Зона досмотра

Шели Шрайман
На сей раз улов ашдодской таможни выглядит шикарно. Тысячи дорогих часов известных фирм «Cartier», «Dolce Gabbana», «Gucci», и «Lous Vuitton», которые злоумышленники пытались провезти в страну без уплаты пошлины. Однако, поживиться государству здесь не с чего. Все часы оказываются дешевой китайской подделкой, и стоимость каждой пары исчисляется не в тысячах долларов, а в центах. Так что о налоге речи не идет. Разве что об утилизации.

Крупная партия фальшивых часов, предназначенных Палестинской автономии, будет уничтожена, что убережет израильтян и туристов от покупки очередных подделок. Если бы таможня «проспала» эту партию, то, можно не сомневаться: вскоре часы попали бы на израильский рынок благодаря системе «вращающихся дверей» - уже не в пластиковых мешках, а в фирменных коробочках, ведь их подделать еще проще! И, наверняка, нашлось бы немало простофиль, которые бы порадовались приобретению престижных «Cartier» за пару-тройку сотен шекелей, в то время, как настоящая цена подделки – меньше доллара.

В кабинете начальника отдела досмотра Моше Атиаса – целый мешок с образцами поддельной продукции. Моше жестом фокусника извлекает из него пару джинсов и кроссовок. На кармане джинсов – полоска с фирменным знаком «Jeans Wear». Он сдвигает ее в сторону, открывая скрытый под ней товарный знак известной фирмы «Diesel». Тот же фокус таможенник проделывает и с кроссовками: под тоненьким и легко отдирающимся пластиком с вытесненной на нем строчкой «JaFa Shoes» скрывается товарный знак известной модели «Nike shox». И джинсы, и кроссовки изготовлены в Китае и не имеют никакого отношения к известным фирмам «Diesel» и «Nike». Понятно, что, окажись эти подделки в Израиле, то продавались бы не по цене оригинала – от 700 до 800 шекелей, а вдвое-втрое дешевле. Чтобы провести их в страну, мошенники воспользовались нехитрым трюком, благодаря которому в свое время из разных стран вывозили картины известных художников, малюя поверх полотна незамысловатый пейзаж и снимая его потом специальным составом. В данном случае использовали двойные наклейки. Интересная деталь: на фальшивый «Nike shox» бдительным таможенникам удалось выйти благодаря ренгтену, который высветил характерный ромбик товарного знака «Nike», в то время, как в накладной была указана совсем другая, неизвестная фирма - «JaFa Shoes».

Моше Атиас выкладывает на стол коробочки с поддельными лекарствами для улучшения мужской потенции.

Тут и «виагра», и «сиалис», и «брат тигра»... Шоколадки и жевательные резинки, в составе которых то же вещество, что и в виагре. Забегая вперед скажу, что при проверке в лаборатории минздрава партии лже-«виагры» выяснилось, что содержание сильнодействующего вещества в каждой таблетке вдвое больше, чем в оригинальной «виагре», а их было изъято 35 тысяч! Для потребителей это может обернуться большими неприятностями, вплоть до инсульта и перебоев в работе сердца.

- Мы ночами не спим, чтобы не пропустить в Израиль псевдопрепараты, представляющие опасность, а люди спокойно приобретают поддельную «виагру» через сайты, даже не задаваясь вопросами, почему она предлагается им за полцены, - говорит начальник Ашдодской таможни Йоси Бен-Ишай. – Они выкладывают немалые деньги за медицинскую страховку и при этом подвергают свое здоровье опасности ради ничтожной экономии в 20-30 шекелей, забывая простое правило: медицинские препараты можно приобретать только в аптечных сетях и лицензионных аптеках.

***

.... 46-летний Йоси Бен-Ишай служит в таможенном управлении 25 лет, большую часть которых отработал в аэропорту Бен-Гурион на руководящих постах. Деятельность его нынешнего ведомства не ограничивается территорией Ашдодского порта, распространяясь на ашкелонскую марину, воздушную базу близ Офакима и Беэр-шевский пункт приема посылок из-за границы.

Сын ювелира, выросший вместе с шестью братьями и тремя сестрами в семье выходцев из Алжира, репатриировавшихся в Израиль в 1948-м году, он попал в таможенное управление волей случая. Йоси учился на программиста и мог бы всю жизнь заниматься высокими технологиями, если бы 25 лет назад ему не попалось на глаза объявление о наборе работников в таможню аэропорта Бен-Гурион. Карьера с самого начала пошла в гору, в результате Йоси воглавил одну из самых крупных в Израиле таможен, которую, без преувеличения, можно назвать морскими воротами страны. Из 100 миллиардов шекелей, получаемых государством за счет налогообложения, девять миллиардов приносит ашдодская таможня. Здесь ежедневно составляется до двух тысяч актов об уплате пошлины. Ашдодская таможня в числе приоритетных, когда речь идет о внедрении новых современных технологий, появляющиеся на мировом рынке. Например, рентгеновское оборудование, используемое для досмотра контейнеров стоимостью 15 миллионов долларов, работает здесь с 2004-го года, и только недавно подобная установка появилась в Хайфском порту.

