Как стать медиамагнатом

Андрей Гусев
В современной России превратиться в медиамагната можно за месяц.
Были б деньги...
 


            В статье 29 российской Конституции, которая, как известно, является законом прямого действия, записано, что каждый имеет право «производить и распространять информацию любым законным способом». В 5-й части этой же статьи указано: «Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается».

            Подробно деятельность прессы, радио и телевидения регламентируется федеральным законом «О средствах массовой информации». Он был подписан президентом Б.Ельциным 27 декабря 1991 года. Действует этот нормативный акт и поныне. Столь длительный для современной России срок действия закона свидетельствует, в определённой мере, о его качестве.

            В соответствии с этим законом под СМИ понимается периодическое печатное издание (газета, журнал, альманах, выходящие в свет не реже одного раза в год), а также радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, либо иная форма периодического распространения массовой информации. Разъясняет федеральный закон «О СМИ» и то, кого следует считать журналистом. Под журналистом понимается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой материалов для редакции зарегистрированного СМИ, занимающееся такой деятельностью по её уполномочию.

            Профессия журналиста – одна из самых опасных во всём мире и обычно ставится на третье место после полицейских и шахтёров. Особенно опасна работа журналистов в горячих точках и в тех странах, где государственные институты находятся в процессе трансформации, а законы не исполняются. Сегодня в число таких стран попадает и Россия. Фактически не применяется 144-я статья Уголовного кодекса РФ (УК РФ) о наказании за воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов. А ведь в этой статье сформулировано основополагающее требование: запрет принуждать журналистов к распространению либо к отказу от распространения информации. Причём если такое запретное деяние совершается с использованием служебного положения, то предусмотрено лишение свободы на срок до трёх лет.

            Можно всю свою журналистскую жизнь писать про сад и огород, либо об аквариумных рыбках, но даже это не даёт абсолютной гарантии безопасности. Рыбки, конечно, на вас не обидятся, однако чьи-то коммерческие интересы вольно или невольно можно задеть.


            В периоды застоя и политической реакции СМИ, вероятно, из чувства самосохранения  ведут себя весьма осторожно. Когда является ветер перемен, возникает масса новых изданий, а солидные консервативные брэнды меняют свою редакционную политику, она становится острее. При этом в публикациях возникают неизбежные ошибки и неточности. Тогда же увеличивается количество судебных дел по 152-й статье Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) о защите чести, достоинства и деловой репутации.

            Некоторые особо недовольные граждане предпочитают использовать для отстаивания своего доброго имени уголовное законодательство. Статья 129 (Клевета)  и статья 130  (Оскорбление) УК РФ вполне это допускают.

            Ещё одна тенденция – это использование арбитражного законодательства для борьбы за справедливость. Разумеется, в этом случае иск можно вчинить лишь юридическому лицу. Самым известным примером здесь является многомиллионный выигранный иск, который в 2004-м году «Альфа-банк» вчинил газете «Коммерсант» за статью «Банковский кризис вышел на улицы».  Эту публикацию в «Коммерсанте» подконтрольный Михаилу Фридману Альфа-банк посчитал нарушением  51-й статьи закона РФ «О СМИ», которая запрещает фальсификацию общественно значимых сведений и распространение слухов под видом достоверных сообщений. В конечном счёте, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил взыскать тридцать (!) миллионов рублей в возмещение нематериального вреда с ЗАО «Коммерсантъ» в пользу ОАО «Альфа-Банк». 

            Столкновение известных брэндов не выгодно каждому из них. Однако в данном случае газета «Коммерсант», хотя и понесла существенные материальные потери, но получила за счёт скандала дополнительную рекламу. Как же, даже небольшая статья в «Коммерсанте» может причинить громадный вред крупнейшему банку!
 

            Помимо перечисленных выше законов, следует упомянуть ряд статей Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), которые также регулируют отношения в области массовой информации. В статье 13.16 КоАП РФ вводится запрет чинить препятствия распространению продукции СМИ либо устанавливать незаконные ограничения на розничную продажу тиража периодического печатного издания. Статья 13.18 КоАП РФ устанавливает запрет препятствовать приёму радио- и телепрограмм путём создания искусственных помех. Деятельность СМИ регламентируют также статьи 13.21 (Нарушение порядка изготовления или распространения продукции СМИ), 13.22 (Нарушение порядка объявления выходных данных) и 13.15 КоАП РФ. В последней статье вводится запрет на изготовление и (или) распространение теле-, видео-, кинопрограмм, а также информационных компьютерных файлов, содержащих скрытые вставки, воздействующие на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье.   

            Не стоит забывать и о главе 70 ГК РФ, где речь идёт об авторском праве, и о 146-й статье в УК РФ (Нарушение авторских и смежных прав). Важно отметить, что авторское право на произведение возникает с момента его создания. Под созданием литературного произведения имеется в виду его написание; для возникновения авторского права обнародование произведения не требуется.

