Розы для призрака. Роман, часть 9

Геннадий Стальнич
Антикварный магазин «Элефант» я нашёл без труда. Он занимал половину первого этажа двухэтажного здания, соседствуя с книжной лавкой «Белые Облака». Едва я открыл дверь в магазин, как сразу понял, почему он так называется. У входа, на мраморной подставке, причудливо сверкая голубым светом, стоял  нефритовый слон. Я сразу же отметил с каким вкусом оформлено внутреннее убранство магазина- казалось, что на машине времени я перебрался на пару столетий назад. Интерьер составляли органично подобранные старинные стулья, кресла, инкрустированные столики, развешанные на обитых под старину деревом стенах картины и гобелены, стеклянный прилавок с подсветкой, где покоились ювелирные изделия, холодное оружие было прикреплено к коврам, посередине зала на искусственном фонтане подпрыгивал хрустальный шар с кружившимся внутри снегом. Полная звукооизоляция, только звук шумящей воды из бутафорского фонтана. И  тишина. Я завороженно следил за шаром. Потом начал рассматривать висящие на стене картины. Неужели всё это подлинники? Эх, темнота. Пробел в образовании. При своей памяти я мог назвать имена многих художников, но сказать кто из них импрессионист или сюрреалист, или тем более отличить манеру письма одного от другого - увы, здесь я казался полным профаном. Авангард я не понимаю, мне больше нравятся портретисты ,такие как Шилов или Глазунов. Хотя работы Дали меня тоже завораживают. А вот энергетику кубистов или футуристов мне не понять. Вооружившись чёрной краской и линейкой, я, вероятно, тоже смог бы нарисовать чёрный квадрат. Проблема в том, что до меня это сделал Казимир Малевич...
Я рассматривал картины итальянского мастера на мифологическую тему, когда услышал позади голос:
- Добрый день.
Я обернулся. На фотографии Александр Владимирович Орлов казался старше. В жизни он явно не тянул на 50 лет. Передо мной стоял моложавый подтянутый человек лет 40, невысокого роста, седеющий, с залысинами, с открытым взглядом голубых глаз, одетый в голубую рубашку и стального цвета стильный костюм. В помещении работал кондиционер и в магазине было прохладно. В обстановке в стиле ретро, и по сравнению с классически одетым хозяином магазина, я в своём джинсовом прикиде, наверно,  казался инородным телом.
- Здравствуйте. Меня зовут Геннадий.
- Александр, - просто представился Орлов.
Я отметил его крепкое рукопожатие.
- Вы хозяин этого магазина?
- Да. Чем я могу Вам помочь? Интересуетесь живописью?
Я отвёл взгляд, прошёлся по магазину. Хозяин не торопил, молча сопровождая меня. Я остановился перед шаром, отрешённо посмотрел на него.
- Вам тут только аквариума с рыбками не хватает.
За спиной, чуть правее, раздался смешок.
- Я предпочитаю более крупных животных. Например, собак, стаффорда.
Я резко обернулся и посмотрел Орлову в глаза.
- Александр Владимирович, я не буду ходить вокруг да около. В ваш город я приехал с целью покупки зеркала Луи Арпо. Вы чем- нибудь можете мне помочь?
На меня спокойно смотрели голубые глаза.
- Вот как. Значит, Вы не из органов?
- Нет,- улыбнулся я. – Я  частное лицо.
Орлов пристально посмотрел на меня.
- Что? Я не похож на коллекционера?
Орлов пожал плечами.
- Меня это не интересует. Хотя, Вы скорее больше напоминаете мне человека, который действует по поручению лица, желающего приобрести это зеркало.
Проницателен, ничего не скажешь.
Антиквар подошёл к старинным настенным часам, завёл их. Затем поправил ворот своей рубашки и манжеты. Я засмотрелся на его профиль. А ведь не зря его в кругах коллекционеров называют «Графом» - и манеры, и внешность соответствующие.
- Александр Владимирович, так Вы мне можете помочь?- спросил я.
Граф  невозмутимо посмотрел на меня.
- Вам знакома предыстория этого зеркала?- спросил он.
- Да. Начиная с его пропажи в Париже, заявления французских антикваров и заканчивая смертью его последнего владельца, Вашего соседа.
Орлов кивнул и подошёл к статуэтке какого-то рыцаря. Он говорил, не оборачиваясь ко мне.
- Я не думаю, что это зеркало представляет собой историческую или художественную ценность. Хотя само по себе является раритетом - всё-таки XVIII век. Мастер неизвестный в кругах коллекционеров. Но...
Орлов обернулся и многозначительно посмотрел на меня.
- Оно может представлять собой ценность для разного рода...
Граф замялся.
- ... групп людей, считаюших, что оно обладает некой силой.
- Например для сатанистов,- тут же отреагировал я.
Орлов прошёлся по магазину, поправил висящий на ковре старинный кинжал.
- Возможно и для сатанистов,- необорачиваясь, произнёс он. – Хотя я считаю всё это вымыслом.
- Даже так?
Мой собеседник обернулся и приблизился ко мне.
- Дело в том, что зеркала сами по себе обладают магическими свойствами. У проповедников средневековья не было никаких сомнений в том, что зеркало принадлежит к профессиональному снаряжению колдуний, что они держат взаперти в этих прозрачных предметах демонов и злых духов. В то время сам факт обладания зеркалом - этим орудием дьявола - свидетельствовал о несомненной вине. Любую женщину, обвинённую в колдовстве и имевшую при себе зеркало, могли уличить в том, что она ведьма и сжечь на костре. В это трудно сейчас поверить, но это факт. Кроме того, зеркало является опасным и вредным для христианина, потому что оно привлекает дурные взгляды.
- В самом деле?- удивился я.