Налоговая служба страны в целом насчитывает пять с половиной тысяч человек, 900 из них – сотрудники таможенного Управления, возглавляемого Дороном Орбели. 133 – приписаны к ашдодскому отделению.

Таможня пополняет казну государства за счет сбора пошлин с ввозимого в страну товара и следит за тем, чтобы к нам не попадали запрещенные вещи (оружие, опасные вещества и всевозможные подделки) или товары, которые пытаются провезти без уплаты налога. В Израиле несколько отделений таможни: самые крупные находятся в аэропорту Бен-Гурион, Хайфе, Эйлате и Ашдоде. Кроме того, несколько представителей таможенного управления постоянно находятся за границей, где работают и живут со своими семьями. Они сотрудничают с местными таможнями и крупными производителями товаров, поступающих в Израиль, сообщают своим израильским коллегам о потенциальной опасности завоза в нашу страну запрещенных вещей, которые могут причинить ущерб государству.

У каждого отделения своя специфика, и в том числе – у ашдодского. Морем сюда прибывают не только грузы для Израиля, но и для Палестинской автономии, поэтому проверка на предмет безопасности требует от работников таможни особой бдительности. Если в контейнере спрятано оружие, его отдельные части или боеприпасы, они безошибочно опознают их по контуру на ренгеновском изображении.

На предмет безопасности проверяются и все автомобили, прибывающие морем. Если в машине что-то спрятано, таможенникам может указать на это мельчайшая деталь, которую не способен заметить неспециалист.

- Без преувеличения могу сказать - речь идет о профессионалах высшего класса, что подтверждают наши постоянные проверки на их бдительность. Во всех случаях, когда мы прятали внутри контейнера с учебной целью части оружия и гранаты, наши работники их находили, - говорит начальник таможни.
- Какими раритетами может похвастаться ашдодская таможня? Назовите самую необычную вещь, которую вам удалось обнаружить при досмотре грузов?

- Боюсь, что список выйдет очень длинным, - улыбается начальник таможни. - Мы постоянно что-то находим, не переставая удивляться человеческой изобретательности. Например, «леопардовые» шкурки китайского производств, которое на самом деле оказались собачьими, но искусно выкрашенными под леопарда. Наши таможенники обнаруживали спрятанных в контейнерах и на яхтах спрятанных там змей, обезъян, редких птиц, коралы всевозможных видов и даже крокодилов. Однажды нам удалось отыскать среди груза очень редкий экземпляр Торы, который мошенники собирались продать в Израиле за большие деньги. Что же касается подделок, то Китай – безусловный чемпион по подделкам...
- В свое время газета «Едиот ахронот» провела расследование по поводу индустрии подделок и с удивлением обнаружила, что некоторые из них были даже качественнее оригиналов.

