Поэты разны. О Вере Павловой

Галина Щекина
ПОЭТЫ  РАЗНЫ!
(я против  литературного тоталитаризма)

Павлова  Вера выступала в Вологде в зале Центра Чтения с еще бОльшим  успехом  чем Юрий  Кублановский. Мой друг Паша подходил к профессору  Шайтанову с упреком – а почему  Кублановского возили  аж  три раза? Но Шайтанов cказал: это  поэт не моего круга. А Шайтанов представлен публике  как  главный  руководитель проекта  «Открытая  трибуна» - значит, у них нестыковки?
Нестыковки  были и в этот раз. На вопросы  Вера Павлова отвечать  не любит. Но стихи читать она умеет – негромко, четко, кокетливо бросая  бусины  слов. Вот именно  бусины – каждое  слово круглое, звонкое. Ее  слушать интересно, ее  смотреть интересно -  длинная  пестрая юбка в пол и глухая блуза в  кружевах. Чисто  итальянский тип женщины -  смуглая, худенькая, с большой грудью – очень сексапильная. На фото в книжке «По обе  стороны  поцелуя» автор cидит на корточках. А к  нам прибыла из Нью-Йорка в  рамках проекта  «Открытая  трибуна».

Видимо  этот  факт имел в  виду  Вадим  Дементьев,  когда писал статью  в Русский  Север от  6 апреля. Ладно бы это было  до встречи. А то после! Видимо на встрече с Верой Павловой он не  был, просто написал  заказной  материал  из цикла «не  читал, но поговорю». В «статье»  про  поэзию нет ни слова, дескать, ей  много  чести. Но почему  же? Ее  стихи не стыдно  процитировать:
«Настоящее – это настой
из нестоящий  вроде  вещей,
но стоящий над  самой  душой,
чтобы  вещими сделаться в ней,
став  соавторами  букваря
немоты, наготы, чистоты…
Настоящее –это сто Я,
потрясенных единственностью ТЫ».
Никогда, никогда  не сводите  разговор со строчек на поэта, нельзя  заменить  разговор о стихах  разговором  о человеке. Ведь стихи – его  квинтэссенция, его сердцевина. В.  Дементьев  этого не  учел, поэтому  вместо статьи  у него получилась  брань. Где  доводы? Газета  опубликовавшая ЭТО, пала ниже некуда.
Уверенный, что братья -писатели  его поддержат, он  прячется  за  спину Вологодской  писательской организации. Но присутствие  в  Вологде  великих, известных  людей О. Фокиной и В. Белова никак не означает, что остальных поэтов надо  расстрелять. Огромное  число их поклонников  Фокиной и Белова их  читает и любит, прекрасно. Но это не обязательно ДЛЯ ВСЕХ читателей. Зачем  же устанавливать литературный  тоталитаризм? Ольга  Фокина сама  была  на  этой встрече!
Но  самое непонятное – это  употребление  всуе  имен Ахматовой и Цветаевой. Они-то  здесь  причем? Их приплели для  пущей  убедительности. Но статья  Деменьтева не убеждает. В отличие от не  него я не стану прикрываться «мнением  общественности», хотя я  тоже  член союза российских  писателей, я  скажу  все  личное мнение, не навязывая его ни коллегам по перу, ни читателям.
Вера  Павлова, как бы  ни классифицировал блюститель чистоты  В. Дементьев, для  меня  высокий  образец поэзии. Она мастерски обращается со  словом, ее  фразу  запоминаются на лету.
- Ой, на фото это вы  молодая? Это давно фотографировано?
- Год назад, -  усмехается она.(Великолепно  выглядит!)
Задала ей  вопрос насчет ее главной  темы – это сны: Дескать, вы ими  загораживаетесь от действительности? У нее  половина  стихов о снах:
Удобряю ресницы  снами,
Гуще  некуда. Нет длинней.
Я-то знаю, что будет с  нами.
Но судьбе  все равно видней –
Убаюкает и  разбудит
И подскажет загадку  сна…
Я-то знаю, чего не будет,
но  надеюсь, она не зна…»
Она кивком спрашивает у  Шайтанова. Он  отвечает:  «Скажи «наверное». Она: «Наверное…» Ну, смех. Хотя  один  эротический  сон Веры (не «Четвертый сон» Веры  Павловой!) был про Ельцина –«он ничего».
- Вы  когда-нибудь смените  тему? - Вы про любовь? Надеюсь, нет!
- Вы  согласны,  что поэзия  должна  шокировать?
Пожала  плечами, не ответила. Конечно, может, но не обязана…

Профессор Шайтанов: «Много  имен возникло и  погасло, когда погасла  острота  юности. А вот это имя – Вера Павлова -  осталось. Сохранилась чистота  языка. Нет страха  перед  разговорной  речью.  Высокая поэзия  должна  опускаться к  малым  речевым формам…Традиция  браниться с близкими,  выяснять отношения, идет  еще  от Катулла…»

