Мои литературные пристрастия

Лада Пихта
   С  детства  любила   сначала  слушать, а  потом  и  читать  книги. Телевизоров  тогда
не  было, и  мы,  дети  того  времени,  успели  пристраститься  к  книгам. Это, конечно, были  сказки, стихи  поэтов – классиков,  рассказы о  природе.

   В период  учёбы  в школе  очень  любила  читать  А.Гайдара,  особенно  нравился «Тимур и его команда»,  даже  не хотелось  сдавать эту  книгу  в библиотеку.
  В дальнейшем  чтение  определялось,  в основном,  школьной  программой по литературе.

   Из  писателей  социализма  полюбилась  книга  Н. Островского  «Как закалялась сталь». Её  я  прочитала  раз  6-7.  Восхищалась  героем  Павлом  Корчагиным,  его целеустремлённостью  и  самоотдачей.

   Следующим  увлечением  был  роман  А. М. Горького  «Мать».  Павел Власов  так же, как и Данко,  желает  осветить  людям  своим  горящим  сердцем  дорогу  к правде, а его мать  - его единомышленница,  родная  и  по духу. Эти  люди  вызывали  искреннее восхищение.

   Взрослея,  поняла  величие  М. Шолохова  с его эпопеей  «Тихим Доном».
Борьба  красных  с белыми  вызывала  много  вопросов…
Огромная  армия  россиян  оказалась   вынужденной  покинуть  Родину из-за  революции и  гражданской  войны.  Пыталась  почувствовать  их  состояние,  их  трагедию.
   Сорваться  с насиженных  мест и  умчаться  куда-то  в неизвестность, оставив Родину, возможно,  часть  родственников  в России, без надежды  когда-нибудь  свидеться.
Ведь  и те  и другие  по-своему  правы.

   Почитаешь  Вересаева  «На японской войне»  и  возмущение  берёт,  как  вели  себя на войне  высшие  чины,  для  которых  народ – солдаты  были  скотом.  Как их, переутомлённых,  голодных   гоняли  по местности  то  на север,  то в противоположном направлении  к месту  боёв, не удосужившись  посмотреть  по  карте,  где та местность, куда ведут.
   И  этот  бардак  как  не мог  вызвать  в народе и  среди  передовых  интеллигентов возмущение,  что  и  спровоцировало  революции.  О  чём  говорить,  если некоторые из  генералов  своими  личными (!)  составами  поездов  закрывали  возможность привоза вооружения  войскам. И на них  не было  управы!
   Мы  теперь  говорим, надо  было  без  революций, а  постепенно  преобразовывать страну.  А человек  не может  ждать  столетия,  когда  его родину  преобразуют в лучшую сторону. Его жизнь  коротка.

   «Люди,  как  реки…»,- говорил  Л. Толстой,  подчёркивая  этим непрерывное движение, развитие  внутреннего  мира  человека.  При  изучении  «Войны и мира» в школе мне очень  нравился  князь  Андрей Болконский.  Любимые  герои  Толстого ищут  ответ на вопрос  «Чему посвятить  жизнь?».  Андрей Болконский посвятил свою жизнь служению Отчизне.  И  это его  благородство и  цельность  натуры,  чувство ответственности  за будущее  страны  меня  привлекали  очень. Меня  поражало, как  Наташа  Ростова  не смогла  быть  верной  Андрею  Болконскому,  предпочтя  ему  другого. Скажут: «Это жизнь!»   С моей точки зрения,  Наташа  Ростова  при  всех своих  достоинствах  была  всё же  ниже  Андрея.
   Я  зачитывалась  толстовскими  описаниями  природы,  характеров людей, интерьера. 
В зрелом  возрасте  перечитала  роман. Естественно,  читала  уже  более  осмысленно,
нежели  в  школьные  годы.  И,  что удивительно,  мне  уже  были менее  интересны описания  мирной  жизни,  а  вот  часть,  касающаяся  войны,  просто  увлекла и потрясла.
А  ведь  это почти  совсем  не  интересовало  меня  при  изучении  «Войны и мира»
в  школе.
- Чтобы  произведение  было  хорошо,  надо  любить в  нём  главную, основную  мысль,
говорил  Толстой.
- Так  в «Анне Карениной»  я  люблю  мысль  семейную,  в  «Войне и мире»  любил мысль
народную,   вследствие  войны  12-го года.
Долгое  время  Лев  Николаевич  был  самым  любимым  моим  писателем. Я чувствовала  его величие и беспрекословное  превосходство  над  всей  пишущей  братией  всех  времён
и народов.