- Я с таким не сталкивался, но должен признать, что подделки сейчас изготавливаются на таком высоком уровне, что непрофессионал оригинал от копии не отличит. Закон обязывает нам передавать выловленные в грузе образцы подделок представителям известных фирм на экспертизу. Кроме того, мы работаем в тесной связи с израильским институтом стандартов. Если в Израиль попадет партия сомнительных электротоваров, не соответствующим стандартам, потребитель может заплатить за это жизнью.
- Кстати, в расставленные вами ловушки по незнанию легко может угодить и вполне законопослушный гражданин. К примеру, ему что-то приглянулось ему в путешествии по миру и он отправил часть покупок посылкой, а среди них оказались предметы, запрещенные к ввозу в Израиль. Или – превысил разрешенные нормы на ввоз того, или иного товара...
- Это не служит оправданием. Разве трудно поинтересоваться перед отправкой, что можно ввозить в страну, а чего нельзя, и в каких количествах можно ввозить. Мы не прячем подобной информации – она для всех открыта. Если груз оформлен как положено, и все задекларировано, никаких проблем не возникнет.
- Наркоторговля, отмывка капитала тоже попадают каким-то образом в вашу «зону досмотра»?
- Да, мы отслеживаем нарушения, связанные с доставкой в страну наркотиков и «грязного» капитала. Специально обученные собаки обнаруживают спрятанные в контейнерах наркотики. И незадекларированные крупные суммы денег нам удавалось обнаруживать не раз.
- Чему вы доверяете больше - своему суперсовременному оборудованию, интуиции, или данным разведки?
- Тут важно все. Мы постоянно получаем из надежных источников информацию, благодаря которой отслеживаем потенциальных нарушителей. Наш компьютер оснащен сложнейшими программами, отмечающими подозрительные места на ренгеновском снимке и выдающим полную информацию об интересущем нас объекте. Плюс интуиция.
- Поскольку вы много лет проработали в таможне воздушных ворот страны, теперь стоите на страже морских, не могу удержаться от вопроса: где, по-вашему, интереснее? Где сложнее?
- Между той и другой таможней огромная разница. Через аэропорт проходит огромное количество пассажиров, багажа и груза, там требуется очень быстрая проверка, но есть и свои преимущества: большое количество работников и относительно небольшая закрытая территория. В ашдодской таможне людей гораздо меньше, а территория – огромная и неограниченная. Тут более сложный и разветвленный процесс. Что же касается меня, я получал огромное удовольствие от своей работы в аэропорту, и не меньшее – здесь. Я узнал много новых вещей и добился неплохих результатов. Надеюсь, что в нынешнем году мы сможем внести в государственную казну на миллиард больше, чем в предыдущем. И все это – результат более качественного досмотра поступающих грузов. В 2010-м мы выловили вдвое больше подделок чем в 2009-м. Так что потенциальные нарушители, уклоняющиеся от уплаты пошлины, предпочитают с нами теперь не связываться и предпочитают уплатить положенный налог.
- Насколько изменился процесс досмотра за 25 лет, которые вы отдали этой службе?
- Это земля и небо! Раньше все делалось вручную - и досмотр, и составление документов. Сегодня большую часть работы мы выполняем с помощью современных технологий. Если в контейнере не высветилось ничего подозрительного, водитель может следовать дальше по своему маршруту: вся операция компьютизирована и занимает не более сорока минут. Кроме того, мы работает в режиме он-лайн с правительственными учреждениями, полицией, службой безопасности и никакая экстренная ситуация не застанет нас врасплох.
- Глядя на распотрошенные контейнеры в зоне досмотра, невольно подумаешь о том, что морские ворота страны не такие уж и открытые.
- Зато надежные. Но чтобы у вас не создалось впечатления о том, что мы выполняем роль камня, валяющегося на дороге и мешающего движению, добавлю, что мы не преследуем цели создавать кому-то лишние препятствия. Более того, зная, что работа многих заводов и предприятий зависит от груза, доставляемого морем, мы максимально сокращаем процесс досмотра в случае, если никаких подозрений нет - на это уходит не более сорока минут. Основная часть работы, поскольку все операции проводятся через компьютер - скрыта от глаз. Тем, кто выдает разрешение на провоз груза в Израиль, не нужно видеть ни людей, ни контейнер – у них все перед глазами, на экране.
- А в случае забастовок? Когда десятки кораблей вынуждены стоять на приколе и груз не доставляется.
- Любые забастовки наносят стране большой урон. Но мы и во время забастовок всегда выполняли необходимую часть работы, без которой не обойтись.

***

Ежедневно в Ашдодский порт прибывают сотни больших контейнеров. В среднем из каждых двух сотен вручную досматривается около 70.
Машина с грузом прибывает из порта к воротам таможнии и сразу отправляется на рентген, где контейнер становится прозрачным.

Мне показывают редкие снимки, хранящиеся в таможенном архиве: на экране компьютера отчетливо виден силуэт пистолета, спрятанного среди мешков с зерном.

- А если бы пистолет находился не в вертикальной позиции, а в горизонтальной, вы бы его увидели? – спрашиваю я начальника таможни.
- Мы бы увидели его в любом случае, потому содержимое контейнера снимается в разных проекциях, - отвечает он.

На экране – следующее изображение из архивной базы. На сей раз прозрачным становится содержимое контейнера с большими вазами для садового хозяйства. Я не вижу в нем ничего криминального. А специалист сразу обратит внимание, что оттенок темного на дне нескольких ваз чуть погуще. Вот это и есть то, что пытались провести в Израиль вместе с садовым инвентарем – крупную партию поддельной «виагры». Получателю груза осталось бы только вытащить таблетки, перевозимые россыпью, из полиэтиленовых мешков и рассортировать по коробочкам с инструкциями, которые были спрятаны в другом углу контейнера.

А теперь перейдем к следующему этапу досмотра. В случае, если ренгеновская съемка контейнера наведет таможенников на подозрения, он будет вскрыт и досмотрен вручную. Цех, где это происходит, довольно просторный: здесь одновременно распаковывается содержимое сразу нескольких контейнеров.

Если ничего подозрительного нет, груз пройдет стандартную процедуру «растаможивания», занимающую не более сорока минут, и последует к пункту назначения. Если же возникнут подозрения, и они подтвердятся, груз задержат и составят акт, а дальнейшее зависит от того, что именно пытались провезти в Израиль: оружие, поддельные товары, псевдолекарства, редких животных или разрешенную продукцию, но – в обход таможенного налога. В лучшем случае нарушитель заплатят налог и штраф, в худшем против него возбудят уголовное дело.