Улицкая. Писать надо всем

Галина Щекина
Улицкая очень удивила меня тем что начала беседу не с себя, с фонда "Другие
другим о других"- в этой программе у нее бездна хороших книжек разных авторв и
все эти штуки она не продает, а дарит библитекам.Откуда взялись эти бешеные
деньги на просвещение школьников? Пока она рассказываала о каждой книге по
отдельнойсти, я с тоской думала - где их теперь взять. Подарит Детской обастной,
хорошо. Но почему не о своих книгах? Филармоничесий зал был набит битком, меня с
моими литераторами Серова впустила без мест, мы слушали из бокового входа, а
среди нас были и студицы, и Захаров прихавший в даль светлую из Череповца на
машине с женой...Не могу взять в ум как это в Москве к ней на встречи приходило по
6 человек, да было ли такое?! После встречи на сцену запрудила страшная толпа
жаждущих автографа, даже нечего было и думать пробраться...Видите, в провинции
еще ценят своих мудрецов...
Вопросов ей задавали много. Она отвечала доброжелательно, неторопливо лучась от
какого-то неизъяснимого чувства. Да, видимо состоявшися писатель, состоявшаяся
женщина выглядит именно так. Приятная дама с неспешною речью, даже
величественная... Чудно выглядит. Она написала и опубликовала 12 книг, видимо
основное уже сделано.
"Напишу ли что-то новое - не знаю. Сейчас много пушествую и выступаю. Почему
выбрана Вологда? Да не я выбрала, это Вологда меня выбрала и пригласила".
Когда пошла речь о литературе конечно многие прислушались, переставая дышать. А
она то дело про микрофон забывала, убирала его от губ, звук тут же гас...
- Что для вас главное жизненное достижение?
- То что я дружу с моими детьми. Дружу и дорожу этим, надеюсь это будет всегда.

- Как оцениваете судьбу ваших экранизаций.
- Я написала множество сценариев сама, особенно "собачек-кошечек" для детей
Но не стремлюсь к этому это отдельная трудная оченьспецифическая работа...Гораздо приятней писать книги. На мои тексты писали другие , выходили фильмы то удачнее то нет. О Кукоцком много говорили. Тут нужна оценка не моя, зрителей. А я не знаю как оценить, цен определяет время...

- В судьбе Кукоцкого есть осуждение общественного строя?
- Цель такая не ставилась, но Кукоцкий же был неудобным для властей, мешал
им...Он предлагал радикальные методы работы которые не были поняты, и властям
всегда было это невыгодно, им нужны были послушные орудия. Так они сдавили и
поломали его судьбу.И не тольо его...

- Возможен ли возврат прозы о деревне,подобной прозе Шукшина, Абрамова,
Белова...И опубликуют дли. Сейчас делают вид что нет этой прозы (Ася)
- Думаю нет... Сама я такой прозы никогда не писала, я городской человек, а каждый
писателель обычно хорошо пишет то что знает. Деревенской прозы сейчас нет, но не
потому что не хотят писать, просто самой деревни практически нет. Даже на моей
памяти они исчезают.И писатели уезжают из сельской метности, вот Слаповскйи
сопротивлялся но тоже в москве. Тех писателей что там живутнадо спросить. Я к ним
не отношусь

- Даниэль Штайн носитель не просто релииозного убеждения, а гуманизма
общечеловекческого. Можно ли считать Сонечку носителем христанской
нравственности?
- Насчет Штайна я тоже так думаю. А о Сонечке скорее нет. Потому что
нравственность не обязятельно связана с религией. Это норма жизни человека, даже
если он не религиозен. Ощущение инстинктивного добра, с ним рождаются и растут в
семье. А относительно Штайна действитеьно получилась история невероятная. Меня
затянула судьба этого человека. Это реальный человек с другим именнем. Много
писем не вошло.Это очень трудная книга. Реакция читателей на Штайна доказывает
что оказывается у нас люди не разучились читать трудные книги. Поеду получать
премию имени А. Меня на этот роман, а ведь о Штайне я узнала от Меня... ЭТо втсе так
связано, только вот писем Меня не удалось найти... Когда писала Штайна, книги
стопами лежади на полу, не пройти. Писать Штайна было самубийством писателя, я
думала ничего не смогу....

- Кого из ваших героев вы бы выделили?
- Нет никого, они все нужны в свое время.

