Приговор

Диана Горная
                Из цикла "Дети Солнца"


ПРИГОВОР




Он направил на меня пистолет.
Я снова не смог разглядеть его лица.  Только ухмылку его видел.  И  игрушку эту. У меня в детстве была такая же. Там были цветные шарики. Они отскакивали в сторону и бились о стену. И падали на пол. Но я… я знал, что у него в руках… что там… может из-за ухмылки его… И я испугался.. Я вдруг поверил... что всё это не безумие… а какая-то непонятная мне игра… я кричал, что брошу всё… всё, что он скажет… и курить брошу…  что всё понял… Я  мял пачки сигарет и выбрасывал… швырял в окна, на пол… Я клялся… Я упал на колени и полз к нему...  полз и просил не стрелять! Я прикрывал голову руками и полз… и просил… и боялся посмотреть на него… Я старался быть жалким, чтобы он… чтобы не стрелял… я говорил без умолку.. о том, что не верил ему прежде… но теперь всё понял! Я клялся, что больше никогда…  Я так старался быть жалким... а ОН... выстрелил.

…Я - Зло. Я долго не знал этого.  Теперь знаю.  И я… я сам… сам вынес себе приговор.  Они ничего не понимают…  меня нужно уничтожить…Нет, нет, не смотрите так! Это – правда! Послушайте, Вы только послушайте!  Меня необходимо… нет, Вы не понимаете: уничтожив меня, вы спасёте Мир от Зла! Вы должны мне поверить!  Я всё расскажу… Вы сами поймёте… Мне только нужно собраться мыслями... Эта лихорадка!… Мне необходимо согреться…когда мне холодно … они путаются и кажутся бессвязными.. но это не так! В них - смысл! Вы… Вы слышали, как небо плачет?

Да! Именно так:

- Вы слышали, как небо плачет?
- Что? Небо плачет? Вот смешно!
- Смешно? Не поняли вы, значит:
  Над Вами плакало оно…

Да.. именно так… я записал это вчера… Вот видите … Что?  Я? Нет, нет!  Что Вы! Какие стихи?  Так баловство… От скуки…  Я ведь никогда не писал  прежде… Хотя… нет, постойте.. В детстве! Да, да… я начинаю вспоминать…  да… Женька, сестра моя, наизусть всё знала… хватала меня за ногу и кричала:  "Мой блат поэт!"  …она ещё не умела толком говорить… и так смешно коверкала слова… я читал… я всё время читал их вслух… себе… что-то исправлял и читал… исправлял и читал… а она запоминала…… Отец  сжёг всё однажды.  «Бабское это занятие!»-  швырнул меня в сторону…  Я тогда  плакал в  последний раз. Плакал и  пытался вызволить обуглившиеся строки из огня...

Над ВАМИ плакало Оно… Я записал это?  Ах, да! Вчера…

Последнее время эти строки … я слышу голоса… они звучат… и я спешу записать… спешу найти в них ответ…

…Пожалей! ОН говорил:  Пожалей!  Нужно пожалеть! А я не понимал. Как можно жалеть этого  чужого мне человека. 

 Он говорил: «Смотри - вот твой отец, он страдает, смотри! Смотри, пока не почувствуешь, как жалость наполняет твоё сердце. Оно исцелится. От обид. От злобы. Исцелится. Сначала будет больно. Ты будто почувствуешь Его боль. А потом она станет твоею. Да, именно так ОН сказал: твоею. И тогда ты и почувствуешь, что сердце твоё живое. Потому что снова страдает. Не обидой, не местью -  ЛЮБОВЬЮ». А я смотрел. И ничего не чувствовал. Ничего. Словно видел  себя со стороны…. Знаете, как это бывает? Ты видишь себя со стороны... и … будто не узнаёшь. Будто и ты сам себе чужой. Смотришь и видишь себя, стоящего там, у кровати. С этой ухмылкой.  Не твоей. Не понятно, откуда взявшейся. Прикипевшей к твоим губам. И ничего не можешь с ней поделать.  Его лицо. Его страданья. Передо мной. А я не чувствую. Ничего.


