С детства любила сначала слушать, а потом и читать книги. Телевизоров тогда
не было, и мы, дети того времени, успели пристраститься к книгам. Это, конечно, были сказки, стихи поэтов – классиков, рассказы о природе.
В период учёбы в школе очень любила читать А.Гайдара, особенно нравился «Тимур и его команда», даже не хотелось сдавать эту книгу в библиотеку.
В дальнейшем чтение определялось, в основном, школьной программой по литературе.
Из писателей социализма полюбилась книга Н. Островского «Как закалялась сталь». Её я прочитала раз 6-7. Восхищалась героем Павлом Корчагиным, его целеустремлённостью и самоотдачей.
Следующим увлечением был роман А. М. Горького «Мать». Павел Власов так же, как и Данко, желает осветить людям своим горящим сердцем дорогу к правде, а его мать - его единомышленница, родная и по духу. Эти люди вызывали искреннее восхищение.
Взрослея, поняла величие М. Шолохова с его эпопеей «Тихим Доном».
Борьба красных с белыми вызывала много вопросов…
Огромная армия россиян оказалась вынужденной покинуть Родину из-за революции и гражданской войны. Пыталась почувствовать их состояние, их трагедию.
Сорваться с насиженных мест и умчаться куда-то в неизвестность, оставив Родину, возможно, часть родственников в России, без надежды когда-нибудь свидеться.
Ведь и те и другие по-своему правы.
Почитаешь Вересаева «На японской войне» и возмущение берёт, как вели себя на войне высшие чины, для которых народ – солдаты были скотом. Как их, переутомлённых, голодных гоняли по местности то на север, то в противоположном направлении к месту боёв, не удосужившись посмотреть по карте, где та местность, куда ведут.
И этот бардак как не мог вызвать в народе и среди передовых интеллигентов возмущение, что и спровоцировало революции. О чём говорить, если некоторые из генералов своими личными (!) составами поездов закрывали возможность привоза вооружения войскам. И на них не было управы!
Мы теперь говорим, надо было без революций, а постепенно преобразовывать страну. А человек не может ждать столетия, когда его родину преобразуют в лучшую сторону. Его жизнь коротка.
«Люди, как реки…»,- говорил Л. Толстой, подчёркивая этим непрерывное движение, развитие внутреннего мира человека. При изучении «Войны и мира» в школе мне очень нравился князь Андрей Болконский. Любимые герои Толстого ищут ответ на вопрос «Чему посвятить жизнь?». Андрей Болконский посвятил свою жизнь служению Отчизне. И это его благородство и цельность натуры, чувство ответственности за будущее страны меня привлекали очень. Меня поражало, как Наташа Ростова не смогла быть верной Андрею Болконскому, предпочтя ему другого. Скажут: «Это жизнь!» С моей точки зрения, Наташа Ростова при всех своих достоинствах была всё же ниже Андрея.
Я зачитывалась толстовскими описаниями природы, характеров людей, интерьера.
В зрелом возрасте перечитала роман. Естественно, читала уже более осмысленно,
нежели в школьные годы. И, что удивительно, мне уже были менее интересны описания мирной жизни, а вот часть, касающаяся войны, просто увлекла и потрясла.
А ведь это почти совсем не интересовало меня при изучении «Войны и мира»
в школе.
- Чтобы произведение было хорошо, надо любить в нём главную, основную мысль,
говорил Толстой.
- Так в «Анне Карениной» я люблю мысль семейную, в «Войне и мире» любил мысль
народную, вследствие войны 12-го года.
Долгое время Лев Николаевич был самым любимым моим писателем. Я чувствовала его величие и беспрекословное превосходство над всей пишущей братией всех времён
и народов.
Из иностранных писателей я выделяла Джека Лондона. Знакомство с ним состоялось по книге «Любовь к жизни». Это небольшое произведение о мужественных людях, которые в борьбе с суровой природой выживают, побеждают свои слабости.
«Мартин Иден». Парень из простой семьи сам себя «сделал», себя совершенствовал, работая над своим образованием.
Эти образы неординарных, сильных людей и привлекали меня больше всего.
Язык Лондона тоже нравился.
Шли годы. Я стала обращать внимание на то, что за рубежом люди ставят на первое место в России творчество Фёдора Михайловича Достоевского, им зачитываются.
Пошла в книжные магазины, купила всё, что было из произведений Достоевского.
Всё перечитала. Меня поразило, что «Бесы» - роман о нашей жизни.
А самое главное в творчестве Достоевского – это глубокое проникновение в психологию человека, в тайники его мозга. Человек - не положительный или отрицательный только.
