Гуд бай Толики!!!

Илья Паньков
                Гуд бай Толики!!!

Чтобы нормально жить в моей стране, надо быть неимоверно удачливым. С самого начала – удачно родиться, учиться, устроится на работу, жениться. Больше никаких факторов – ум, трудолюбие, образование оставьте – без маленького ингредиента везения, все это ничего не значит. А если ты родился в небольшом шахтерском городке, отец ушел, денег нет. Ну, не повезло – иди в армию, затем работай на зоне, ищи блат, устройся на шахту, спейся, получай пенсию как селекозник, сторчись и вынеси все из нищего дома, нарожай детей от пьющей и пускающей дым, как «Титаник» коровы или покончи с собой. Твое дело. А если, что-то не нравиться, то вперед – мир велик, ищи то хорошо, где нас нет.
Я пожил в пяти больших городах бывшего союза. Не потому, что люблю путешествовать, а просто в поисках лучшей жизни. Работал, на чудовищных, низкооплачиваемых работах, чтобы не сдохнуть с голода, в моем маленьком шахтерском городке, для меня и вовсе не было никакой работы. Для многих не было.  Работал на стройках и грузчиком, там, где полно нелегалов и недавно откинувшихся. Где уклад, больше похож на жизнь в колонии, где алкоголизм – уже не болезнь, а культ или образ жизни. Работал в сфере обслуживания, среди мелких, низких готовых за копейку продать – людей. Среди наглости, хамства, лжи и вновь пьянства. Я даже пару раз открывал свое дело, которое быстро загибалось, без связей, под гнетом коррупции, в борьбе с инстанциями, в погонях за бумажками и разрешениями. И так далее.   Но во всей этой грязи мне удавалось разглядеть – бриллиант человеческой души. Банально, но только об этом и стоит говорить, и все это стоит пережить, чтобы обрести голос.  Если следовать логике, то голос дается тем – кто должен быть услышан. Так было с битниками и хиппи, с замученными в концентрационных лагерях, по ссылкам и в колониях. Мы слышим их голос и содрогаемся от его правоты и правдивости.
Чей же тогда голос звучит здесь? Тех, кто покинул свой дом в поисках пропитания. Вонючих носков, кариеса, однокомнатных квартир взятых внаем на четверых, шестерых, десятерых. Койка места у бабки на кухне, в грязных сараях городов сателлитов. Дешевой еды, немытого тела, плохой одежды, крысятничества и воровства. Лжи, ненависти. Людей спящих вдвоем на одной раскладушке. Пьянства, дремучей необразованности, сельского говора, отсутствия перспектив, надежд и тут же не оправданное их присутствие. Голос людей, что обслуживают вас в супермаркетах, кафе, СТО и салонах красоты, проституток, охранников и ППСников, тех, кто подмывает и подтирает за вами. Голос неугомонных амбиций, голодных гениев, небывалых способностей, невероятных перемен. Любви, самой преданной дружбы, сострадания, и счастья.
А если вдруг у явления прорезается голос, то к черту все выше сказанное.
                Глава 1.

Лето мы провели в Одессе. Затем, как то нелепо третьего сентября вернулись в Киев. Нет, конечно, здесь оставались какие-то связи и старые друзья, но ни к кому обращаться не хотелось. И сдав свои вещи в камеру хранения, мы первым делом занялись поиском жилья. Сразу же обнаружилась интересная тенденция. Арендодатели выдумали чудовищный бум с понаехавшими студентами и под шумок, в который раз, взвинтили цены на аренду. Тех сумм, что были весной, перед нашим отъездом, уже просто не было. Я всегда поражаюсь этой алчности. Общаясь с коренными киевлянами, мне часто доводилось слышать, что город стал хуже, после того, как в него потоком устремились все провинциальные районы нашей страны. Да, я согласен, когда видишь пьяное быдло в вагоне метро, которое ко всему же на все лады ругается матом, обрыганное, вонючее и голосистое… Но, разные люди есть везде. И почему же тогда, коренное население с такой живостью ворвалось в этот процесс, стремясь сдать под жилье этим самым провинциалом – все, что только можно. И сдать не дешево, а по возможности еще и прокинуть. В общем если хочешь быть кристально чистым, и жить в такой среде, не надо поддаваться ни одному из греховных пороков, тем более жадности.
Квартиру мы нашли довольно быстро, за несколько часов, на интернет сайте. Согласились на первый приличный вариант. Правда несколько дороже, чем я ожидал. Так, что выложив почти всю нашу капусту – за месяц плюс предоплата и риэлтору, его заслуженная половина, мы фактически остались ни с чем. Правда, мою половинку уже ждала работа, с расчетом на это мы и вернулись, а я как всегда оказался перед выбором профессии.
Душа лежала к литераторству, журналистике. В общем ко всему, где можно было бы писать и получать за это деньги. Но содержимое кармана, навязчиво подсказывало о возвращении в сферу обслуживания.
Скажу честно, что все годы, которые мне довелось провести за барной стойкой, я махинировал и воровал. Нет, я никогда не обманывал посетителей, а обкрадывал само предприятие. Чем в принципе морально себя успокаивал. Эдакий Робин Гуд – мать его. Хотя если честно, профессия эта себя уже почти изжила. Да и я все чаще чувствовал тошноту, засовывая деньги с очередного замута в карман. Обычное чувство человеческого достоинства, требовало от меня честности и открытости. Деньги и желательно достойные хотелось получать за труд, а вообще великолепно было бы, чтобы и само занятие доставляло удовольствие, интриговало, заставляло стремиться к чему-либо, и не только к материальным благам. Но время шло, и я, отложив свое литераторство, как всегда на неопределенный срок, принял одно, как мне показалось приличное предложение, пообещав себе на этот раз, просто честно работать. Так я и оказался в первой экспериментальной кофейне, одной серьезной фирмы занимающейся продажей кофе. В новом, огромном торговом центре, который работал, не более пары месяцев. За такой родной до тошноты - барной стойкой.
                Глава 2.