Я хотел, чтобы меня жалели.  В детстве… Мне так не хватало этого. Однажды поздним вечером   я вышел из дому в одной пижаме. И сел на снег под деревом.  Я всё ждал, когда хоть кто-нибудь заметит моё исчезновение.  Темнело. Было так холодно. Я обнимал себя замерзающими руками.  А потом… уже не мог ими шевелить… а потом…уже не чувствовал ног… В доме горели огни. Мать суетилась на кухне. Отец читал газету. Женька? Наверное, играла с очередной машинкой. Отец говорил: «Вот, кто в доме настоящий пацан!!!!» Женька… рыжая Женька… Она лазила по деревьям… лупила обидчиков  своими тоненькими ножками… и маленькими кулачками…  наверняка, она играла с новой игрушкой, красным мотоциклом с рыжеволосой всадницей в железных сапогах и шлеме… А я… я уже не дрожал… и уже не плакал…  и уже не ждал… и не верил, что кто-нибудь вспомнит обо мне… я смотрел на небо, чёрное, в маленьких жёлтых точках. И тогда…  тогда я загадал, что там моя звезда, которая ждёт меня. МЕНЯ!  Именно меня! А потом мне казалось, что я встаю и моё окаменевшее  тело, вдруг  такое лёгкое, плывёт по невидимой тропинке, от этой звезды ко мне. Или же от меня к ней.  …А потом я помню СЧАСТЬЕ. Да! Вот здесь наполнялось всё счастьем… Когда я увидел встревоженное лицо матери  надо мной, когда отпаивала меня  какими-то противными растворами… Но я… я готов был пить их вечность… только бы видеть её такой… А отец? Он так и не подошёл к моей кровати. А как поправился, выпорол. Нет, нет, что Вы, нет! Не за это!  Пусть бы порол, пусть! Но если бы только… в глазах его, в глазах… было что угодно, кроме этого чужого взгляда… Чужого!

Да. Именно так.   И вот когда ОН,  говорил мне: посмотри, почувствуй жалость… я …как?… это лежал  человек… с тем, чужим взглядом… И быть может... да! Вот думается мне сейчас, что если бы… если бы был это просто чужой человек… совсем чужой… я бы, наверное, смог бы!  Да, что я?! Наверняка, смог бы! Да! Я .. я бы пожалел его… я быть может даже помолился за его душу… попросил бы для него более лёгкой смерти… я …  я… наверняка бы опустился на колени у его кровати и молился… и, скрестив его похолодевшие руки, плакал бы над его, неизвестной мне, жизнью и тяжёлой кончиной…  Да! Если бы этот был НЕ Он!     А значит вина в том не моя! А ЕГО!!!!

Ну вот! Вот, видите: ЭТО снова происходит!    Я снова хочу казаться жалким! Это… это страх… я так и не решился, понимаете?!  Вот ведь  должен был САМ… уничтожить себя, уничтожить!  Но...   Хотя, если подумать… виновен ли я?  Может, всё причудилось мне? Знаете, как это бывает… когда…  невозможно отличить … сон от яви отличить!  Да нет же!  НЕТ!  Не слушайте меня! Я  -Чудовище!   

…Тот человек, он говорил, что спасение в жалости!  Да!   А я… я не мог… Мне НЕ было Его жаль!   А может всё оттого, что я чувствовал… ВИНУ свою чувствовал?! Не признавал, но знал! А как же признаться! В таком-то!

Нет! Нет! Всё правильно… стреляйте! Ну же!!!! Нет… это просто лихорадка… это случается со мной вечерами.  Не медлите, прошу Вас!   Даже если буду молить Вас о пощаде!!! Не останавливайтесь! Вы обязаны, слышите! Я - ЗЛО!!!

Я только согреюсь… вот одеяло… Я только укутаюсь на несколько мгновений…  Несколько мгновений…    И в Зеркала без страха посмотреть… в последние свои мгновенья…

Эти строки весь день не дают мне покоя… там есть продолжение… я только отогреюсь и всё вспомню…    

…В свои последние мгновенья…
… Без страха…посмотреть…

Принять грехи, как принимаем Смерть!
А смерть принять… Да! Да! КАК ВОСКРЕШЕНЬЕ!

Подождите, я только запишу… запишу!   

Вот ведь странно то как! Мне страшно было жуть как. А сейчас всё отступило. Словно боялся  я  БЫТЬ  больше, чем...