- Доля реальности и вымысла?..
-Всякий раз разная. Есть же вещи которые выдуманы отначала до конца! Но это не
угадать читателю. А есть такие как Штайн - где все из жизни. Я писала про двух
бомжей, их видела в оеальности, толькоо отельности, а в расскаже они сошлись.
Потом -тоже видела, эта рыжая тетка была уже вместе со своим...Как это получается
- что-то подсказывает...

- Как удалось достичь такой достоверности професиии в Кукоцком?
- Я по первой профессии биолог. Я пришла в проессию тогда кога уходили
лысенковцы а пришли классические генетики. Много и знаю по этой области, так что
достоверность, она достигнута трудом. И хотя не имею гуманитарного образования,
образование биологиечкое помогло весьма.

- Ваша первая публикация и первы успех
- Благодаря подруге по Франции рассказы попали в издательство "Галлимар" - там он
и вышли впервые на франц. языке...

Ну это лишь часть вопросов, среди которых есть и мои. Я потом уже с увлечением
читала ее биографию на http://www.litwomen.ru/autogr23.html...
Впечатление от встречи богатое. Позитивное


Об Улицкой:  ПИШЕШЬ - ЗАНОВО ПРОЖИВАЕШЬ  ЖИЗНЬ

Когда выходила из дома, дорогу мне хотела перебежать черная собака. Но я проскочила раньше. Вообще в приметы не особенно верю, в черных кошек  разных. Но это – собака, мало ли что…
В филармонию я вошла ровно без 10 минут до начала встречи со знаменитой писательницей Людмилой Улицкой. У дверей я увидела Галину Щекину и студийца «Листа» Андрея Медведева, ожидающих возможности так же попасть на это знаменательное событие. Отстояла очередь и сдала всё-таки верхнюю одежду в гардероб. В дамской комнате у зеркала встречаю Нину Писарчик, мы гадаем о судьбе Галины Щекиной проникнуть туда, где мы. Нина Викторовна пришла за час! – и вынесли 10 билетов! Из-за большого наплыва прекрасной половины человечества сюда, приходиться немного подождать. Наконец, освободилось то, что я не буду называть, и больше Нину Викторовну я не видела.
В филармонии бываю, конечно, не часто. Но, могу сказать, с первого взгляда понятно, что прибыл к нам кто-то о – го – го! Я на первом ряду, место 12 (хорошо, что не 13). Почти вся публика, состоящая из интеллигентных женщин разных лет в красивых платках и палантинах или без них, но  в очках, увлеченно беседуют. Никто не шепчется, и, что бы услышать собеседника, всем  приходиться разговаривать довольно громко.  Зал шумит и гудит аки улей. И  ужасный, не побоюсь этого слова, ор наполняет величественный пышный зал. Он соединяется в нечто единое и поднимется почти до! Подготовили вопросы? -  Нам сказали подготовиться.» Вдруг кто-то начинает хлопать, но аплодисменты очень быстро сходят на нет.   Время томительного ожидания (для меня уж точно) истекает, и все, кто ещё не надел очки, делают это.  Привожу ниже выписку из речи Улицкой.
Начинала писать – заново проживать жизнь, это некое хронологическое движение, приближаюсь к современным дням. Первый рассказ был про 50-е годы. А Даниэль Штайн заканчивается в 90-х годах. Сын сказал, что это – самоубийство, останется писать о кошках, да о собачках.
Работала над серией книг для домашнего чтения «Другой. Другие. О других» как придумляндия. Это книги о еде, о семье, об одежде, о космогониях, о декларации прав человека. В мире сейчас нет еды, которая где-то была бы под запретом. Дети едят в магдональсах, а не то, что бабушка приготовила.  Ощущение знания своих прав – очень важно для современного человека.  Любое культурное знание – смягчает взаимоотношения.  Жизнь – это жестокое место, куда мы попали. Атмосфера в Москве – тяжелая. Кавказцев убивают. Воспаленная атмосфера. Когда мне говорят: КРИЗИС -  я улыбаюсь. Вспоминаю, как жили предки, семья. Страхи преувеличенны. У нас всегда жили бедно, в дикой непереносимости труда. Есть и книга  о наказаниях. Ведь в начале было только одно наказание – убить. В процессе развития цивилизации произошло смягчение, так сказать, нравов. Скоро о деньгах выпустим, недавно выпустили о СПИДе. Такой вот проект детский. Книг у меня вышло 12, писать больше не тороплюсь – закончила. Никогда заранее не знаешь, как будет.
