Кто Вы, синьор Гоголь?

Вадим Добрянский
                А наши доморощенные мудрецы еще спорят, русский или украинский  писатель Гоголь. Итальянский, господа! Итальянский. Собственные его слова — тому подтверждение. (О. Бузина. «Тайная история Украины-Руси»)



Совсем недавно прочитал две книги скандально известного журналиста Олеся Бузины: «Вурдалак Тарас Шевченко» и «Тайная история Украины-Руси» . Не буду ханжествовать и кривить душой – понравились.  Хотя некоторые мои знакомые и советовали мне не «опускаться  до чтения такого рода  рода  книжонок».  Тем не менее я не смог удержаться: «опустился»  и  прочел,  причем  прочел с большим  удовольствием! Сразу скажу  согласился я  конечно же не со всем написанным (и о Т. Шевченко и о др. персонажах нашей истории), но  стиль  Бузины мне  все таки  понравился.  Чувствуется, что  автор  талантливый  журналист, однако  при этом  далеко  не  историк. Отдавая  должное  Бузине  замечу, что  он   довольно грамотно  «выдернул»   из  нашего  прошлого «сенсации» и искусно  обыграл их.  Естественно, все эти оскорбительные  эпитеты  в  адрес Шевченко и  некоторых  исторических деятелей  сильно режут слух с непривычки, но опять же  не стоит забывать, что книги Бузины это не фундаментальные научные монографии и рассчитаны они отнюдь не на искушенных историков, а на обычных читателей.

Я не хотел бы касаться всех вопросов, затронутых в обеих  книгах  Олеся Бузины, но вот тему  Гоголя  не  могу  обойти  стороной. Не знаю почему, но не могу. Может  потому, что  в  школьные  годы играл в спектакле  по повести  Гоголя  роль  Андрия  Бульбы  и взахлеб  зачитывался «Ревизором», «Мертвыми душами», «Старосветскими помещиками» и др. его замечательными произведениями. Не скажу уже. Но вот глава  «Николай  Гоголь – жизнь  за  царя» из книги  Бузины  «Тайная история Украины-Руси» все же  вызвала у меня определенное  неприятие.  И вот  почему…Мне кажется, что в этой  главе Олесь Бузина  уж  слишком заостряет внимание  читателя  на  монархических  взглядах Гоголя (что не должно особо удивлять, учитывая то, в какое время и в какой стране жил писатель) и довольно упрощенно решает  извечный спор  между украинцами и россиянами  по поводу  «национальности» Гоголя – то есть русским  или же украинским  писателем  следует считать Гоголя.  Бузина отвечает на это по моему слишком категорично и однозначно, хотя и оригинально: «Жуковскому хитрый малороссийский Тартюф (Гоголь – прим. А) приоткрывает шире: «Если бы знали, с какой радостью я бросил Швейцарию и полетел в... мою красавицу Италию! Она моя! Никто в мире ее не отнимет у меня. Я родился здесь. Россия, Петербург, снега, подлецы, департамент, кафедра, театр, — все это мне снилось. Я проснулся опять на родине...» . А наши доморощенные мудрецы еще спорят, русский или украинский писатель Гоголь. Итальянский, господа! Итальянский. Собственные его слова — тому подтверждение. И еще одни: «...вся Европа для того, чтобы смотреть, а Италия для того, чтобы жить».  По моему  на  основании переписки Гоголя с В. Жуковским преждевременно делать выводы о том, что Гоголь – «итальянский»  писатель.  Понятно, что автор  здесь слегка  утрирует и иронизирует по поводу  «излишней» любви Гоголя к Италии, но все же решить вопрос о «национальности»  Гоголя  нужно.  Ну начнем  хотя бы с  того,  что  сам же Олесь Бузина справедливо называет Гоголя «предприимчивым провинциалом  из Украины».  А будучи  человеком  предприимчивым я думаю  Гоголь  прекрасно  понимал, что можно писать  воспитателю царских  детей Жуковскому, а чего нельзя.  Поэтому  сверхълюбовь  к  Италии вполне  могла  быть  и  показной.  Тем более еще  современники укоризненно говорили Гоголю: «вы всех русских представили в отвратительном виде, тогда как всем малороссиянам дали вы что-то вселяющее участие, несмотря на смешные стороны их, ... что у вас нет ни одного хохла такого подлого, как Ноздрев; что Коробочка не гадка именно потому, что она хохлачка». Мало того в русскую и мировую  литературу Гоголь вошел не под своей настоящей польской фамилией – Яновский, а под украинской – Гоголь, что тоже говорит о многом. Кстати, это довольно интересная  и щекотливая тема. Хотелось  бы поговорить о ней отдельно.

