Не перевелись ещё богатыри

Анатолий Шинкарчук
"НЕ ПЕРЕВЕЛИСЬ ЕЩЁ БОГАТЫРИ"
Речь о художнике Анатолие Шинкарчу-ке. Личность, примечательная во многих отношениях: это 183 сантиметра роста и сто килограммов веса. Вообще-то, достаточно легко соотнести его самого и вокруг него происходящее с былинными богатырями и былинными сюжетами. Все это по-хорошему избыточно. Уж если начал работать - сутками не отходит от мольберта, а уж если сел за обеденный стол, то...Тут только Гоголь кстати, любимейший его автор смог бы достаточно полно описать происходящее.
Богатырская внешность и классически славянские черты лица пополняются неожиданными биографическими повторами сюжетов былин. Помните, богатырь Илья Муромец из села Карачарово сидел на печи обезноженный "ровно тридцать лет и три года.." А потом встал и начал совершать богатырские подвиги. Анатолий Шинкар-чук, хотя он тоже родом из села, но до 32 лет на печи не сидел: в наше время не посидишь, но о художестве и не помышлял. Работал цементником и металлургом. В свободное время вел, что называется, вольный рассеянный образ жизни.
А потом - как отрезало! Ушел с металлургического, целиком погрузился в творчество. Бог ведет, а путей его мы не знаем.
Первые три года были посвящены овладению мастерством и поиску своего стиля в изобразительном искусстве. А потом стал создавать. Свое. Неповторимое. Ремесло - это стартовая площадка, творчество -свободный полет. Но "свободный" - незначит, что лечу, куда ветер несет, а лечу куда сам хочу;
А душа его (где бы он ни был) летит в родное село. Ко всем этим разнообразным пейзажным видам, сельскому народу, домишкам, полям, речке, выпасам, коровам, собакам, петухам и курам. Душа его летит в детство, где, видимо, все же ему было очень хорошо. А потому так называемая наивная живопись, которой он занимается, - это ведь во многом детский взгляд на мир, передача детского мироощущения. Да и далеко не секрет, что подлинные крестьяне - это просто большие дети. Так что тут все сходится.
Ну тема и тема... В советские времена художники тоже нередко обращались к сельской тематике. Так ведь тогда заказывали, художники, работавшие в "сельском ключе", проводили какую-то партийно-Идеологическую линию. За что их всячески обласкивали и вознаграждали. А тут ведь никто не заказывает. Никаких государственных наград и поощрений впереди не мерещится, Человек работает от души и для души. Потому что любит, и любовь эту свою хочет выразить самым нежнейшим образом. Потому так славно и ладно у него все получается.
И талант, конечно; Это первоочередное. Без таланта ни о какой работе говорить и смысла нет. Но талант от Бога, - возразят мне. Оно так. Но все дело художника в том, чтобы не "профинькать", не "профукать" этот талант в соблазнах нашей быстротекущей жизни, а сохранить и приумножить его. А для этого, ребята, в действительности, кишащей завистниками и недоброжелателями, надо очень много усилий приложить, очень много сил душевных затратить. Короче говоря, надо быть сильным человеком. Сильным - в смысле умным, храбрым, стойким.
Украинское родное село и все, что с ним связано, - вечная тема Шинкарчука, он сам об этом говорит, как о давно выстраданном и решенном. Есть, правда, у него серии работ, навеянные произведениями Николая Гоголя и Тараса Шевченко. Есть две больших картины, посвященные памяти Устина Кармалюка. Но ведь все это тоже на базе родного и ненаглядного. : А одни- названия картин чего стоят! "Степанэ, не хвылюйся, Галя не выйде, бо ще урокы не вывчыла...", "Мыколо, не дуйся, мама сказала, шо до весiля - нияк...", Это все на любовную тематику. А вот название под картиной, изображающей домашнего пса "на фоне": "Bci пiшлы на работу, один я лишився на хозяйствi як шо вы думаете, шо можно сюда зайти I робити все, шо захочешь, то вы крепко поми-ляэтесь..." И названия эти лишь в малой степени отражают то море юмора, волнами которого захлестнуты картины Анатолия Шинкарчука..
Но любой человек сложен. И Шинкарчук не одним только юмором славен. Много у него картин, скажем так, христианской тематики.
- Я оптимист и жизнелюб, - говорит он, - но эти качества держатся у меня как раз потому, что я стараюсь быть верующим. И совершенно определенно считаю, что спасет нас именно православие.
Добавить можно, что в серии "Православие" около сорока картин посвящены изображению жизни монашества.
Конечно, тема - дело важное, но для художника все-таки не основополагающее. Главное - цветовое решение. Вспомним Клода Моне, творческая манера которого Шинкарчуку не столь уж и близка. Но у него тоже есть немалое количество картин, которые можно признать тематически едиными, но по-разному решенными в цвете и состоянии. Я мог бы попытаться описать одну из картин художника. Но зачем? В данном случае особенно верно выражение, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Иди и смотри!
Достаточно сказать, что картины Анатолия Шинкарчука - это очень насыщенные "энергетические аппараты". И энергия, струящаяся от них, - это благотворная энергия. Это любовь к родному краю, одушевленный патриотизм, жизнеутверждающий юмор, всепроникающая нежность. Это вообще жизнь в стихии национального. Изображена-то, разумеется, жизнь материальная /подсолнухи какие-нибудь/, но изображена так, что радостно становится на душе. Весело и радостно. А это и есть воздействие таланта. И многого такие све-тодающие картины стоят в наше не очень веселое и не очень светлое время. Сам же Шинкарчук, хотя ,и любит прикинуться порой сельским простачком, "самоук", но человек в достаточно мере непростой, в более чем широкой мере знает нашу и зарубежную классические литературы. Видно, что и с философскими трудами знаком. И с богословскими... Все это не может не сказаться на его творчестве, делает творчество это богаче и возвышеннее.
- Побольше холста, красок и выставочных залов, - в обычной своей лихой манере говорит художник. Буду продолжать художественный рассказ о родном крае. И основательно готовлюсь к очень серьезному - иконописи...
Вывод простой: богатырствовать можно не только с мечом, но и с художественной кистью в руке. А не перевелись еще богатыри на нашей земле.

Валентин Ткачёв (1946–2008) – поэт, публицист, критик. Член СП СССР и СП Молдовы.
Автор сборников стихов «Преодоление зимы» (1975),  «Тяга земная» (1982), «Свет наш насущный» (1987), «Запретный плод» (1990) и «Меч любви» (2001). Автор книги «Нелёгкая стезя. Размышления о литературе, литераторах и литературных нравах» (2004). Руководитель литобъединения в городе Рыбница. Первый редактор альманаха «Ларец-1» и составитель «Ларца-5», посвящённого творчеству поэтов Приднестровья.
Умер в Рыбнице (Приднестровье) в полной нищете.