Попов на фоне Вагриуса

Галина Щекина
.ПОПОВ НА ФОНЕ ВАГРИУСА
Женщина - главный литературный редактор "Вагриуса" Шубина - раскидывала сияющие ковры. Цветаевская серия - дневники Мура и переписка с Пастернаком. Юрская серия. Почему закончили серию «Женский почерк»? Хотели понять, как женщина-автор продается как  товар. Н-да…(Ну зачем женщину позиционировать как товар?
... Пусть как отдельный автор). Мы любим мемуары! Вот,  вот и вот мемуары - они заполняют ненаписанную историю В сторону: если вы хотите дать рукописи, то лучше не подходите. Открывать новое имя не будем, достаточно тех, что есть (о, как они все боятся, когда к ним подходят, а на телевидении рассыпаются – ах, провинция, провинция…)
Ах, как мы любим Попова, буль-буль-буль. Вот и вот, и вот его романы, которые...
Если Шубина смеется над корректурой, это корректура Попова... Редактор веселилась, а мне  к тому моменту вообще захотелось  слушать Попова.
            
ЕВГЕНИЙ ПОПОВ - веселый лысый человек в очках с вполне нарисованным фонарем под глазом. (фонарь луной как на фешн тиви). Шутник! «Если вы мне задаете вопрос про литературу и жизнь, вспомните, что была такая газета: ЛИ - ЖИ. Учтите это!
А вообще все изменилось. Если раньше я был пессимистический оптимист то теперь
оптимистический пессимист…»
 Много спрашивали Попова про жизнь. Ничего про книжки. А ему, наверно, хотелось о другом. «На вашу анкету отвечу потом, когда буду один - это не в формате встречи». Не ответит, конечно... А Кушнер вот ответил на мое  письмо. Хотя признался, что ничего не может сделать – журналы его не слушают, хотел помочь людям и не смог. (Ах, Александр Семенович).
            
Все прошло роскошно. Областная библиотека успешно заменила  читателей на  библиотекарей и набрала себе бесплатно книг. А стоило мне попросить для библиотеки – не дали, нельзя. А вольнослушателей с  улицы было всего пятеро: старый писатель Аринин, еще более старый писатель Новоселов, моя коллега с работы Шадрина, вдова Сопина и я. Которая жадно, конечно, очень жадно впивала каждое слово, делая вид, что настало полное вдохновение и восторг. Делала  вид и я. Понимая в то же время что это полное дно. Что мне некуда стремиться и не о чем мечтать после  этого,  такая  дистанция между нами. Была даже злость на себя за то, что посмела о чем-то думать и мечтать.
Ну, разве за этим меня туда звали? Не за этим. А чтобы аплодисменты вовремя начинала. Завтра буду читать ПРАВДИВУЮ ПОВЕСТЬ ПРО ЗЕЛЕНЫХ МУЗЫКАНТОВ. Вот схожу на уроки и начну... Буду выполнять то, что еще возможно. А с  вопросами анкеты я отдала ему рукопись так, чтоб не  видела  Шубина.  Говорят: если не можешь изменить
ситуацию, найди в себе силы с ней согласиться. А если не можешь найти сил?

«Зеленых  музыкантов» я  до сих пор время от времени открываю. Неуверенно трактуя их суть, я  сначала  читаю хмуро. Потом  бросаю книгу и  смотрю в окно. Потом между  делом начинаю  хрустеть бубликом и  хохотать. Потом  снова  смотрю в окно. Это  лекарство от любого  уныния, товарищи народ. Рассказывать  байки многие  умеют, но так  заразительно – никто.
Меня, как  и  Ларичеву, героиню  моей  повести «Графоманка», всю жизнь просят перестать  беситься и стать  просто женщиной. И  матерью, конечно. Ну  вот  здесь Попов приводит пример, что бывает с теми, кто послушался и перестал. Нет, ребята, это просто провокация. Она провоцирует меня на что  угодно, только не на то, чтобы перестать!
20 ноября 2004
***
Вскоре после  этой  встречи мне пришло письмо от Евгения Попова. Он все-таки не обманул, прислал мне ту  самую  анкету про писательство, которую я напечатала в  «Свече» № 9. Потом он прислал отзыв о повести «Графоманка». А потом  уговорил  своего друга  Романа  Солнцева, ныне покойного,  взять эту  повесть в журнал «День и ночь». Так   повесть «Графоманка» написанная чуть ли не  в 1985, и появившаяся в самиздате в1996, была напечатана  в настоящем  журнале в 2005. Двадцать лет ковыляла! Но  если бы не Попов, так  ее  и теперь скрывала бы  мгла неизвестности. 
Попов предпослал к  повести несколько строк обо мне. По моей  вине к его предисловию ошибочно прилипли  лишние  строки, но  повторяю  это  вышло нечаянно, просто я  все отзывы  собирала в  один  файл, а журнал вообще не обратил  внимания…Поэтому  сейчас я  повторю его в первозданном  виде, как было у него. Не сердитесь, Евгений Анатольевич. Не  собиралась я  вас править
«Оказавшись в прошлом году в Вологде (2004) я познакомился с литературной  взволнованной женщиной Галиной Щекиной и получил от нее для прочтения рукопись романа «Графоманка». Щекина в Вологде персона чрезвычайно известная. Недоброжелатели считают ее авантюристкой и говорят, что название этого романа полностью соответствует облику и образу автора, поклонники почтительно именуют Галину Щекину «бессменной повивальной бабкой всего вологодского «андеграунда». То, что она – лидер,  для меня так же несомненно, как и то, что она – талантливая писательница, знающая, как и куда поставить слово в прозе. К ней тянутся молодые и не очень молодые северо-российские люди, не желающие, чтобы их малую родину воспринимали исключительно в контексте хоть и великолепной, но окаменевшей, застывшей «памятниковой» культуры. Ведь в Вологде, как и везде по России, обнищавшие братья и сестры - литераторы на радость чертям разведены по разные стороны так называемой «баррикады». А по мне так «патриотизм» – слово хорошее, но каждый молится Богу, как умеет. Щекина постоянно что-то изобретает, придумывает, осуществляет «проекты», издает рукописные и интернетовские сборники, участвует в диковинных конференциях. То есть, она – живой и действующий литератор, в чем читатели журнала «День и ночь» имеют сегодня возможность убедиться, равно как и в  том, что «дух дышит где хочет». Хорошая современная русская литература водится не только в пределах Садового кольца или в окрестностях Невского проспекта, но везде, где живут нормальные люди и кипят страсти. Именно такие личности, как Галина Щекина, не дают нашей литературе заснуть и свалиться с лавки. Евгений  ПОПОВ, Москва»
Так Попов  дал Ларичевой путевку в  жизнь. После  это она выкарабкалась и пошла.
 2004