   Из   иностранных   писателей  я   выделяла  Джека  Лондона. Знакомство с ним состоялось по книге  «Любовь к жизни». Это небольшое  произведение о мужественных людях,  которые  в  борьбе с суровой  природой  выживают,  побеждают свои слабости.
«Мартин Иден».  Парень из простой семьи сам себя «сделал», себя совершенствовал, работая над своим образованием.
   Эти образы неординарных, сильных людей и привлекали меня больше всего.
Язык Лондона тоже нравился.

   Шли  годы. Я  стала  обращать  внимание  на то, что  за рубежом  люди  ставят на первое место в  России  творчество  Фёдора  Михайловича  Достоевского,  им  зачитываются.
Пошла  в  книжные  магазины,  купила  всё, что было из  произведений  Достоевского.
Всё  перечитала.  Меня  поразило, что  «Бесы» -  роман о нашей  жизни.
А  самое  главное  в  творчестве  Достоевского –  это глубокое  проникновение  в психологию  человека,  в тайники  его мозга.  Человек - не положительный  или отрицательный  только.
Человек – очень  сложное  существо,  неожиданные  черты  этого  самого человека  могут проявиться  в  какой-то  нестандартной  ситуации.
   Конечно,  обычные  человеческие  качества:  гуманность,  доброта,  порядочность остались  приоритетными. Но  это не  говорит  о том,  что  человек  в  необычной ситуации не проявит  какой-то бесчеловечности, жадности, грубости.
Ведь защищают же «собачники»  своих любимых питомцев с пеной у рта, в то время, как они  остаются  равнодушными  к  боли  и  ужасу  искусанного  ребёнка.
Это  умение  Достоевского  глубочайше  «копать»   в душах  людей  просто потрясло меня.    Фёдор  Михайлович   прошёл  сам  через  тернии  жизни,  4 года  тюрьмы, привязанность  к игре  в казино  заставили  его много  увидеть и  перечувствовать.
И  теперь  нет  для  меня  писателя,  выше  по таланту,  чем  Фёдор  Михайлович Достоевский.
   Как-то  одна  дама,  увидев  у  меня  ряды  его  книг,  попросила  дать почитать  для ознакомления  с творчеством  писателя  что-нибудь  нетолстое.  Я сунула ей, не подумав, самое  сложное  произведение -  «Преступление и наказание».  Через  некоторое  время спрашиваю,  как  читается.  Она  отвечает:
- Забирай  своего  Достоевского,  его  читать невозможно.
Да, требуется  огромная  работа  при чтении  этого произведения.  Может, и не один раз перечитать  придётся,  потому  что  в этом  произведении  автор  заглядывает в каждый уголок  лабиринта  человеческого  сознания  и  все  поступки  человека  анализирует, никакая  докторская  диссертация  по психиатрии  не сравнится с этим произведением.

   Особого плана  по изучению  литературы  у меня,  разумеется, не было.  Да и достать желаемую  книгу  не всегда  было  возможно.  А тут  в годы  перестройки на  работе создали  общество  книголюбов. Из  районного  правления  этого общества  нам доставались  хорошие  книги  (из того,  что  поступало  в город).  Мы их разыгрывали. Появилась  также  возможность  подписки  на различные  издания.

    В частности,  на пятитомник  Мопассана,  изданный  в 1993 году  в честь 100-летия со дня  его  смерти.  Читала  его  произведения, и  становилось  радостно на душе. Глубокое проникновение  Мопассана  в суть  человеческого  существа,  особенно в душу и характер женщин,  импонировало. И с тех  пор предпочтение  из иностранных  писателей отдала Мопассану.
Мопассан – один из  крупнейших  писателей  Франции,  классик  мировой  литературы.
- В литературную  жизнь  я  вошёл,  как  метеор,  и  исчезну,  как  молния.
В  этих  словах  Мопассана  - горькая  правда о трагической  судьбе  художника,  чья творческая  жизнь продолжалась  всего 10 лет.
   В своих  произведениях  он  воспевал  любовь  и силу  человеческого духа, рассказывая о трагедии одиночества  и неразделённых  чувств,  осуждал  корыстолюбие,  лицемерие и предательство. Его  произведениям  присущи  глубокое  проникновение  в тайны человеческих  переживаний,  тонкий  лиризм  и  грустная  ирония.
О  его  творчестве  восторженно  отзывались  Л.Н.Толстой  и  И.С.Тургенев.
Мопассан  называл  Пушкина  молодым  Шекспиром.