(Здесь мой комп отрубается, потом перезагружается. А я стучу по компьютерному столу, чтобы несохранённый  текст восстановился в целости и сохранности. Жаль, если всё пропадёт – тьфу, тьфу, тьфу!)
Судьба экранизаций. Сценарий  дисциплинирует. Главное для писателя – это эпизод. В книгах я автор на сто процентов. А в драматургии – нет. Сейчас кино еще более минутное дело, чем книга -  культурный фаст фуд. Серьёзное кино отличается от серьёзной литературы тем, сколько оно живёт.
Раньше всё было в плену у идеологии, цензура стояла со своими рожками ( в кино, кто надо – знает, она  и сейчас по-своему работает, но не в литературе пока) – это фактор рынка довлеет, ловушка не менее тяжёлая. Юрий Грымов снимает фильм о детях, но – Финансы, сами понимаете. И зал в едином порыве вздыхает.
Не знает, кто из героев ей больше дорог. Совпадение реальности и вымысла – по-разному. Но всегда есть Повод, который тебя цепляет. Героев вытаскиваю из жизни.
Поздно начала не писать, а печататься. Всю жизнь писала записочки разные, дневнички там. Надо писать бескорыстно. Пишешь – и формулируешь мысли, думаешь. Это – терапевтическое занятие.
По образованию – генетик, биофак МГУ. Собиралась работать в биологии, но вынесло от туда. Пошла, после рождения детей, в театр работать, и не ушла. В разгар застоя стала писать инсценировки для кукольного театра, про кошечек и собак.
Первый рассказ  появился в конце 80 – начале 90-х. Потом пять рассказов посылала в пять журналов и получила пять отказов. (Улицкая вся в сером, у ног серо-зеленая сумка. Говорит в серый микрофон.) У меня было ощущение дилетанта, карьеры я не делала, всё без моих усилий, никого локтями не отодвигала. Первая книга вышла на французском языке. «Бедные родственники» уехали с подругой - переводчицей во Францию.  А потом приходит «письмо с Луны». Но тут и в России книга подоспела.
Читаю немного, только по делу. Нравится – Осан Шаканина, Захар Прилепин «Сянька» - политическое беснование, маленький вариант Бесов, Игорь Саховский «Счастливцы и безумцы» - тихая проза. Сорокин – это постмодернизм, он уже выдыхается. Венедикт Ерофеев – супер! - первоклассный русский писатель. Толстая «Кысь»– блестящая игрушка. Сейчас происходит абсолютная культурная ломка, между поколениями – пропасть, мир меняется.  Предсказаний сделать невозможно.
Училась у звёзд мировой величины – золотой фонд нации. Генетика – это фантастика! Меня любят врачи. Я всё точно описываю.  Знаю, где это узнаётся.
Назвали Людмилой, потому что в эвакуации на Урале брат ухаживал на девушкой по имени Людмила. Думаю, он добился своего.
Деревня -  это то, что уходит из литературы. Может в Сибири, на Урале и есть еще куски такой жизни…  Я – городской человек, не могу писать того, что не знаю. Москва – это бандиты и милиционеры. В Вологде была 40 лет назад, 3-4 раза. По обычному маршруту, когда едут на Север.
Мир увлечений? – увлеченно живу. Главное достижение в жизни – хорошие отношения с детьми. С юных материнских лет старалась их выстраивать.
Штайн раздражает людей, которые знают истину. Даниэль – сомневается, много думает, честен. Это для тех, кто ищет, а не уже нашёл. Я много не знаю, у нас всех ограниченные возможности, всё это – проблема экзистенции. Вообще, я ожидала провала.
Занавес. Хотя  нет -  раздача автографов, под которую удачно я попадаю.  Оставляю Улицкую под нависающими над ней желающими книжку подписать. Там внутри душно, но ей уже наверно не страшно. Улицкая произвела на меня впечатление человека стойкого, сильного, твердого. Голос в начале выступления у неё – тяжелый, глуховатый. Потом меняется незаметно на веселый и лиричный. Она упоминала, что много ездит по городам с выступлениями. И это заметно, по некой схематичности, заготовочности её беседы. Многое где-то я уже слышала. Она – величественна даже в попытке просто себя вести.  Она несколько дистанцирована от зала. Хотя и очень дружелюбна. Из её творчества я знакома с «Сонечкой», «Казусом Кукоцкого» и «Даниель Штайн. Переводчик». Это, конечно, позорно мало. Последняя книга доставила мне огромное удовольствие, так как очень увлекательна, и при этом работают мозги. А когда они работают, это очень добрая примета. И  всё, значит,  будет хорошо.

Наташа Каманова  студия  ЛИСТ