Об общине для мирян

Андрей Сигутин
Беседа с игуменом N.

-  У православных есть идеал – апостольская община, где все было общее и никто ничего из своего не называл своим. К этому же призывал и св. Иоанн Златоуст, но достижима ли для современных верующих (мирян) эта цель? Если – да, то при каких условиях?
- В данном смысле я – максималист, и к идеалу всегда стремился. Именно поэтому я настоятель монастыря. У нас всё общее. Мы стремимся достичь идеала апостольской общины. Изучаем и перечитываем, как минимум, раз в полгода, Деяния апостолов, чтобы сравнить, в чем мы еще не дотягиваем до первохристианской общины (улыбается).

Достижима ли для верующих мирян эта цель? Конечно, достижима. Я был в Италии несколько лет тому назад и обратил внимание на то, что там упадок монашества, но большой подъем мирянского братского движения. Итальянские миряне взяли под свою опеку бывшие храмы и монастыри, где нет уже монахов, и создали там общины. На уровне организационной структуры можно посмотреть, как они это сделали. Там социально-успешные люди подъезжают на иномарках (хотя для них это не иномарки, а «тамомарки») к общинному дому, где они собираются два раза в неделю для совместного чтения Евангелия. В свою общинную церковь они приглашают священника. Это именно церковь общины. Их задача – это было на Сицилии – донести Евангелие в каждый дом. Интересный момент: когда у этих католиков я спросил, есть ли у них в городе протестанты, они ответили: не больше двух процентов. А почему? Потому что традиционная католическая церковь взяла от протестантизма всё позитивное, с точки зрения форм работы, социальной активности, процессов изучения Евангелия, пения христианских песен под гитару на досуге и т.д. И поэтому протестантам там как бы нечего делать… Это очень важно, а мы зачастую эту сферу игнорируем. Мы запретили себе чувствовать, переживать, под предлогом того, что душевность – чуть ли не от дьявола… Все хорошо в меру. Нужно просто думать, уметь анализировать и знать, как учиться у других.

Очень важно, чтобы в этой христианской «мирянской» общине, которая возникла с благословения священника или духовника, инициатива исходила от мирян. Если во главе – только священник, то это просто приход. Причем, необходимо, чтобы у священника, который окормляет общину, и у ее лидера, руководителя, не было властолюбивых амбиций: желания властвовать, управлять, прессовать людей, подчинять себе – в общем, реализовываться за счет других. Нужно, чтоб была взаимная слышимость, чуткость, не только разговоры. Как говорится, «любовь – не вздохи на скамейке…». Необходимо, чтобы была какая-то реальная помощь, взаимный отклик. Есть такая крайность: верующие люди начинают собираться, они в храме помолились, а пошли общаться после службы и у них совершенно мирские темы разговора: «А у Вас МТС или Би-лайн… а вот Вы знаете, в ИКЕЕ дешевле…» А надо нам научиться общаться в Боге. Нужно общаться в Боге, как святой Серафим Саровский с Мотовиловым, не замечая ни жары, ни холода, потому что тема общения – в Боге!

Но вот при каких условиях – надо смотреть очень индивидуально. Опять же, если в сердце есть желание созидать общинную жизнь, то сначала обязательно надо взять благословение у священника, чтобы это начинание не выглядело как альтернатива церковной жизни. Когда появятся желающие присоединиться к общине, то кто-то у священника сможет спросить: «Батюшка, можно мне участвовать в общине?». А если батюшка и не слышал об этом: «Ой, какая-то секта втягивает куда-то прихожан…», то что из этого выйдет?..

