Кушнер. Искал глазами их

Галина Щекина
Кушнер. «Искал  глазами их…»             

«Несмотря на жуткую занятость и трудный  семинар по информатизации  сферы  культуры, пошла Кушнера послушать. Боялась, что  будет скука, как на встрече с Чухонцевым. Это   продолжается проект "Открытая  трибуна". Иногда  очень  злит меня профессор Шайтанов, его снобизм и барство. Он  возит  гениев из  столиц, потому что ему дают денег. Но у  нас  гениев  не  меньше,  а  их не  слышит никто. Он представлял  Чухонцева  как  откровение, а все  зевали откровенно.
С Кушнером  этого не  случилось. Радостно. Почему-то обилие  стихов не  утомляло  меня. Напротив, как  напиток в жару, они  побуждали желать их и дальше. Публика бурно общалась и задавала  вопросы. Я получила автограф на  "Кустарник" и разрешение написать лично. А  ведь я  могла  попасть к  нему  на  семинар еще в 1996 в  Ярославле! Но я тогда пошла к  Руслану  Кирееву как прозаик,  поздно.
Некоторые вопросы.             
-Вы камерный  поэт, как oщущаете себя сегодня?
- Все меняется. Первая  книжка  была 10000 тираж, а  вот мой "Кустарник" - 500 и то счастье.
-Вы  певец  любви, а  вы  счастливы в любви?
- Не знаю, я  суеверен. Люблю жену.
- На какого читателя  расчитываете?
- Который  любит меня.
- Предпочтения в  литературе?
- Я  банален: Достоевский, Толстой, Пруст, Зощенко.
- Был ваш злой  стих Бродскому...
- Я описал лирику, испорченную матерщиной. Мы  потом  помирились. Он прекрасно отозвался  о моей  книге  "На  сумрачной  звезде".Вел  мой  вечер в  Нью-Йорке.
- А из современных?
- Отмечу Виктора Соснору,  Глеба  Семенова, Нонну Слепакову, Давида  Раскина, Елену  Шварц (не весь  список). Из Москвы Олеся  Николаева.
- Каким  представляете  своего  читалеля?
- Не угадать. И гадать нечего.
- Отношение к  Пригову и Кибирову?
- Первый  не мой. Второй  интересен, но раннее. А  Бунина люблю прозу, поэзию  меньше.
 ***            
Это далеко не все вопросы…От Александра Кушнера  не хотели отставать, он притягивал. Теплый, домашний, неофициальный.  Я на  ходу  листала книжку, и буквально уходила в нее…
Александр Кушнер - из книги "Кустарник"
Вы  гаснете, поблекшие, выходите  из зала, / Невежливые, я ж еще не все/  сказал  слова: не я  сказал - сказала/ душа, сверкнув  и вымывшись в слезе./  Бывает так, что сердцу  в  тягость солнце,/ и  пусть бы не  вставало вообще!/  Я знаю,  звезды, нет  таких,  кому 
легко живется /  Одна  в  пальто, другая в синем,  кажется  плаще./ 
 Одна  другую спрашивает - как тебе  сегодняшняя  драма?/ Могла  бы 
ты  вдруг полюбить его?/  Не  знаю. Про  катарсис что-то мне
рассказывала  мама./ Ты  что-нибудь почувствовала? Я так  ничего./ 
Всю жизнь писал для  них, а  защищают  плохо./ Помочь ничем  не 
могут  или не  хотят./  А  я-то  до  последнего  им  верен в  жизни
вздоха / Искал глазами их и  выходил в  шуршащий  сад!
                24 января 2003»   
Кратко описав вечер, отправила ему письмо …Хотя  долго не решалась  этого сделать.            

