслима без хозяина  -  директора. Как сейчас вижу Алексея Александровича Свешникова, идущим по школьному коридору, который был одновременно и спортивным, и актовым залом. Но это нисколько не мешало школе иметь лучших спортсменов и прекрасную художественную самодеятельность. Слегка пригнув голову, по школе шёл хозяин, и его цепкий взгляд из-под нахмуренных густых бровей  замечал любые мелочи. Его рабочий день начинался в 7 часов утра, а заканчивался в 9 часов вечера. Интеллигентный, всегда подтянутый, корректный, настоящий профессионал, он отдал школе  жизнь. Он даже жил рядом со школой, чтобы не упускать из поля зрения всё, что вокруг неё происходит. Авторитет имел непререкаемый и у учителей, и у учеников, и у родителей. Я тоже жизнь отдала школе:  работала администратором: заместителем  директора школы по воспитательной работе, затем заместителем директора гимназии по науке. Преданность  делу, умение идти в ногу с веком -  это у меня от него. В школе благодаря его заботам, мы учились всему: на уроках труда, даже  девочки, под руководством учителя Дмитрия Ивановича Новика, делали почтовые ящики, табуретки. Правда, теперь это не одобряется, в школах отменили даже самообслуживание (видимо, собираемся растить только олигархов), но тогда я  гордилась, что на калитке у моего дома висит сделанный  детскими руками, далеко не шедевр, почтовый ящик.


 Мы постоянно трудились на общее благо. Решили заложить вокруг школы фруктовый сад -   ученики собирали яблочные зёрнышки. Принимали их по счёту. Из них вырастили саженцы. И у каждого ученика в саду была своя яблонька, о чём свидетельствовала табличка, где указывались фамилия и класс.

 Заканчивалась одна акция -  начиналась другая, например, сбор золы для удобрения колхозных полей. С санками и мешками  мы шли от избы к избе, стараясь собрать, как можно больше. Строилась новая школа  -  собирали на полях камни для фундамента.


 Бывали и курьёзы. Однажды на лето получили задание вырастить по одной курице. Я, конечно, благополучно об этом забыла, а осенью наступил час расплаты. Пришлось слёзно просить соседа дядю Митю, колхозного бухгалтера,  выдать фальшивую справку. Он долго сопротивлялся, но справку всё-таки написал. До сих пор  помню текст, видимо, для исполнительной девочки этот факт был настоящим потрясением,  и совесть мучила очень долго. Дословно: «Справка выдана Каутовой Людмиле о том, что она сдала в колхоз 1(одну) взрослую куру».


Нас учили любить народное искусство. Алексей Максимович Гладков создал ансамбль народных инструментов, хор, где я, как солистка, старательно выводила: «Калинка, калинка, калинка моя…». Мы исполняли танцы народов СССР, ставили спектакли. А зимними вечерами ездили на школьной лошади по соседним деревням с концертами. Как сейчас помню: лежим в санях, смотрим в звёздное небо и поём популярную тогда песню: «Ой, ты, зима морозная, ноченька яснозвёздная…». А в деревне, в самой большой избе, клубов тогда было очень мало, нас  ждали благодарные зрители.


Ах, как это   пригодилось в дальнейшем! Работая в школе, я могла поставить спектакль, организовать агитбригаду, разучить с детьми танец, сыграть на фортепиано, написать сценарий любого праздника.

 
Именно здесь, в школе,  учитель литературы  Николай Васильевич Алдунин предопределил мою судьбу, сказав, что я гуманитарий, а пример моей мамы, Каутовой Надежды Дмитриевны, учительницы начальных классов, Отличника просвещения РСФСР, стал определяющим в выборе профессии учителя.  Звание это она заслужила своим добросовестным трудом. Для неё не было чужой работы, все дети для неё были её собственными. К ней на дополнительные занятия с табуреткой на спине (в доме не хватало мебели) издалека шёл мальчик Боря, приходила цыганка Маня, которой она перед занятиями, ничуть не брезгуя, мыла голову, а затем  расчёсывала волосы частым гребешком. Я всегда удивлялась тому, насколько воспитанными и дисциплинированными были её ученики. Иногда в экстренных случаях мне приходилось проводить с ними уроки. О, чудо! Они относились ко мне, тогда ещё десятикласснице, как к настоящей учительнице. И мне казалось, что работать в школе легко и просто. И только через несколько лет, встав за учительский стол, я поняла, каким трудом достигается  лёгкость.


А сколько тепла было в отношениях с учениками у Ксении Дмитриевны Свешниковой, тоже учительницы начальных классов! По воспоминаниям её бывшей ученицы Валентины Егоровой, она постоянно подкармливала голодных ребятишек, раздавая  на перемене кусочки сахара и хлеба. И это при собственной мизерной зарплате!


Моя первая учительница Анна Алексеевна Таричева дала мне глубокие прочные знания  -  основу основ дальнейшего обучения и, что очень важно, привила любовь к чтению. Когда при зачислении в пединститут декан удивился количеству набранных  мною баллов, в этом была её  заслуга. Когда коллеги рукоплескали мне, одобряя на краевой научной конференции результаты моих исследований, в этом её заслуга. Когда издаваемый мной методический журнал «Вестник гимназии» получил признание педагогического сообщества, когда мне присвоили звание « Отличник просвещения РСФСР», в этом тоже её заслуга.
Далеко не в каждой школе ученица могла позволить себе спросить у своей учительницы литературы в конце сочинения, что она думает о ней  и здесь же в сочинении получить ответ, который помог ей понять себя: «Внешне ты производишь впечатление очень гордого, неприступного человека, но за этим скрывается страшная робость». Милая Лилия Степановна Гайдукова, к которой я могла прийти домой с любым вопросом, мне это было позволено, была великолепным психологом.


 Именно здесь, в школе, мой классный руководитель Александра Александровна Яковлева, не только дала хорошие знания, но и привила мне «святую к музыке любовь». К классным часам по её заданию мы готовили пересказ либретто известных балетов, опер, оперетт. Страстно влюблённая в музыку, Александра Александровна ставила пластинку на старенький проигрыватель, и мы погружались в мир грёз и фантазий. Конечно,  нравилось не всем, но для меня это был праздник. Я  ждала эти встречи с прекрасным, потому что  источником музыки в доме  было только чёрное радио-тарелка с единственной программой.


Позднее, работая в одной из сибирских школ, помогая своему ученику десятикласснику пережить глубокую трагедию – потерю родителей, с твёрдой уверенностью, что музыка лечит душевные раны, я приглашала его к себе домой, зажигала свечу, ставила на проигрыватель пластинку с фугой ре-минор И.С. Баха или что-то другое из классики. Через много лет он мне признался, что  не понимал, зачем всё это? Но теперь каждый раз,  услышав эту музыку, узнаёт её, волнуется и вспоминает обо мне с благодарностью. Он и не подозревает, что благодарить  должен Александру Александровну.


Знать о прошлом просто необходимо, чтобы понять настоящее, чтобы прогнозировать будущее. Сейчас много говорят об авторитете учителя. Уверена: только сам современный учитель может поднять себя на прежнюю высоту. Образцы поищите в прошлом.

 
P.S  А свой статус на страничке в «Одноклассниках» я изменила.


Г. Сосновоборск Людмила Каутова-Табакова
Красноярский край
2010 год
(Газета "Рабочий")