А знаете!  На небе есть звезда. Вон там, видите. Нет, ну что Вы, вот эта, справа! Да, да, да! Она ждёт меня! Все звёзды падали, падали  и на их месте загорались новые. А  эта… Эта ждёт МЕНЯ.

Нет, это ничего… это лихорадка… со мной это часто случается… вечерами…Я не боюсь… Стреляйте же!!!  Нет, подождите!!! Я должен… нет… нет.. подождите… А… если это ошибка?

Если я не Зло?

Какая чудовищная ошибка будет совершена?! Что, если мы с Вами сейчас уничтожим Добро? Может я - то доброе начало, единственное, что пришло спасти этот Мир?

Как всё запутано? Да?

Мне бы согреться…это всё  лихорадка… мысли не собрать… не собрать… 

А Вы знаете… А  ведь Вы… да! Вы похожи на Него… Чем? Вот ведь и Ваше лицо мне не разглядеть… Как и его… даааа…

Он направил на меня пистолет.
А я снова не мог разглядеть его лица.  Только ухмылку его видел. А потом   игрушку эту. У меня в детстве была такая же. Там были цветные шарики. Они отскакивали в сторону и бились о стену. И падали на пол. Я так старался быть жалким! А он… выстрелил.

 
Я думал, что всё то сон. Вот ведь расскажу я Вам, и Вы не поверите, что быть такое может. Приходил ко мне человек. Вот, скажем, если бы к Вам пришёл кто-то и сказал: Брось всё! Всё, что нажил! Всё, к чему стремился! ВСЁ! Иначе отцу твоему не жить! Вот поверили бы?  Да и ради чего? Всё, что было жизнью моей?? А он? Кто ОН??? Я так и сказал: он мне никто! А Тот, что пришёл, говорит, ну хорошо, не нужно, мол, жертв... И ухмыльнувшись так … многозначительно так…прошептал: брось курить – иначе отца твоего загубишь. Вот поверили бы? Так и я ж не поверил.  А отец слёг. Совсем плох был. Я к постели его подошёл, а он схватил меня за руку и говорит: «Это ты меня загубил. За сигареты. Отца родного!» И так рука его и застыла. Я выдернуть пытаюсь. А пальцы его ледяные вцепились… намертво…. Не помню, как из дому выбежал. А там – человек тот стоит. Сигарету курит и голосом  отца точь-в-точь говорит: «Загубил, значит, отца родного!»

Я за ним бегом. А он завернул в переулок и… как и не было его.


Вот поверили бы Вы, что быть такое может? Вот и я не поверил. Вот если бы… если б знал всё наперёд.. . Но ведь.. вот ведь штука какая… Опять человек тот появился. И опять о сигаретах! Вот ведь! Придумать такое!  Смотри,  говорит, это - всего лишь сигареты… удовольствие минутное… А сестрёнка твоя , пацанка ещё… Жаль будет, если на всю жизнь калекой останется… И бежать! А я за ним… Долго бежали… через город весь к мосту. А там он развернулся… и опять ухмылка эта его… И говорит, мол, сестра твоя  сейчас на встречную выедет … а там грузовик…  вот… вот  если бы Вам… вот если бы… разве ж… да кто бы поверил …  Я смотрю вниз на трассу ту….  А там …  Женька! На мотоцикле… и грузовик  к повороту мчится… А  человек тот шепчет мне выброси, мол, пачку… это ж так просто. А я... ноги у меня в землю вросли. Стою. Ни бежать. Ни вздохнуть. Смотрю: Женька на мотоцикле…  грузовик… и думаю.  Да разве ж быть такое может? Как же ж  вот эта пачка может спасти жизнь человеческую? И что скажете из-за меня?! Да разве ж разумный человек ТАКОЕ предположить может? Вот я и говорю! Даже вот если и предположить… ну так…так, от скуки… предположить… ну, выбросил я эту пачку тогда…Ну, швырнул бы её под колёса этого чёртового грузовика!  И что?! Мотоцикл Женькин чудесным образом бы крылья бы обрел? Не бред?  Ну не бред??? 
 
...А другой раз кажется мне… прямо вижу, как взлетает мотоцикл её над перекрёстком… над мостом… и   летиииит...   в небо летит… И она, Женька,  машет мне рукой…   и улыбается….