***
«2 ноября 2004
Здравствуйте  Галина  Александровна

Хочу поблагодарить вас  за  письмо, которое остановило мгновение и вернуло мне тот вологодский  вечер с  выступлением в библиотеке. Мы  живем в эпоху оборванных человеческих  и литературных  связей. До Вологды не  доходят петербургские книги, до Петербурга –вологодские. Между тем я всегда  считал, что в провинции больше времени для  одиноких размышлений, чтения и душевного роста. В столицах – больше  суеты и самодовольства;  московская  богема, петербургская  богема… Мне милей одинокая сосредоточенность, чтение за столом под настольной лампой. В то же время я понимаю, как важна для молодого поэта литературная среда, профессиональные разговоры и возможность выхода к  читателю.  Еще и поэтому с  большим  уважением отношусь к  талантливым людям,  живущим в провинции: понимаю, насколько им  трудней вдали от пирога  успеха, который  делят  меж  собой столичные  поэты… Москва  увы,  самодостаточна, Петербург тоже, хотя в  меньшей степени. Вологда, Екатеринбург, Омск  тянутся к  большому городу и часто превосходят столичных гениев. К  каком-то смысле получается так, провинцией  становится  Москва, а не Вологда, не Омск. Недавно я  познакомился с  талантливым молодым поэтом  Александром  Нитченко, живущем  в Сыктывкаре!
Мне понравилось это ваше стихотворение включенное в  письмо. Понравились стихи Сучковой. Замечательно что она  отталкивается от Цветаевой и,  сцепив ее  мотивы с  современностью, создает в  стихах свой настоящий поэтический  мир. В «Камне-Рыбе-Облаке» отметил несколько  ярких подлинно  поэтических мест, например: «разрешу  ответ на  «где гулял?» - видел рыб», «ноги от  воды  бывали толще», «я видел как подходит ко мне удивительная  рыба/ быть может еле слышно, на  цыпочках застыв», «и когда  вы  поймете  что это такое/ что из плача в плач  через  жизнь пройдете, все придут из воды и станут  водою /в  бесконечном  этом  круговороте»
Елинственное  замечание позволю  себе: мне кажется автор мог бы отвесттвенным и тончым, не  позволяя  себе неряшливости в  рифмовке и приблизительности смысловой –«те  двое не прыгнули в  день ото лба», рифмы – кафе – где и т.п. То  же относится и к другим стихам. Например, очень хорошо «смесь настоящих…фисташково-заспанных  музык» , «ты  как  картонный, ты  длинным ногтем нарисован на  обороте  стекла». Но почему  «птичую  лапу», а не  птичью? Отметил я –«некуда  плюнуть – я тут спала  со всеми», «откуда  взялась  марина?», «что там  стучит  изнутри, замуровано в банке консервной…» Сучкова  безусловно  талантливый  поэт, мне  бы хотелось ей помочь, но как? С Москвой  почти не  связан, а когда  рекомендую в «Новый  мир» какого-нибудь  поэта, наталкиваюсь нередко на  непонимание. Недавно пробовал пристроить в  журнал  одного талантливого поэта  Олега Левитана – не  получилось.
То  же самое в  Петербурге. С другой стороны поэтов  так  много в Москве, и Петербурге, что выстроилась  длинная  очередь, и редакция при всем желании не  может напечатать всех. Есть и другой  вариант. Фонд Филатова С.А регулярно в  октябре собирает форум молодой  поэзии в  Липках под  Москвой (я там  вел  семинар  уже  три раза). И этот форум продвигает авторов, рекомендует  их в журналы. От такой  рекомендации трудно отмахнуться. Думаю, я  смогу рекомендовать ее на  следующий год на этот фестиваль.
Потребуются  биографические  данные (место  жительства, работа, список  публикаций) и подборка 300-400 строк. Мой  электронный  адрес kushner@mail.lansk.net
Я могу  переслать  эти  материалы  весной в фонд  Филатова или послать вам адрес фонда чтобы  поэты  сами переслали туда (так может быть еще  лучше). А я со  своей стороны напишу несколько одобрительных слов.  А.Кушнер»
***
«Дорогой  Александр Семенович.
Я  все передала  Наташе,  она  знает, как  написать Филатову (но  вы мне  все же пришлите адрес  чтобы  я  могла  кого-то еще  достойного отправить), и главное  она радовалась, что вы так  восприняли. Унас ее  не понимают  известные  поэты, начинают унижать и  отсылают к  Пушкину, ничего  плохого в нем нет, но молодежь обижается…
А вы отнеслись не  как  мэтр, а как  свой  человек – к  своему  собрату.
Меня  больше всего  согрела ваша  растерянность по поводу того, что не получается  пристроить  автора в  журнал. Это говорит о вашей искренности и простоте. 
Мне  кажется,  я  тоже  бы  все отдала,  чтобы  им  помочь, но грустно, когда  сама не можешь ничего. О столицах и провинции мое  мнение  созвучно  с вашим, я  чувствую, что провинция превозносится  для  вида,  на  самом  деле она никому не  нужна, действительно, в  столицах полно своих поэтов. Но  поскольку я  второй год на Прозе Ру  работаю  как номинатор , я  вижу, сколько же там  холодной  деструктивной  литературы. В провинции не  так.
На  сайте  Стихи.Ру я тоже несколько лет,  и тоже  есть наблюдения интересные. Вот  там 50 тысяч поэтов и  это тоска, конечно. Но  еще  больше тоска, когда видишь: народ  бежит читать только эротику, розовых и голубых, но многим ярким  нечего сказать, а  настоящее тонет в  мусоре. У меня был  друг Сопин, а вам  писала. Он очень болел и я  взяла, чтобы его отвлечь, поместила  его тексты на Стихи Ру – за  короткое  время число  читателей стало расти - сразу  5,  9 тысяч  читателей (в настоящее  время 23 тысячи). А  ведь он писал про войну и лагеря. И критик Фаустов написал, что Сопин  изменил  лицо  Стихиры. Самая  известная  на  сайте поэтесса Наталья  Воронцова-Юрьева, с самым  высоким рейтингом, пришла его  читать и  удивилась. То есть все  были  удивлены, и я  сама не  верила глазам…
Вот это был  Сопин  который после 17 лет в  лагерях, после  огромной  работы над  собой, после целых текстовых пластов в общем-то ушел непонятым, неузнанным,  в том  числе  тем  самым  союзом, в котором состоял.
Я говорю  об этом потому,  что это  модель жизни литературной провинции – жить и  умереть в немоте. В столице  может быть есть шанс, но у  нас нет.
Я постеснялась  вам  сразу  отправить свои стихи, так  как  мне казалось стыдным  говорить только о себе с российским поэтом. Меня  беспокоит,  как юная поросль дальше  жить будет. Они ведь не могут смириться с  такой  моделью… Я работаю в  центре одаренных  детей в лит. студии и вижу, как  дети начинают рано и хлестко писать. Но куда  же деть их потом, эти таланты? Пытаюсь  их отправлять на конкурсы, но это единицы…
А я  автор  с негромким голосом. Мое главное -  это проза, а стихи  просто уже никак не побороть, не остановить, когда  тебя пробивает. Когда требуется  немедленное слово…»

***
Встреча в  Кушнером  была  «тихой», несмотря на многочисленную  публику. Таким  же  особенным, «тихим» и  глубоким оказался  для меня после  вечер встречи со Светланой  Кековой. Самым  «громким» был  Кублановский – многу народу, шум, гром,  обилие  музыки и вообще  звуков. А вот у  Кековой   полушепотом текли стихи, но  это был  ток  вроде электрического. Поразили духовные и религиозные темы, они  как–то свежо и пронзительно проникали за шиворот. Но вопреки своей  привычке записывать впечатления – описание вечера  Кековой  я не сохранила. А  жаль.