Вышла  вдова поэта Сопина Татьяна  Петровна: «Все знают, что мой  муж был  поэт, и до  этого отбыл в  лагерях  17  лет. И как он умел матом  ругаться, вы  понимаете. Но чтобы в  стихах – да никогда!» Вера опять неопределенно  улыбается.
- Вас  цитируют  ваши дети?- Да! Младшая  девятилетняя дочь  отлично  цитировала мой стих «Во мне  погибла  лесбиянка» - все  это - прыгая на  диване. – Улыбка.
- Употребляя ненормативные  слова, вы хотела писать о любви или – скромнее, о…- Да я не ставила  цель,  писала, что  чувствовала. Тогда  я хотела не писать, а  выжить.
Манера  употреблять ненормативную лексику – это не из уголовного права, это решает каждый  автор сам для  себя. Допустим,  мне это не очень нравится, но не  буду спорить – у некоторых поэтов  это получается  виртуозно. Мои правила не  мешают мне,  слава  богу, слушать и  читать то, что на моих  идолов не похоже. «Поэты  разны!» - и  у  каждого  свой  язык. Я – за то, чтобы  мы  знали  разных поэтов, а не тех, кого нам  разрешат  сверху деятели Вологодской  писательской организации.  И очень  хорошо, что в «Открытой  трибуне  выступали разные люди, и не все  мне нравились, но разве  это  дает  право обобщать и рубить под  корень  весь проект? Помилуйте!

- Кто вы по профессии?
- Ой  извините,  я  за  свою  жизнь работала только пять месяцев, в  музее…
Шайтанов: «Она по профессии  музыковед. Но как  видите, успеха  добилась на  другом  поприще». Зал радостно заулыбался. Поприще  поэта может и не планировалось, все  вышло  как-то  естественно.
Было видно, что вопросы  ей не интересны. И мнение публики тоже. А стихи она  читала со вкусом и наслаждением.  Странно, все  ждали скандала. А его и не  было. Простецкая  такая  Вера  Десятова  из-под Устюжны. Местами очень похожа на череповецкого Гошу  Эпанаева. Вот тебе и  Нью-Йорк. Ну, просто молодец Вера. Она  оказалась  выше  всех  подозоений и провокаций (а они  и  в зале имели  место).
В  статье  Дементьева нет ничего от литературы. Разве он литератор? Как-то незаметно по тексту… А вот по стилю аналогия  приходит на  ум страшная: ба, по речи это  тот же  самый Ф.Киркоров, ибо количество оскорблений в  адрес  женщины на  один  квадратный  сантиметр  газетной  площади уже  превысило экологически безопасную норму.

Что касается Ольги Фокиной, которую так неистово  защищал от «стриптизерки» Дементьев, то она, в отличие от него, просто  пришла на  встречу и   отнеслась к стихам  гостьи с  большим  интересом. «А хорошие стихи! – сказала она. – Остальное   мелочи».

***
На  своей  книге «По  обе стороны  поцелуя» она  написала  мне:  «Галя  Щекина, будьте  счастливы!» С  чувством чуда я читала  эту  книжку и поверила в  заклинание. Мне  кажется,  все это сильно повлияло на мое  восприятие  свободного стиха. Я  просто  перестала  его бояться. Да и сама я стала, кажется, свободней.
Узнав о выходе новой книжки Веры Павловой  «Письма в соседнюю комнату», я  тут же  заказала ее  в  «Отраде» - из Москвы привезли две, мне и приятелю из Кадуя. Показала на  работе в Облстате – там  заказали сразу 6  экземпляров (по 300 рублей) Радостно расходились круги молвы. Когда голосуют рублем, это для бедных  много значит. А если по-настоящему – я теперь  знаю в  Вологде  немало поклонников Веры  Павловой.

«Письма в соседнюю комнату. Тысяча и одно объяснение в любви» («АСТ»,  «АСТ Москва», 2006) написаны  легкой рукой рукой поэтессы,  каллиграфически, выпендристо, и  точно   швейные  лоскуты в шкатулке, заманчиво и безнадежно перепутались строчки с картинками. На красоту ловится  читатель, на  красоту и женскую пленительность : «Любовь – знакомо, понятно даже ежу. Любовь аксиома. Но я ее  докажу»
«Соски эрогенны, что было приятней  кормить, пупок эрогенен, что  родину крепче  любить, Ладони и пальцы, чтоб  радостней  было творить, язык  эрогенен, чтоб вынудить нас говорить». Иногда стихи доходят до такого цинизма, что опять становятся невинными.
А как только доходит  смысл этих  слов, сразу точно холодом обдаст! Чем  глубже, тем  меньше  женского, больше всечеловеческого и мудрого: «Легла с недописанными стихами во рту, не могла  целоваться…» «Печаль сорокоуста и  стоглаза, стоглазо плачет, в сорок  уст поет. И пропускает  свет воздухоглаза, сквозь слезы не  следит его полет… И, запоздало спохватившись – где он? – поет и плачет, что потерян  след. И по привычке называет дедом того, кто  сорок дней  уже не дед».
С этими ее книгами я ходила  проводить беседы  в студию  «Лист» и к  студентам  сельхозтехникума. И представьте, - читали… с запинками, смущались, но надо же  было видеть улыбки на  их озаренных  лицах. Растерянность,  удивление… Это ли не признаки того, что  люди столкнулась в новым  явлением искусства? Так  что каждая  встреча на «Открытой  трибуне»  имела  для меня большое и  интересное продолжение.

 Май 2005 - май 2007