   Очень нравится,  как писал  В.Вересаев,  его  «Записки врача»,  труды  о  Пушкине, Гоголе.

Когда  открылся  доступ  к творениям  Андрея  Платонова,  то  это  определило  моё однозначное  отношение  к  нему. Он  стал  самым  уважаемым и любимым  советским писателем,  и ничто не собьёт  его с этого  пьедестала.
   Платонов – псевдоним  писателя  по имени  отца,  родовая  фамилия  Климентов.
Его необыкновенный  язык  поражает (такого  ни  у одного  писателя  нет!)
Сначала   удивляет,  потом  берёт  в плен,  и ты  с восхищением  впитываешь эти обороты
речи,  сравнения,  описания.
   В подавляющем  большинстве  произведений  Платонова  20-30  годов  герои странствуют  в  поисках  лучшей  доли.  Платонов  в  детстве  настолько познал горечь нищеты, что  это  чувство  не отпускало  его всю  жизнь,  он чувствовал пожизненную ответственность перед  замордованными  людьми  его малой  родины  (Воронежская губерния).
   В малолетстве  он  испытал  и  тяжесть  нищенской  холщовой  сумы за  плечами  (одно время  семья  достигала 10 человек, а работал  только  отец),  и горечь  утрат  от голода младших  братьев  и сестёр,  подростком  познал  непосильный  наёмный  труд,  участвовал  в  гражданской  войне и строительстве новой  деревни.
   Эти  «университеты»  и образовали  душу  и  разум  Платонова  с его  болезненным неравнодушием  к нужде  и  человеческому  страданию.
Предельно  искренний,  остро  реагирующий  на  любое  явление  в культурной  жизни
(будь то литературный  вечер  Кольцова  или  Северянина, или  детское  театральное представление),  человек  максимальных  аскетических  требований  к быту  людей,
едва   ли  не  каждый  день печатавшийся,  был малоразговорчивым,  очень  совестливым и скромным,  с пытливыми  глазами,  в которых  словно  запечатлелась глубокая  печаль.               
   Образование  он  получил  электротехническое.
Первое  его  большое  произведение – повесть   «Рассказ о  многих  интересных  вещах».
24-летний  Платонов,  думается,  всерьёз  верил  в разум,  сконцентрированный  во вселенной  в одном  месте.  На  природу  и человека  он  смотрит  кибернетически,  видя родство  всего  сущего,  но только  на  математической  основе.
   Задолго  до отца   кибернетики   Н.Винера – американского  учёного,-  в 1948 году заложившего  основы  науки  «об управлении  и  связи  в  животном  и  машине»,
в 1913-1917  г.г. Богдановым   сформулированы  общие  теоретические  принципы кибернетики,  а  в  последствии  молодым  электротехником  Платоновым.
   Боготворя  электричество – «суть  вселенной», он  предугадал   современные ирригационные  системы,  холодильные  установки,  электромагнитные  методы
разведки  полезных  ископаемых,  лечение  человека  электричеством и многое  другое.
   Из  всех  фантастов  Андрей  Платонов  научно  и  технически  самый  грамотный фантаст. К написанию  повести  «Эфирный тракт»  его  подтолкнуло чтение  работы  К.Э.Циолковского  «Исследования  мировых   пространств  реактивными  приборами».
   Работая  над  «Лунной  бомбой»  и «Эфирным трактом»,  Платонов  окончательно уверился  в  мысли,  что  всеобщее  блаженство – ложная  мечта.
   Платонова  занимал  главный  вопрос  эпохи:  как  относится  победившая  революция  к гуманистическим  ценностям  прошлого,  отвергает ли она их или  продолжает,  развивая всё то  лучшее в  человеке, что  составляет  неразменный  культурный и нравственный капитал народа, нации.
   «Очарованные»  люди  Н. Лескова  не только  обладают  запасом  неиссякаемого жизнелюбия  и нравственного  здоровья, но и пробиваются  к духовной  свободе.
   «Сокровенный»   человек   Платонова – это человек   нераскрывшихся  возможностей,
находящийся  в  состоянии  умственного  сна и  социально-исторического  неведения.
    Платонов  был  в высшей  степени  духовно  свободной и  независимой  личностью,
обладал  врождённым  чувством  собственного  достоинства  и  редкой  незлобивостью нрава.
Платонов  видел  в литературе  источник  научного  самосознания  и духовного прогресса.
   Повесть  «Ювенильное море»  (Море юности). 1934 г.– грандиозная  метафора Платонова  -  добыча  чистой  воды  из подземного  моря  ради  творчества новой  жизни.
   Герои  повести  «Котлован»  роют  котлован  для  прочного  дома,  чтобы  глядеть из высоких  окон  в мир.  Котлован  должен  быть  всё  глубже и шире, а силы  уходят, не видно  конца   изматывающей  работе.  Люди  живут  в чудовищных  условиях, трудятся практически  ни за что,  а светлое  будущее  отодвигается  всё  дальше и  дальше.
   Роман  «Чевенгур» - социальная  утопия  с элементами  сатиры. Жители города Чевенгур решили  волевым  неэкономическим  способом  «закончить к лету  социализм!»
Делать  ничего нельзя, так как  производство  приводит  к продукту,  а продукт  -  к эксплуатации. Вот и отдыхают  всю  неделю  чевенгурцы.  По  субботам  выдирают старые  сады  и дома  и переносят  их поближе  к центру  города. Там работает  лишь Солнце – всемирный  пролетарий.
   Подумать только, как  современны и  «Котлован»  и «Чевенгур»!
 В них  видно,  как  к богатой  кормушке  пробиваются  демагоги и бюрократы,  советские чиновники.  Платонов   показал  зарождение  нового  класса  «руководящих»,  которые откупаются от народа  мелкими подачками, а  к его бытию глубоко  равнодушны.