- Влияет ли духовный уровень прихожан на развитие общинной жизни, ведь известно: дух творит форму?
- Конечно. Духовные прихожане, для которых главное – дух, духовный, евангельский смысл жизни, создадут духовную общину. Можно создать общину имени какого-то святого и земельку, камушки собирать с его могилы, там, кусочек от чулочков, мощи… но это будет околоцерковная община. Можно какую-нибудь церковную живопись, например, совместно изучать… Но это не будет христианской общиной. Что такое дух? Дух, духовное – это то, что устремлено к личным отношениям с Богом. Один раз знакомый подросток сказал потрясающую фразу, я над ней размышлял полдня: «Батюшка, любая проповедь не о Христе – это не христианская проповедь». Логично – не подкопаешься! И я подумал: сколько же в нашей церкви православных нехристианских проповедей?.. Озвучка идет о чем угодно: про апокрифы, про телевизор, про ИНН, про вселенские скорби и прочее. Но, с другой стороны, если человек действительно духовный, он даже работать по хозяйству будет  так, что, в конечном итоге, окружающие люди начнут умиротворяться, обращать свой внутренний взор на Спасителя и духовно расти. Вопрос в том, что наполняет тебя, что является твоим приоритетом? Дух, эмоции, душа или плотское? Плотское – это совсем не обязательно плотские грехи. Это просто все меркантильное, мирское, внешнее.

- Насколько актуальна проблема общины для современного Православия?
- Трудно сказать обо всём современном Православии. Где есть здоровая жизнь во Христе,  там обязательно присутствует общность, желание людей собираться и говорить о Господе. Деяния апостолов 2 глава 42 стих: «И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах». Вот в современной церковной жизни есть у нас молитва и преломление хлеба в Евхаристии, но, как правило, нет, к сожалению, общения и обучения. Места, где люди могли бы приходить в церковь и просто обучаться. Проповеди я не беру в счет, потому что они в некоторых храмах вовсе не говорятся, а где-то они произносятся просто как часть благочестивой традиции… В таком случае это лишь благочестивый формат, но, как бы не то, что «про жизнь». А задача Церкви – научить людей, как жить с евангельскими принципами в жизни, а не только в церкви. «Вы – соль земли», а не соль в солонке. Очень часто вся наша духовная жизнь больше касается церкви, а в миру мы руководствуемся совсем другими принципами. Но ведь принципы Царства Божия, принципы Писания предназначены не только для церкви. Они предназначены и для политики, и для бизнеса, и для семейной жизни, и для дружеских отношений – всюду, если у тебя ум Христов, ты находишь принципы для жизни, а не отвлеченные постулаты религии. Насколько актуальна проблема общины? Думаю, что там, где есть жизнь во Христе, обязательно формируется общность. Там же, где только отправление религиозных потребностей, люди пришли и ушли: друг другу они – чужие. 

- С чего нужно начинать построение общины на базе прихода (разумеется, если священник благословил)?
- Прежде всего, определить цель. Для чего мы хотим создать общину? Цель общины в определенном смысле должна находиться за пределами общины. То есть к чему идти? Правильный ответ – к Богу. Вспомним принцип круга аввы Дорофея: чем ближе мы к Богу, тем ближе друг к другу, а чем ближе друг другу – тем ближе к Богу (если мы к Нему идем). Можно ведь объединяться не вокруг Бога, а вокруг какой-то другой ценности: христианской философии, церковной истории. А надо именно вокруг Самого Бога. Это самое главное для построения общины. Определиться, кому это интересно и обозначить цели и задачи будущей организации православных христиан. К примеру, мы раз в неделю собираемся. Зачем, какие действия, процессы мы при этом совершаем? Пить чай непродуктивно. Правильная, мне кажется, хорошая идея – это группы, которые общаются (в православном смысле этого слова). К примеру, как можно проводить молодежные группы? Собираемся, читаем Евангелие, разбираем с молодежью, как применить духовные знания в повседневной жизни. Шаг номер один: узнаем, у кого что произошло в течение этой недели, ценное, важное, чтобы каждый почувствовал: содержание его сердца интересно кому-то еще, и тогда людей потянет друг к другу. Второй момент: читаем Евангелие. И третий момент: мы молимся за те или иные нужды. А потом люди делятся чем-то, что касается не только обычной жизни (Би-лайн или МТС), а именно духовной жизни. У кого что было с Богом интересного на этой неделе: кто получил маленькое «откровение» через Писание, когда, слова Евангелия по-особому прозвучали в сердце и человек понял, что они в этот момент обращены именно к нему (об этом в своих книгах хорошо пишет митр. Антоний Сурожский). В общем, у кого произошли важные для его духовной жизни события. В итоге, чтобы общение было в Боге и о Боге.
 Конечно, обязательно должен быть лидер, который определяет форму общения: это будет «евангельская группа» (т.е. изучающая только Евангелие), это группа социального служения, где люди просто поддерживают, помогают друг другу, - но группы делятся так, чтобы была Богоцентрированность, Христоцентрированность. И, конечно, ответственность: если начали, то надо и продолжать. Обычно приглашаешь людей, сначала приходит много желающих, а со временем их становится меньше. И это хорошо. Люди определись: надо лично мне такое общение или нет. Это не значит, что они пренебрегают общиной, просто им неинтересно. И потом, ответственность предполагает терпение. Даже если никто не приходит, ты, руководитель, приходишь и определенное время находишься там, в конкретном помещении, чтобы люди знали, что есть место, где ты нужен, и куда можно прийти. А уже в деталях надо смотреть каждую конкретную ситуацию. Здесь самый важный момент, чтобы люди начали что-то вместе делать. Хорошо, когда в «евангельской группе» рождаются какие-то социальные проекты и идеи: как послужить этому миру. Может, как донести Евангелие в школу или как в больнице помочь, чтобы совместные собрания не ограничивались только разговорами. Необходимо выдавать некий социальный продукт вовне.

