Арион. Рука целованная Рейном

Галина Щекина
«Арион» и рука, целованная  Рейном

В залах областной библиотеки гудел  студенческий улей. Но это никак не было связано с  приездом московских поэтов, хотя об этом сообщала ярко-оранжевая афишка. Просто ажиотаж в период сессии. К тому же уличная жара погнала народ за город, субботний день, посему на поэтов пришло не больше ста человек.  Терять было нечего. Сердце отчаянно и громко билось, заглушая внешние шумы. Я  видела в  читальном зале областной библиотеки лица знаменитостей – прославленных врачей, спасавших жизни, заслуженных учителей,  воспитавших лауреатов, художников, музыкантов,  известных за рубежом, видела многих своих знакомых, в том числе Макарыча, как неофициально называли мы Юрия  Макаровича  Леднева... только вот других вологодских писателей не обнаружила. Ведущий - известный  профессор  Игорь Шайтанов - на фоне заставки "Скачущие кони на просторах России" – сказал, что все кончается в этом веке – ушли  Прасолов и Рубцов, но грядут другие. А кто они, другие? Вот совсем недавно к именам Евтушенко и Вознесенского легко было  найти пару: это Рубцов и Куняев. А  теперь мир перестал быть биполярным, зато стало так много групп. И адепт каждой группы клянется, что правда на их стороне…
В  России всегда  слишком верили печатному слову. И при этом никогда раньше не было чисто поэтического журнала в России - большинство толстых  журналов  многожанровые. Но теперь  он есть, это журнал «Арион», и вот его авторы и редактор. В Вологду пригласили Владимира Строчкова, Евгения Рейна, Татьяну Бек и  Алексея Алехина(поэт и редактор в одном  лице). Ежели хотите крикнуть всем  что-то оскорбительное, что сильное выберете для поношения? Конечно же, это Бродский… На него реагируют безошибочно.
«Да! - мелькнуло в голове, – это так, в союзе его ненавидят, но андеграунд наоборот, любит, распечатывает, поет…»
        Но тут же профессор объявил, что знает поэта, который незаслуженно обойден и закрыт тенью  Бродского – это его учитель и друг Евгений Рейн, издавший пятнадцать книг, пишет пятьдесят лет из шестидесяти, это поразительная поэтесса Татьяна Бек, кроме стихов она пишет умные статьи и преподает в литературном институте – вот статья, я переснял, и вот она сама… кстати, они давние друзья с Рейном, правильно я говорю? Знаменитые поэты  кивали, это было  так задолго до трагической истории с переводами, задолго до травли Татьяны  Бек...
Вначале выступали новые поэты с новым языком - Алехин и Строчков, они своей крутизной просто ошеломили, и, поскольку они читали непонятно совсем, я умоляюще думала – ничего, я потом пойму, а сейчас начнется любимое, так я уже не стану отвлекаться…  Да, волновалась я не зря. Случилось невероятное. Где-то за  месяц-два  до того я наткнулась на  стих Рейна. В центральной городской библиотеке, где я тогда  работала, в  свободном  доступе  лежало множество журналов, я  наугад раскрыла один из  них... и загляделась, притянул один стих. Почти сразу получилась песня.
Господи! Рейн. Чтение его стихов напоминало ревущий водопад. Падая в этот бурлящий
- поток, я не в силах была выбраться, эмоции сотрясали, выпуклость и фактурность гремящих строф не давали переключиться на окружающее, и только сильнее тащили по течению. И вроде бы никаких поворотных событий там не было, просто – дома, реки, деревья, балконы, все, куда ни падал взгляд поэтов, попадало в мешанину стиха и впечатывалось навсегда. «Подойди к подоконнику, Обопрись, закури. Теплота потихонечку Растворится в крови. Все тесней и мучительней, все сильней и больней, глубже и возмутительней, Лучше, больше, умней». В стихах оживало множество людей, среди которых – и просто друзья, и Ахматова знаменитая - «три могилы - Илюши, Володи и Анны Андреевны…»
Низким прокуренно-сладким голосом Татьяна Бек читала стихи... из моего маленького  затрепаного блокнота. Туда  были вписаны любимые строчки по старой институтской   привычке, только я тогда не знала, что среди них есть  стихи Бек. И поскольку это было  освоенное  в течение нескольких лет пространство, и  я оказалась в нем не одна, я поняла, что всю жизнь люблю эти стихи, выдохнутые душой этой большой, некрасивой, сильно любившей женщины. Шляпка! Да по этой шляпке я  ее и узнала. Некоторые строчки я повторяла за  ней, шевеля  губами.
 «О родина, где я росла, ветвясь…» - это же про меня, про то, как  меня не оценили в этом  городе. «Бросила, бросила, бросила петь…», «Где ты, в какой пропадаешь пивной?!» - это про друзей,  сгинувших от пития, «Ни обиды, ни мести, Лишь пение тайных волокон, Вот и снова мы вместе, На маленькой кухне без окон» - про наши бедные полуподпольные  лито.
А когда медленная, грузно-высокая поэтесса прочла обжигающее «Безжалостно, сердечно  сухо… Я буду честная старуха!» - зал  зааплодировал. И вместе со всеми аплодировал  блестящий профессор, член букеровского жюри - и артистично склонял голову. И потом сама поэтесса говорила о Рейне, что это - как бы центральный защитник.