Как известно, до  Польского восстания 1831 года у писателя была  двойная фамилия – Гоголь-Яновский.  Это потом уже, чтоб польские корни не мешали карьере  Николай Васильевич Гоголь-Яновский  свою настоящую фамилию «Яновский» предусмотрительно уберет  и  навсегда уже  останется только Гоголем. Причем к известному украинскому казацко-старшинскому роду  Гоголей великий писатель, увы,никакого отношения не имел.  Однако сегодня это не мешает даже очень маститым украинским историкам по-прежнему  утверждать  обратное.  Видимо они все еще живут советскими стереотипами и до сих пор не могут поверить в то, что автор «Тараса Бульбы», показавший польских шляхтичей жестокими извергами, сам же видимо и происходил из их сословия.
 
Но вернемся к двойной фамилии писателя.  Первым  в роду Яновских Гоголем-Яновским начал  именоваться (в 1780-х-1790-х гг.) дед писателя -Афанасий Демьянович (1738-1805). Именно он и запутал на целых  двести лет всех биографов  великого писателя. Афанасий Яновский в целом в Гетманщине сделал неплохую карьеру, пройдя за 24 года путь от полкового писаря до бунчукового товарища. Может быть этому где то способствовала и удачная женитьба Афанасия на представительнице знатного казацко-старшинского рода Татьяне Лизогуб (1743—1835), состоявшей в родстве с Скоропадскими, Забелами (Забилами) и Танскими.  Как бы там ни было в 1781 году  Афанасий Яновский уже был бунчуковым товарищем, но этого ему было мало.  Яновский мечтал о большем – он хотел влиться в ряды российского дворянства. А для этого нужно было хорошенько  постараться.  И Яновский постарался: уже в 1788 году он  утверждал: «Предки мои фамилией Гоголи, польской нации; прапрадед Андрей Гоголь был полковником могилевским, прадед Прокоп и дед Ян Гоголи были польские шляхтичи; из них дед по умертвии отца его Прокопа, оставя в Польше свои имения, вышел в российскую сторону и, оселясь уезда Лубенского в селе Кононовке, считался шляхтичем; отец мой Демьян, достигши училищ киевской академии (где и название по отцу его, Яну, принял Яновского), принял сан священнический и рукоположен до прихода в том же селе Кононовке».  Под  «Андреем  Гоголем … полковником могилевским» Афанасий  Яновский конечно же  подразумевал Евстахия (Остапа) Гоголя, действительно долгое время бывшего могилевским (подольским) полковником и польским наказным гетманом Правобережной Украины (1675-1679).  Вот только одно непонятно: почему он его Андреем назвал  (это при том, что  имя сына  Евстахия  Гоголя - Прокопа   Афанасий  Демьянович  указал  правильно).  Ведь Евстахий Гоголь был довольно известной личностью и в XVIII в. многие знали, что был только один могилевский полковник из Гоголей – Евстахий, а не Андрей. Самое интересное, что даже в поминальном синодике семьи Гоголей, составленном со слов самого полковника Гоголя  перед 1679 г. в длинном перечне имен нет никакого Андрея Гоголя. Зато там присутствуют такие имена, как: Тимофей, Анна, Матвей, Иван, Гафья, Мотрона, Осип, Лукьян, Савватий, Авраамий, Мария, Ирина, Дамиан, Мария, Иван, Павел, Остап, Ирина, Вера, Настасья, Илья, Мартын, Прокоп, Мария, Остап, Григорий, Васа, Василиса, Василий, Гафья, Феодосья и Василий. В  синодике упомянуты  все родственники знаменитого полковника и его жены. Оформляя документы на дворянство,  по словам В. Батурина, дед писателя  сообщал, что  Андрей Гоголь в 1674 г. получил жалованную грамоту на земли от польского короля Яна Казимира, чего никак не могло быть, т.к. за 6 лет до этого Ян Казимир отрекся от престола, а за 2 года до того, когда он якобы выдал грамоту Андрею - и вовсе умер. Тем не менее, несмотря на явный и довольно грубоватый подлог 15 октября 1792 года Афанасий Гоголь-Яновский  добивается  того, что род  Гоголей-Яновских, созданный фактически богатой его фантазией  был внесен в в первую часть «дворянской родословной  Киевской губернии книгу». На этом фоне весьма анекдотичным выглядит  спор между П. Кулишом и М.Максимовичем по поводу предков писателя Гоголя.  Дело в том, что в своей биографии великого писателя, вышедшей в 1856 г. Кулиш первым написал о том, что Николай Гоголь происходит от Остапа (Евстахия) Гоголя. Другой «гоголевед» - известный историк М.Максимович естественно это мнение тут же оспорил: «Господин Кулиш от себя даёт в предки нашему поэту известного полковника и гетмана Евстафия Гоголя. Такая замена одного лица другим показывает своевольное обхождение с историческим актом. Дед поэта, Афанасий Демьянович, конечно, лучше г. Кулиша знал своего деда Андрея Гоголя и не отказался бы от него ни для какого софамильца». Жаль ни Кулиш, ни Максимович так никогда и не узнают, что спорили они вообщем то беспричинно, по-поводу как раз одного и того же "лица", которое в любом случае не было предком Гоголей-Яновских.