            Разумеется, деятельность СМИ регулируется также большим числом других федеральных законов и целым рядом подзаконных актов. Назову лишь некоторые из них:
            Трудовой кодекс РФ;
            Федеральный закон от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе»;
            Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»;
            Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2002 года № 859 «Об обязательном экземпляре изданий».
 
            Как утверждают юристы, существует более восьмисот законодательных актов, прямо или косвенно регламентирующих деятельность СМИ и журналистов в России. При этом принятие нормативных правовых актов, касающихся СМИ, относится исключительно к компетенции законодателя федерального уровня.

*     *     *

            Все средства массовой информации делятся на две группы: зарегистрированные и нет. В соответствии со статьёй 12 Закона РФ «О СМИ» не  требуется регистрация для периодических печатных изданий тиражом менее одной тысячи экземпляров; для радио- и телепрограмм, распространяемых по кабельным сетям с числом абонентов не более десяти; для аудио- и видеопрограмм в записи с тиражом не более десяти экземпляров и в отдельных случаях, связанных с деятельностью органов власти.

            Итак, вы можете смело, без разрешения властей издавать газету или журнал тиражом в 999 экземпляров. Потом раскладывать печатную продукцию по конвертам и рассылать для чтения влиятельным людям, например премьер-министру Путину, английской королеве Елизавете, Папе-Римскому...  список легко продолжить. Станет ли такое СМИ агентом влияния? Вопрос риторический.      

            Ещё можно сделать сайт в интернете (лучше не в домене ru), обозвать его интернет-газетой (или журналом) и резвиться на нём, как заблагорассудится. Если такое СМИ находится не в доменах ru, su или rf , то на него не распространяется законодательство Российской Федерации. В подобном СМИ вы можете с самозабвением размещать подкасты, клипы, видеоролики, в том числе оппозиционной направленности, выпускать программы в прямом эфире, критикуя Генерального прокурора, Патриарха, Премьер-министра и Президента. Всё это можно делать, сидя за компьютером и не выходя из дома. После чего вы будете гордо именоваться владельцем независимого СМИ. Оно действительно будет независимым ни от чего, кроме ваших желаний; оно будет независимым даже от зрителей. Однако и смотреть его будут считанные единицы интернет-пользователей, случайно наткнувшихся на ваше творение.

            Если же говорить о зарегистрированных СМИ, то в современной России дешевле всего (но не проще) открыть собственную радиостанцию. Качественный журнал, а тем более общественно-политическую ежедневную газету осилит только богатый человек. Ну, а метровый или дециметровый телеканал способен содержать лишь олигарх, да и то не каждый.

            Чтобы зарегистрировать СМИ, надо заполнить стандартное заявление о регистрации, уплатить относительно небольшой регистрационный сбор и подать документы в Федеральную службу по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия (Роскомнадзор) или в соответствующий территориальный орган.

            В заявлении о регистрации обязательно должны быть приведены сведения об учредителе СМИ.  Им может быть как юридическое, так и физическое лицо. Если говорить о гражданах, то исключений не так уж и много (ст.7 закона «О СМИ»): отсекаются душевнобольные, недееспособные, отбывающие наказание в местах лишения свободы и те, кому меньше восемнадцати лет. Также не может быть учредителем российского СМИ гражданин другого государства или лицо без гражданства, не проживающее постоянно в Российской Федерации. А в соответствии со статьёй 19.1 закона «О СМИ» гражданин России, имеющий двойное гражданство, не вправе быть учредителем теле- и видеопрограмм.

            Месяц даётся регистрирующему органу, чтобы рассмотреть ваше заявление и... отказать вам. Либо выдать свидетельство установленного образца о регистрации отечественного СМИ. После чего вы как учредитель имеете право приступать к производству продукции СМИ, причём это право сохраняется за вами в течение целого года. Пропустите год – пеняйте на себя: суд может признать ваше свидетельство недействительным. Именно так гласит закон.

            Весьма важной представляется фраза в статье 19 закона «О СМИ»: «Редакция может быть юридическим лицом, самостоятельным хозяйствующим субъектом, организованным в любой допускаемой законом форме». Если может быть, то соответственно может и не быть. В статье 18 закона «О СМИ» указано: «Учредитель может выступать в качестве редакции, издателя, распространителя, собственника имущества редакции». Таким образом разрешается осуществлять деятельность СМИ через учредителя, который, по сути, становится его владельцем. Путь от подачи заявления на регистрацию, где вы поставили свою мужественную подпись, до превращения в медиамагната можно одолеть в сегодняшней России за один месяц.   
         

            ...Дальше надо решить, а для чего вы стали учредителем СМИ? Зачем вам нужна эта головная боль в виде собственной газеты или радиостанции? Может быть, вам больше подходит территория грёз, где на идеально подстриженной лужайке бродят павлины, маленькие дети играют с черепахой, а доверчивый пони трогательно лижет сахар с вашей ладони. Короче, разве вам не по карману стабильность и благополучие? Владея частным СМИ, это не получится.