…Но ведь не бывает же такого!  Всё это... бред да и только … ведь если и расскажешь кому, так решат, ведь: безумный! И правильно, ведь,  решат! … Или что сказать хотите, что я это Женьку, сестру свою, вместо пачки сигарет  под грузовик тот швырнул???

А вот он, человек тот, всё ходил за мной. И смотрел. Не говорил больше. Смотрел.

А потом направил на меня пистолет.
Я снова не мог разглядеть его лица… только ухмылку его… а потом  эту игрушку… у меня в детстве была такая же... там были цветные шарики.. я… я  кричал, что брошу всё… и …  я…  я   мял пачки сигарет и выбрасывал... швырял в окна,   на пол…  я упал на колени и полз к нему… полз и просил не стрелять!  Я… я прикрывал голову руками и полз… и просил…  и говорил без умолку… о том, что не верил ему прежде… но теперь всё понял… я клялся, что  никогда… я так старался быть жалким…  я упал на колени и полз к нему…  и просил не стрелять…  прикрывал голову и полз… и просил… и … а  ОН… выстрелил.

А потом  исчез. Я стоял на коленях. Сжав руками голову. А вокруг меня… вокруг…  шары… разноцветные шары. Я бросился к окну. Он уходил в зимний вечер. Его силуэт  заметала метель, а я кричал, кричал ему вслед, чтобы вернулся! Чтобы закончил  начатое! Или же … или же… ДА!ДА!ДА! Сказал, что я… что НЕ ВИНОВЕН!!!

Кто? Сосед сверху? Откуда Вы знаете о нём? …Мне говорили, что я никого не убил! Что там вообще никто давно не жил… в той квартире… Но я то точно знаю… мы встречались с ним часто на лестничной клетке. Он всегда прятал лицо… но я видел… я успевал разглядеть Эту ухмылку… Я не мог ошибиться… Он что-то задумал… Быть может это был заговор? Быть может! Это тогда бы всё объяснило? Да! Конечно же? Заговор!  Как же… я раньше то не понял… сигареты эти… и весь этот бред…  убить меня задумали… убить!  Вот, я тогда,  когда понял всё … и пошёл к нему…

Он открыл дверь…  и лицо всё прячет… а я пистолет на него  и говорю: «Кончились твои игры! Сигареты твои и ухмылки кончились!»  И… шары полетели во все стороны. Разноцветные.  И он... падал  и смотрел на меня… Моим лицом! Тем самым…точь-в-точь… как у отцовской кровати! Представляете? … Или же привиделось всё это?  Наверняка, привиделось! Иначе… как же быть такое может?  … Это всё лихорадка… я путаюсь в мыслях…

Он не просил не стрелять… он тихо падал и шары бились о стены и падали на пол... бились и падали… падали… падали… цветные шары.



Вы ведь не Он? Кто вы? Улыбка у вас… другая… Вы… улыбаетесь! Значит,  я… не виновен? Не виновен!   Да, да! Вы правы!   Всё это была какая-то странная игра… мне сейчас не понять…но я…я обязательно должен разобраться… Вы только пообещайте, что если  всё же поймёте… не сейчас… потом… если всё же… что я - ЗЛО… Вы сделаете это…  пистолет…там, под подушкой. Только стреляйте сразу! … И… и если… если буду просить… не жалейте… не надо…

А сейчас… делайте свой укол… я так устал… так устал от этих игр… я что-то хотел записать…  эти строчки… со вчера… они всё не дают мне покоя… кружатся,  кружатся цветными шарами… ну, делайте же свой укол!!!!


А Женька…  Она была на прошлой неделе…  приезжала в кресле… она ж без ног теперь… но такая же озорная… всё веселить меня пыталась…  а я …  хотя нет ведь вины моей, нет! Я признался ей … во всём! И про человека того… и про отца… и что видел её на том перекрёстке… и как летела она по небу… и, что спасти, наверное, ведь мог… и что я - ЗЛО! И уничтожить  просил! И пистолет давал!!! И умолял её, умолял! А она прижала голову мою к груди. Как мама, тогда, в ту единственную ночь… прижала и поцеловала в лоб. А потом плакала и говорила что-то.  А я не слышал... я шёл по той тропинке… к своей звезде… и тело моё было  лёгкое-лёгкое. Как тогда…той ночью…