О подлинной же родословной писателя Гоголя открыто заговорили только в начале XX в., когда в руки  исследователей  попал  дневник одного из старейших священников Миргородского уезда, о. Владимира Яновского,  приходившегося   Гоголю  троюродным братом. Лишь в 1902 году в статье историка А. М. Лазаревского "Сведения о предках Гоголя" и в «Полтавских Губернских Ведомостях» №36 (статья священника Ал. Петровского "К вопросу о предках Гоголя") было коротко сказано, что род Гоголей-Яновских ведёт своё начало от Ивана Яковлевича (ок. 1670  - после 1723 ) (фамилии в документе нет), выходца из Польши, который в 1695-1697 гг. был "назначен "викарным" священником к Троицкой церкви г.Лубен, а в 1723 г. - священником  Успенской церкви села Кононовки... Продолжателями рода и преемниками духовной власти Ивана Яковлевича были: сын его Дамиан Иоаннов Яновский (можно думать, что фамилия - от имени отца Ивана, по-польски - Яна), также священник кононовской Успенской церкви; далее родословная Яновских идет по двум параллельным линиям:  1) Сын о.Дамиана — Афанасий Дамианович, уже Гоголь-Яновский, секунд-майор, сын его Василий (1777—1825), внук Николай (1809—1852), писатель; 2) Кирилл Дамианович, священник кононовской церкви; его дети: Меркурий и Савва, оба священники: первый - в Кононовке, второй - в Олефировке, Миргородского уезда».  Таким образом, все становится на свои места - Иван Яковлевич очевидно  принадлежал к старинной польско-шляхетской фамилии Яновских (Janowskich) (известных c  XIV в.), которые уже несколько веков пользовались гербом «Ястшембец» (Jastrzеbiec), т.е. тем самым гербом, которым официально пользовались и потомки Ивана  – украинско-русские Гоголи-Яновские. Правда, по словам В. Батурина, герб "Ястшембец" Гоголями-Яновскими был выбран от того, что дед писателя  сориентировавшись в "новой политической обстановке, настаивал на своем "польско-рыцарском" происхождении. А помня, что "гоголь" все-таки - птица, он для своей будущей дворянской династии выбрал из польского гербовника и соответственный герб с ястребом. Его шлем венчала дворянская корона, на котором сидела птица, держащая в лапе серебряную подкову счастья, символ удачного брака с наследницей знатного дворянского рода Лизогубов". Конечно эта версия звучит очень красиво, но на самом  деле все видимо было гораздо прозаичней - скорее всего Афанасий Яновский выбрал герб "Ястшембец" просто потому, что не хотел "изобретать велосипед" и потому, что этим гербом его польские предки пользовались уже несколько столетий. А аналогии с птицей-гоголем и ястребом - выглядят совсем уж неубедительно. Ястреб (аccipiter) - это все-таки хищная птица, а гоголь (лат. вucephala) — просто разновидность уток и параллели тут  неуместны хотя бы потому, что утки относятся к основному рациону ястребов. Тоесть, если бы Афанасий Гоголь-Яновский  хотел увязать герб для своей семьи с птицей гоголем, то ему логичнее было б выбрать герб "Лабендзь" (Labedz, Лебедь), ведь лебеди так же как и гоголи  относятся к семейству утиных, а не  ястребиных. Кстати, в новообразованном роду  Гоголей-Яновских "польско-рыцарской"  крови  и  без  ухищрений ушлого Афанасия Демьяновича  вполне  хватало. Как  известно,    мать писателя Гоголя - Мария Ивановна (1792-1868) принадлежала к польскому  шляхетскому  роду  Косяровских (Kosiarowskich), пользовавшемуся в  Польше  гербом "Побуг"  (Pobоg), а ее родственники  -  Трощинские  (Troszczynscy)  издавна  использовали  польско-шляхетский герб  "Шелига" (Szeliga).

Ну а по поводу «национальности» Николая Гоголя я бы лично сказал так: Николай Васильевич Гоголь (Яновский) – это великий русский писатель и драматург  польско-украинского происхождения! Так  оно, пожалуй, справедливо будет...
   