Человек – очень сложное существо, неожиданные черты этого самого человека могут проявиться в какой-то нестандартной ситуации.
Конечно, обычные человеческие качества: гуманность, доброта, порядочность остались приоритетными. Но это не говорит о том, что человек в необычной ситуации не проявит какой-то бесчеловечности, жадности, грубости.
Ведь защищают же «собачники» своих любимых питомцев с пеной у рта, в то время, как они остаются равнодушными к боли и ужасу искусанного ребёнка.
Это умение Достоевского глубочайше «копать» в душах людей просто потрясло меня. Фёдор Михайлович прошёл сам через тернии жизни, 4 года тюрьмы, привязанность к игре в казино заставили его много увидеть и перечувствовать.
И теперь нет для меня писателя, выше по таланту, чем Фёдор Михайлович Достоевский.
Как-то одна дама, увидев у меня ряды его книг, попросила дать почитать для ознакомления с творчеством писателя что-нибудь нетолстое. Я сунула ей, не подумав, самое сложное произведение - «Преступление и наказание». Через некоторое время спрашиваю, как читается. Она отвечает:
- Забирай своего Достоевского, его читать невозможно.
Да, требуется огромная работа при чтении этого произведения. Может, и не один раз перечитать придётся, потому что в этом произведении автор заглядывает в каждый уголок лабиринта человеческого сознания и все поступки человека анализирует, никакая докторская диссертация по психиатрии не сравнится с этим произведением.
Особого плана по изучению литературы у меня, разумеется, не было. Да и достать желаемую книгу не всегда было возможно. А тут в годы перестройки на работе создали общество книголюбов. Из районного правления этого общества нам доставались хорошие книги (из того, что поступало в город). Мы их разыгрывали. Появилась также возможность подписки на различные издания.
В частности, на пятитомник Мопассана, изданный в 1993 году в честь 100-летия со дня его смерти. Читала его произведения, и становилось радостно на душе. Глубокое проникновение Мопассана в суть человеческого существа, особенно в душу и характер женщин, импонировало. И с тех пор предпочтение из иностранных писателей отдала Мопассану.
Мопассан – один из крупнейших писателей Франции, классик мировой литературы.
- В литературную жизнь я вошёл, как метеор, и исчезну, как молния.
В этих словах Мопассана - горькая правда о трагической судьбе художника, чья творческая жизнь продолжалась всего 10 лет.
В своих произведениях он воспевал любовь и силу человеческого духа, рассказывая о трагедии одиночества и неразделённых чувств, осуждал корыстолюбие, лицемерие и предательство. Его произведениям присущи глубокое проникновение в тайны человеческих переживаний, тонкий лиризм и грустная ирония.
О его творчестве восторженно отзывались Л.Н.Толстой и И.С.Тургенев.
Мопассан называл Пушкина молодым Шекспиром.
Очень нравится, как писал В.Вересаев, его «Записки врача», труды о Пушкине, Гоголе.
Когда открылся доступ к творениям Андрея Платонова, то это определило моё однозначное отношение к нему. Он стал самым уважаемым и любимым советским писателем, и ничто не собьёт его с этого пьедестала.
Платонов – псевдоним писателя по имени отца, родовая фамилия Климентов.
Его необыкновенный язык поражает (такого ни у одного писателя нет!)
Сначала удивляет, потом берёт в плен, и ты с восхищением впитываешь эти обороты
речи, сравнения, описания.
В подавляющем большинстве произведений Платонова 20-30 годов герои странствуют в поисках лучшей доли. Платонов в детстве настолько познал горечь нищеты, что это чувство не отпускало его всю жизнь, он чувствовал пожизненную ответственность перед замордованными людьми его малой родины (Воронежская губерния).
В малолетстве он испытал и тяжесть нищенской холщовой сумы за плечами (одно время семья достигала 10 человек, а работал только отец), и горечь утрат от голода младших братьев и сестёр, подростком познал непосильный наёмный труд, участвовал в гражданской войне и строительстве новой деревни.
Эти «университеты» и образовали душу и разум Платонова с его болезненным неравнодушием к нужде и человеческому страданию.
Предельно искренний, остро реагирующий на любое явление в культурной жизни
(будь то литературный вечер Кольцова или Северянина, или детское театральное представление), человек максимальных аскетических требований к быту людей,
едва ли не каждый день печатавшийся, был малоразговорчивым, очень совестливым и скромным, с пытливыми глазами, в которых словно запечатлелась глубокая печаль.
Образование он получил электротехническое.
Первое его большое произведение – повесть «Рассказ о многих интересных вещах».