- Какова должна быть организационная структура общины?
- Правила, принципы и отношения должны формироваться в самой общине. Нельзя извне их навязать. И чем меньше будет заорганизованности, тем лучше. То есть правила – лишь необходимое следствие упорядочивания того, что уже нуждается в этом. Например, правило: собираемся по средам и не больше полутора часов и стараемся не задерживаться, потому что у всех дети. То есть, чтобы человеку было удобно уйти, если вдруг общение затянулось. Иначе в следующий раз кто-то может сказать: «Мы в прошлый раз засиделись, меня жена ругала…». Это важно? Конечно! Значит, правило появится уже как следствие, вытекающее из жизни. А не так, что сначала сочиним правила и потом будем по ним жить, хотя в них может быть тесно, как в смирительной рубашке.  Всё должно исходить из жизни, из ситуации. И, повторюсь, чем меньше заорганизованности, тем лучше. Необходимо дать возможность каждому проявлять себя. У всех своя функция. Не шаблонить ни в коем случае. Какой-то человек спрашивает: «Можно я не буду ничего говорить, а просто приходить и сидеть здесь? Говорить что-то мне не очень хочется…». - «Ну, приходи, сиди». То есть не надо приказывать: «Нет, ты обязан что-то рассказать». Существует немало случаев, когда какие-то правила группы навязывают человеку, вместо того, чтобы принять его таким, какой он есть.

- Подразумевает ли общинная жизнь ведение общего хозяйства, бизнеса и так далее или достаточно иметь только «некоммерческое» общее дело?
- В зависимости от ситуации. Первоначальная апостольская церковь и в дальнейшем храмы как стали возникать на Руси, как они строились? Сначала люди собирались в небольшом храме и молились, молились, молились… со временем их становилось все больше и больше…  А потом они говорили: «Слушайте, не помещаемся, давайте построим новый храм». Это правильная стратегия расширения церкви как общины. Неправильная, неевангельская стратегия – то, как у нас пошло возрождение религиозной жизни после перестройки.  Верующих в деревеньке всего три-четыре человека, однако находятся какие-то липовые учредители, двух-трех крупных бизнесменов трясут, строят огромный, великолепный храм, в котором нет жизни. Храм должен быть следствием духовной жизни, а не наоборот. Именно благодаря этой правильной, евангельской стратегии родилась и архитектура, и культура церковная, когда избыток жизни выражался в камнях, красках, в музыке и так далее. Неправильно возрождать форму, отодвигая на второй план ее содержание. В мертворожденной форме может так и не родиться жизнь. Это важно помнить. Когда же общинная жизнь, ведение хозяйства и так далее уже существуют, и наш потенциал веры, молитвы, потенциал отношений стал достаточно мощным, тогда мы говорим: «А что я-то сделал хорошего для людей? Давайте будем творить христианские дела». И далее нужно смотреть по обстоятельствам.