- Представьте себе. Если зеркало не отражает божественного образа, то оно служит средством обмана и соблазна для сатаны, чтобы совращать и губить людей. Ну а по поводу предсказаний и пророчеств, полученных при помощи зеркал, я думаю Вы сами много слышали. Не так ли?
 Я кивнул.
- Наслышан.
- Да, ну вот видите. Говорят, что Екатерина Медичи, посмотрев в зеркало, увидела себя королевой. А в начале XIX  века известная ясновидящая Мадам Ленерман утверждала, что нашла зеркало знаменитого астролога XVI  века. Она усаживала перед ним своих клиентов и подвергала их процедурам, напоминающим сеанс гипноза. В своё время она предсказала Марату, Сен - Жюсту и Робеспьеру насильственную смерть. И предсказание сбылось.
Орлов улыбнулся, и подошёл к висящему на стене зеркалу в старинной раме. Я последовал за ним. В гладко отполлированном блестящем стекле причудливо отражались наши силуэты.
- Взгляните, Геннадий. Это лишь стекло. Наука обьясняет эффект зеркала результатом преломления лучей. Но во все времена люди верили и верят больше своим ощущениям, чем любым научным доказательствам. Утверждалось, например, что если кто - нибудь посмотрелся в зеркало, принадлежащее распутной девке, то станет походить на неё бесстыдством и распутством.
- Бред, - усмехнулся я.
- Верно, - согласился Орлов. – Но обьяснялось это тем, что зеркало действует как магнит. А многие считали, что от взгляда женщины в период менструации зеркало тускнеет и мутнеет. Или вот- взгляните.
Граф указал мне на висящую над зеркалом картину.
- Это лишь репродукция. Копия. Талантливая, но копия. Иероним Босх. «Сад наслаждений». Что Вы видите?
Я внимательно рассматривал картину. Среди высохших мёртвых деревьев, на земле сидела женщина и смотрелась в зеркало, которое было установлено на заду у демона.
- Оригинально,- усмехнулся я. – Подтекст очевиден - женщина в зеркале видит свои греховные желания. Так?
- Видимо так. В XVI  веке были популярны народные картинки, на которых видно было изображение дьявола, скрывавшегося за спиной женщины, которая смотрится в зеркало. Как гласила пословица- «Зеркало- это зад дьявола».
Орлов засмеялся.
- Зеркалам приписывали  способность наводить порчу и сглаз и называли «зеркалами колдуний». Позади женщин, совершающих колдовство на фоне зеркал, виделся профиль Люцифера, и проступали строчки договора, заключённого с нечистой силой... Вы вздрогнули? Что с Вами?
Я тряхнул головой.
- Ничего, показалось.
Я отвёл взгляд от зеркала. В самом деле, я не увидел в нём ни огненных рожек, ни горящих глаз, ни искажённости своего отражения, но, упоминание своего прозвища... Лихо!
Орлов усмехнулся.
- Должен сказать, что по мнению церкви, право на отражение целиком принадлежит Творцу. Ведь он создал мир и человека по своему образу и подобию. А Люцифер незаконно присвоил себе право создавать сходство. Вот поэтому в иконографии средних веков и эпохи Возрождения зеркало часто изображали в виде обезьяны, которая копирует и делает смешным всё, что видит. Кстати, недавно, я удачно продал одну такую икону.
Граф улыбнулся голливудской улыбкой.
- В одной папской булле было прямо сказано, что от церкви отлучаются все, кто заключает договор с Властелином Ада, кто приносит жертвоприношения демонам, обитающим в зеркалах. Однако люди упорно продолжают заниматься магией, веря, что можно вызывать  демонов и заключать их в зеркала.
По спине у меня пробежал холодок. Мне на мгновение показалось, что в зеркале возникло лицо Ники. Орлов, как заправский иллюзионист, взмахнул перед зеркалом рукой и видение исчезло. Затем он посмотрел на меня с видом профессора, закончившего свою лекцию.
- И что же из всего этого следует?- спокойно спросил я.
Граф хмыкнул и легко произнёс:
- Только то, что любая гладкая блестящая поверхность обладает гипнотической силой. Так же, как и это зеркало, и зеркало Арпо, и любое другое зеркало. Просто это зеркало...
Граф любовно потрогал раму.
- ... не имеет столь длинной и сказочной биографии как «Призрак»- зеркало Арпо. Я сожалею, что мой достопочтимый покойный сосед так и не удосужился продать его мне.
Граф наигранно поклонился. Мне даже показалось, что он щёлкнул каблуками.
- Значит, шансы найти это зеркало практически равны нулю?- спросил я.
Орлов пожал плечами.
-Я не знаю. Но если оно действительно в руках поклонников Князя Тьмы- то сделать это будет крайне затруднительно. Хотя повторюсь: понять теоретические построения о свойстве зеркал могут, увы, немногие. Так что люди верили, верят и будут верить больше своим ощущениям, чем любым научным доказательствам.
Хозяин антикварного магазина озабоченно посмотрел на свои наручные часы (а карманные часы на цепочке шли бы ему больше), давая понять, что разговор окончен.
-Спасибо, - поблагодарил я его,- как ни странно, но Вы мне очень помогли.
- Я рад. Если возникнут ещё какие- нибудь вопросы,- обращайтесь.
Я взял любезно протянутую мне визитку.
- Хотя и не знаю, чем еще смогу Вам помочь, Геннадий.
Граф улыбнулся, но глаза его были холодны.
- Прощайте.
- Мне кажется, это не последняя наша встреча, Александр Владимирович. До свидания.
После полумрака магазина солнце ослепило меня. Я одел тёмные очки. «Толковый мужик,- подумал я. – Но осталось ощущение, что сказал он мне не всё, что знает».

  *                *                *