24-летний Платонов, думается, всерьёз верил в разум, сконцентрированный во вселенной в одном месте. На природу и человека он смотрит кибернетически, видя родство всего сущего, но только на математической основе.
Задолго до отца кибернетики Н.Винера – американского учёного,- в 1948 году заложившего основы науки «об управлении и связи в животном и машине»,
в 1913-1917 г.г. Богдановым сформулированы общие теоретические принципы кибернетики, а в последствии молодым электротехником Платоновым.
Боготворя электричество – «суть вселенной», он предугадал современные ирригационные системы, холодильные установки, электромагнитные методы
разведки полезных ископаемых, лечение человека электричеством и многое другое.
Из всех фантастов Андрей Платонов научно и технически самый грамотный фантаст. К написанию повести «Эфирный тракт» его подтолкнуло чтение работы К.Э.Циолковского «Исследования мировых пространств реактивными приборами».
Работая над «Лунной бомбой» и «Эфирным трактом», Платонов окончательно уверился в мысли, что всеобщее блаженство – ложная мечта.
Платонова занимал главный вопрос эпохи: как относится победившая революция к гуманистическим ценностям прошлого, отвергает ли она их или продолжает, развивая всё то лучшее в человеке, что составляет неразменный культурный и нравственный капитал народа, нации.
«Очарованные» люди Н. Лескова не только обладают запасом неиссякаемого жизнелюбия и нравственного здоровья, но и пробиваются к духовной свободе.
«Сокровенный» человек Платонова – это человек нераскрывшихся возможностей,
находящийся в состоянии умственного сна и социально-исторического неведения.
Платонов был в высшей степени духовно свободной и независимой личностью,
обладал врождённым чувством собственного достоинства и редкой незлобивостью нрава.
Платонов видел в литературе источник научного самосознания и духовного прогресса.
Повесть «Ювенильное море» (Море юности). 1934 г.– грандиозная метафора Платонова - добыча чистой воды из подземного моря ради творчества новой жизни.
Герои повести «Котлован» роют котлован для прочного дома, чтобы глядеть из высоких окон в мир. Котлован должен быть всё глубже и шире, а силы уходят, не видно конца изматывающей работе. Люди живут в чудовищных условиях, трудятся практически ни за что, а светлое будущее отодвигается всё дальше и дальше.
Роман «Чевенгур» - социальная утопия с элементами сатиры. Жители города Чевенгур решили волевым неэкономическим способом «закончить к лету социализм!»
Делать ничего нельзя, так как производство приводит к продукту, а продукт - к эксплуатации. Вот и отдыхают всю неделю чевенгурцы. По субботам выдирают старые сады и дома и переносят их поближе к центру города. Там работает лишь Солнце – всемирный пролетарий.
Подумать только, как современны и «Котлован» и «Чевенгур»!
В них видно, как к богатой кормушке пробиваются демагоги и бюрократы, советские чиновники. Платонов показал зарождение нового класса «руководящих», которые откупаются от народа мелкими подачками, а к его бытию глубоко равнодушны.
В последние годы я всё чаще обращаюсь к Пушкину. Всё больше меня поражает его гениальность и простота и красота стиха. Кажется, невозможно написать короче, проще и точнее, чем это делал Александр Сергеевич.
.
Пушкин для России, что Гомер для Греции, Шекспир для Англии.
Весёлое добродушие Пушкина, его неизменная благожелательность и интерес к чужим мыслям, его умение приветствовать всякую искру дарования делало общение с ним лёгким и обогащающим. У Пушкина было очень доброе сердце, он всегда был готов помочь, поделиться деньгами даже с чужими людьми. Но сильнее всего его доброта, его отзывчивость проявлялись в том, что он умел себя так держать, что его гениальность не подавляла других. Так легко нести своё превосходство могут только те, в ком большой ум сочетается с большой душой.
«Пушкин прямо наш, потому что он честен и в нём человек равняется поэту», - восторженно писал Соболевскому молодой Шевырёв после нескольких месяцев знакомства с Пушкиным.
Ещё ни один поэт в России не пользовался таким общим признанием.
Его слава была общерусским достоянием.
«Пушкин – какое-то чудо. Он думает столько же, сколько поёт и танцует».
Это слово – чудо - Гоголь любил применять к Пушкину.
«Поэтической дружины славный вождь и исполин» - так определил место Пушкина среди других стихотворцев не склонный к комплиментам Вяземский.
Никогда не зарастёт к Пушкину народная тропа.
Хочется пожелать:
ЧИТАЙТЕ КНИГИ – ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ
И ВЕЛИЧАЙШЕГО НАСЛАЖДЕНИЯ!
5 декабря 2010 года.