   В последние  годы  я  всё  чаще  обращаюсь  к  Пушкину.  Всё  больше  меня  поражает его  гениальность  и  простота  и  красота  стиха. Кажется,  невозможно  написать  короче, проще и точнее,  чем  это  делал  Александр  Сергеевич.
.
   Пушкин  для  России,  что  Гомер  для  Греции,  Шекспир  для  Англии.
Весёлое  добродушие  Пушкина,  его неизменная  благожелательность и интерес к  чужим мыслям,  его  умение  приветствовать  всякую  искру  дарования  делало  общение  с ним лёгким  и  обогащающим.  У Пушкина   было  очень  доброе  сердце, он  всегда  был  готов помочь,  поделиться  деньгами  даже с чужими  людьми.  Но сильнее  всего его  доброта, его отзывчивость  проявлялись  в том,  что он  умел  себя  так  держать, что  его  гениальность  не  подавляла  других.  Так  легко  нести  своё  превосходство могут только те,  в ком  большой  ум  сочетается  с большой  душой.
   «Пушкин  прямо  наш,  потому что  он  честен и  в нём  человек  равняется  поэту», - восторженно  писал  Соболевскому  молодой  Шевырёв  после  нескольких  месяцев знакомства  с Пушкиным.
   Ещё  ни  один  поэт в России  не пользовался  таким  общим  признанием.
Его  слава  была  общерусским  достоянием.
«Пушкин –  какое-то  чудо. Он  думает  столько же,  сколько поёт и танцует».
Это слово – чудо -  Гоголь  любил  применять  к  Пушкину.
«Поэтической  дружины  славный  вождь  и  исполин» - так  определил  место  Пушкина среди  других  стихотворцев  не склонный  к комплиментам  Вяземский.
Никогда  не  зарастёт к  Пушкину  народная  тропа.

    Хочется пожелать:
ЧИТАЙТЕ  КНИГИ  –  ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ
       И  ВЕЛИЧАЙШЕГО НАСЛАЖДЕНИЯ!
5 декабря  2010 года.