- Может ли полноценно развиваться община, несмотря на то, что все ее члены живут обособленно друг от друга, в разных местах и встречаются только на «нейтральной» территории?
- Да, может. Сужу по Италии, где общинное движение хорошо развито. Хотя оно состоит не из монашествующих, а из современных супружеских пар. Если не хватает опыта, то можно просто поехать и посмотреть, как у них это происходит. Причем важная роль отводится церковному дому. Потому что в храме собираться и говорить неудобно, ведь храм – это дом молитвы.

- Нужно ли при определенном духовном уровне прихожан со временем объединять денежные средства членов общины, чтобы на совете общины решать, кому сколько необходимо денег на  жизнь, а оставшуюся сумму (по согласию всех) направлять на благие дела?
- Думаю, что в современной ситуации это невозможно, так как ограничит свободу людей. И может возникнуть соблазн поступить, как Анания и Сапфира: «А вот мы отдали, мы не отдали, а вот нам надо на операцию отложить, а нам на «чёрный день»…». У каждого – своя стратегия. На вопрос: откуда мы будем брать средства, например, на благотворительные дела, - ответ должна дать община. Мудрый лидер скажет: «Дорогие братья и сестры! Пожалуйста, выскажитесь каждый». Исходя из общей картины, мы находим некое среднее арифметическое. А не так, что кто-то решил, принял Устав, навязал, а люди вынуждены расплачиваться за авторитарное решение лидера общины.

- Не могли бы Вы назвать несколько основных пунктов, без чего община невозможна?
- Христианская православная община невозможна без Христа и без уважения членами общины друг друга. Что означает слово «уважение»? Уважение – значит, ты кого-то считаешь важным. В Священном Писании Господь призывает нас к смирению, но Он нигде не призывает смирять кого-то. Сейчас много смиряющих христиан, которые сами не смирились: ведь проще смирить другого, чем самого себя. Итак, любовь к Богу и Христос в центре, уважение к ближним и четко поставленная цель. Вот, без чего невозможна община.   

- Что бы Вы могли из своего опыта нам посоветовать по вопросу построения общинной жизни?
- Мой опыт построения общинной жизни такой: я строил внутри монастыря, а вокруг уже стали собираться группы из местных прихожан. Первый круг – это монастырь, второй круг –  наши прихожане, и третий круг – это люди, которые приезжают к нам издалека, считая нашу общину своей. И это нормально. Единственное, что приходит на ум – построение общины должно происходить по принципу концентрических кругов. То есть, как у Иисуса Христа: любимый ученик, потом Пётр и Иаков, потом двенадцать, потом семьдесят, потом пять тысяч. То есть существуют люди – два, три, четыре человека, – с которыми можно решить ключевые вопросы. Не обязательно собирать все 50 человек, чтобы решить, нужна нам новая швабра или нет. В общине может быть ядро, например, 12 человек, с которыми можно решать большую часть вопросов, чтобы лишний раз не отвлекать всю общину. Русский человек так устроен, что когда за него решат, он скажет: «Слава Богу!». И всё. Поэтому важно определить, ради чего ты будешь строить общину и кто твой ближний круг. В ближний круг входят те, кто может заменить лидера общины, если он куда-то уедет, например, в командировку. Вот эти люди и являются твоим первым кругом. Второй круг – это «группа поддержки» и так далее. В этом и есть концентричность кругов. Необходимо просто взирать на евангельскую общину и почаще читать всё, что о ней и о народе Божьем сказано в Священном Писании. Хороший лидер исследует и стратегию Господа Иисуса Христа, и стратегию апостола Павла, и Моисея, и Иисуса Навина, и Давида. Это люди, которые строили общину вокруг себя. Например, лидерство Моисея и лидерство Иисуса Навина. В чем разница? Очень просто: Моисей сформировал преемника – Иисуса Навина. А Иисус Навин не сформировал, и был там беспорядок: период Судей и так далее. Но это – в общем плане, а уж более предметно – смотрите сами.