«Он с барственной кротостью и гордым смирением разделял общую участь. Его протест  тоталитарной доктрине выражался в лукаво-юродивой неподчиняемости тому самому  идеологизированному сознанию, которое…» У меня стоял в глазах клубящийся туман. 
Похоже, романтика застила ей  глаза так же, как  и мне, и много позже  центральный  защитник перейдет в нападающие... Но тогда был праздник,  были живые поэты. Это были люди с одной и той же «кухни без окон», только их кухня вмешала десятки и сотни людей. Незримое братство людей одной крови. Такова  власть  золотых словес.
Но от меня просто так нельзя было отделаться. Я почти одна задавала вопросы поэтам, и был там панегирик-открытие для Бек, и был особый вопрос для Рейна: «А правда ли, что вы в одной поэме говорите о лица своих кумиров?» И Рейн ответил – да, правда, в поэме «Голоса» я оживил Гумилева, Мандельштама, Кузьмина, и Довлатова...
Я  потом стала интересоваться и нашла книжку  Рейна «Мне скучно без Довлатова». И увидела  через  Рейна  целую неизвестную, но милую эпоху шестидесятников.
Под конец встречи мне предложили спеть под гитару песню, поскольку  гитара  стояла тут   же, неподалеку. Я знала  одну, только песню на стихи Рейна, ту, которую сложила сама, и  долго извинялась перед публикой за свою самодеятельность, но, наконец, ее спела –  «Укроемся в лесах Пицунды»: «Прожектор на твоем лице, И все находится в конце –  Укроемся в лесах Пицунды… Затеем плутовской роман, Запрячем в чаще шарабан, И будем вовсе неподсудны…» Есть там леса или нет, но то, что будет побег, это точно… И мне отчаянно подпевали девочки из библиотеки. Была в этой  незатейливой песенке как бы присущая поэту легкомысленность, смелость и озорство, была энергетическая  волна, не без грусти, конечно...
После аплодисментов, когда лицо мое пылало, кругом был грохот стульев и шарканье ног, я подошла к Бек, как во сне, и Бек улыбаясь спросила - а что же  на мои стихи не прозвучало? Я сбивчиво обьясняла, что я  только теперь поняла, что у  меня есть ее стихи. Но она  не сердилась, а подарила  свою книжку "Смешанный лес"! О…
А Рейн, тоже улыбаясь, смотрел, склонил голову к плечу, и вдруг жена его сказала: «Поцелуй девушке ручку, Женя, не правда ли, она заслужила…» И божественный, маленький ростом  легендарный  поэт Рейн поцеловал  мне руку! Боже мой. После чего я, окончательно обалдевшая и сбитая с толку, уставилась на руку, целованную Рейном, держа в другой книжку и гитару. И я так стояла, пока все выходили. Неужели вот эта рука, просто рука с серебряным колечком, удостоенная губ великого поэта, обречена только стирать и готовить? И не допущена даже бегать по клавиатуре, чтобы запечатлеть пеструю радостную жизнь? Да не  может быть... Это был хороший столбняк, правильный.
Оттого и появились в газете  "Вологодский  подшипник"  мои смелые  слова: «Они приезжали ко мне». А что? Песню пела  я, Бек "узнала" я, и вопросы задавала я. Другие же  молчали ,  а  я не могла, я  купалась в этом празднике, поэтому появилась такое  чувство - это было только для меня.
И все же слова Татьяны  Бек меня невольно ранили. Я думала про песни на ее  стихи и никак не  могла их спеть-сыграть, сбивалась от пиетета. Потом у  меня в лито  появился милый  мальчик  Данил  Файзов, поступил в  Литинститут на  семинар  Бек. И она через него написала: "Галя,  спасибо за Файзова". Она  успела поддержать и  еще  одного моего студийца - Диму  Гасина, написала  послесловие к  его первой  книге стихов "Аптечка".  Последовал и подарок - составленнная  ею книга "Акмэ". Несколько  писем  я написала  ей, пару писем и открыток - она. Я бюрократически пыталась выудить из нее какие-то  рецензии, но она  неизменно отвечала -  "давайте без зауми, давайте -так просто". И рисовала свой известный "носатый" автошарж.

После внезапного  ухода ее из  жизни  я чувствовала  себя такой обездоленной, что сделала отдельный  вечер памяти  в  Доме  Самарина в  декабре 2005 года. Обнаружила в интернете, прямо в Живом Журнале -  подругу  Т.Бек  Ирину  Василькову, девочку  Катю Березовскую, студентку, написавшую потрясающие  стихи на уход  Татьяны Александровны, откликнулись  и приехали Даня  Файзов и  Юра  Цветков (группа  "Культурная инициатива"  из Москвы), они привезли новые книги  Бек "Сага с помарками" и большой том "Она и о ней". Выступали и  местные литераторы  В.Архипов, С. Донец, В. Старкова, мои дети из  студии «Лист»... Я пела  песни на  стихи Бек, только она-то  их  уже не слышала, понимаете, так  больно  это. А может,  слышала...
Вот в такую удивительную  историю переросла  встреча с  поэтами на "Открытой  трибуне". А в газете  «Вологодский  подшипник»  статья  про  «Арион» появилась, видимо лет  десять назад.
                1996-2006