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Бузина О. Тайная история Украины-Руси.- К., 2007
Вересаев В. К биографии Гоголя. 1. Предки Гоголя и его настоящая фамилия. — сб. Звенья, вып. 2, М. — Л., «Академия», 1933
Лазаревский А. М. Сведения о предках Гоголя. Чтения в Историч. общ-ве Нестора-Летописца, кн. XVI, вып. I- III. Киев. 1902.
Священник Ал. Петровский. К вопросу о предках Гоголя. Полтавские Губернские Ведомости, 1902, N 36.
Чухліб Т. Козацький пращур Миколи Гоголя: гетьман від імені короля Речі Посполитої Євстафій Гоголь.// Краєзнавство, 1–2 2009.
Оглоблин О. Проблема предків Миколи Гоголя//Український  історик.-Нью-Йорк-Мюнхен, 1967.-№3-4.
100 великих постатей і подій козацької України/О. Гуржій, Т. Чухліб.-К.,2008.-464 с.:іл.
Українське козацтво: Мала енциклопедія / Науково-дослідний інститут козацтва при Запорізькому держ. університеті. Київ: Генеза; Запоріжжя: Прем’єр, 2002. 568 с., ил.
Смирнова Р. Таємниці біографії Гоголя// Дзеркало тижня. № 3 (478) 24 — 30 січня 2004
Батурин  В. /Криниця, №2 1991р .
Гоголь-Головня О. В.-- Из семейной хроники Гоголей. Мемуары. // Киевская Мысль. Киев. 1909

          
     ПРИЛОЖЕНИЕ:

               

                І.  Предполагаемая родословная ГОГОЛЕЙ-ЯНОВСКИХ герба  "ЯСТШЕМБЕЦ" (реконструкция  одного  из  вариантов)

               
                ЯКУБ ЯНОВСКИЙ из ЯНОВА герба "ЯСТШЕМБЕЦ" (XVII в.), польский шляхтич
                |
                ЯН ЯНОВСКИЙ (ИВАН ЯКОВЛЕВИЧ) (ок. 1670  - после 1723 ), православный священник
                |
                ДЕМЬЯН (ДАМИАН ИОАННОВ) ЯНОВСКИЙ (XVIII в.), православный священник
                |
                АФАНАСИЙ ДЕМЬЯНОВИЧ ЯНОВСКИЙ (ГОГОЛЬ-ЯНОВСКИЙ) (1738-1805), бунчуковый товарищ, секунд-майор. Родонач-к Гоголей-Яновских
                |
                ВАСИЛИЙ АФАНАСЬЕВИЧ ГОГОЛЬ-ЯНОВСКИЙ (1777—1825),  коллежский асессор, чиновник  почтового ведомства
                |
                НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ (1809—1852), писатель, драматург



                ІІ.  Предполагаемая родословная ГОГОЛЕЙ-ЯНОВСКИХ  по версии  сторонников их казацко-старшинского  происхождения  (реконструкция)

               
                ЕВСТАХИЙ (ОСТАП)  ГОГОЛЬ (нач. XVII в. — 1679), могилевский (подольск.) полковник,  наказный гетман Правобережной Украины
                |
                ПРОКОП ГОГОЛЬ (? – после 1674 г.)
                |
                ЯН  (ИВАН) ГОГОЛЬ  (ок. 1670  - после 1723 )
                |
                ДЕМЬЯН (ДАМИАН ИОАННОВ) ЯНОВСКИЙ (XVIII в.), православный священник
                |
                АФАНАСИЙ ДЕМЬЯНОВИЧ ЯНОВСКИЙ (ГОГОЛЬ-ЯНОВСКИЙ) (1738-1805), бунчуковый товарищ, секунд-майор. Родонач-к Гоголей-Яновских
                |
                ВАСИЛИЙ АФАНАСЬЕВИЧ ГОГОЛЬ-ЯНОВСКИЙ (1777—1825),  коллежский асессор, чиновник  почтового ведомства
                |
                НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ (1809—1852), писатель, драматург



                ІІІ.  Предполагаемая родословная ГОГОЛЕЙ-ЯНОВСКИХ  по версии  сторонников их «поповского»  (священнического) происхождения  (реконструкция)

               
                ИВАН  (ЯН)  ЯКОВЛЕВИЧ  (ок. 1670  - после 1723 ) , православный священник
                |
                ДЕМЬЯН (ДАМИАН ИОАННОВ) ЯНОВСКИЙ (XVIII в.), православный священник
                |
                АФАНАСИЙ ДЕМЬЯНОВИЧ ЯНОВСКИЙ (ГОГОЛЬ-ЯНОВСКИЙ) (1738-1805), бунчуковый товарищ, секунд-майор. Родонач-к Гоголей-Яновских
                |
                ВАСИЛИЙ АФАНАСЬЕВИЧ ГОГОЛЬ-ЯНОВСКИЙ (1777—1825),  коллежский асессор, чиновник  почтового ведомства
                |
                НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ (1809—1852), писатель, драматург



ВВЕРХУ: Портрет Н.В. Гоголя. Худ. Фёдор Моллер, начало 1840-х гг.