Ходя по торговым центрам, я никогда не задумывался, что здесь существует, своя личная жизнь. В заведении – это и ежу понятно, коллектив в любом случае, не очень большой, все общаются между собой. Я не раз был свидетелем того, как возникали семейные пары – повара женились на официантках, администраторы тайно встречались с барменами. А где еще людям сближаться, как не работе, если они большинство своего времени проводят здесь. Но в огромном помещении, где тебе напаривают абсолютно все – от услуг досуга до массажа. Стиральные машины и любую другую бытовую технику, нелепые телевизоры формата 3-D, и одежду десятков брендов известных на весь мир, алкоголь и продукты, очки и парфюмерия, пироженные из рисового теста и ядовито яркие, но оттого еще более привлекательные конфеты, которые просто страшно есть. И все это отгорожено перегородочками, аквариумными стеклами, стенками. Мне казалось, что в каждом таком магазинчике – аквариуме, люди плавают, как рыбки сами по себе. Ан нет.
Работники сновали по этажам, опускались и поднимались на эскалаторах, спешили, друг к другу в гости. Похожий на шахматного коня – техник из маркета бытовых товаров, обжимал девчонку-продавца из бутика, торгующего очками. В магазине обуви работал гей, к нему ходил другой гей, со второго этажа из магазина одежды. Работники пиццерии спешили на улицу курить, с работниками из суши-бара. И так далее и тому подобное. 
Вообще я заметил, в каком обществе ты бы не находился, всегда и во всем присутствует одна социальная модель. Люди делятся по статусу выполняемых ими работ. Здесь было так же.
Первую группу составляли технические работники – электрики, строители и сотрудники клининговой компании. Техникам, конечно, все было пофиг с утра создать видимость работ, к обеду разжиться флаконом пойла, а после обеда где-нибудь зашариться. Уборщики в отличие от своего руководства, что гордо вышагивали с папками под мышкой, тоже в основном люди пьющие или убогие. Терли, мыли, ждали конца рабочего дня, не поднимая взгляд.
Следующая, прям какая-то каста - охранников. Эти были вездесущи, работали вахтовым методом, жили и спали в торговом центре неделями, и все про всех знали.
Ну, а далее - слой непосредственно сотрудников различных бутиков. Так, как магазины вокруг в основном брендовой одежды, то и торговали там соответственно – девушки. Может несколько странноватых парней - «моя первая работа, или учусь и делаю карьеру одновременно», такие себе полу эмо, полу хиппи. Было и пару нормальных ребят в дырявых свитерах. Собственно продавцам-консультантам в бутиках платят мало. Поэтому найти работу в магазине легко, там обычно страшная текучка и берут всех подряд – основное требование ухоженный внешний вид. А так плевать, кем затыкать кадровые дыры. Вот меня и восхищало, как эти девчонки консультантки умудрялись, получая какие-нибудь три тысячи гривень в месяц и работая в бутике, где средняя цена шмотки семьсот гривень, платить за жилье половину зарплаты и при этом так чудесно выглядеть. Нет, там есть, конечно, скидки для сотрудников, но обычно просто смешные или чем-то ограниченные. Ну, на то они и женщины со своей вечной женской борьбой.
Дальше администраторы, руководители и директора. Эти, порой грозные для своих подчиненных, за рабочей чертой – вели себя прилично, часто хорошие люди.
Ну, а уже владельцы торгового центра, сдающие квадратный метр за огромные деньги, всем этим бутикам – вышагивали по коридорам, словно жители «Олимпа», с руками в карманах и под охраной.
Что, касаемо меня, то новая работа, пожалуй, оказалась довольно не плохой. Радовало полное отсутствие каких-либо руководителей над душой. Нет, у нас было, даже трое, директоров, но они появлялись пару раз в день – забрать выручку, узнать, как дела или подвести, что-то из товара. Просто в данной сфере, люди, достигшие небольшой руководящей должности, ведут себя, как эдакие князьки. Зачастую и не разбираясь до конца в специфике работы. Мне всегда было стыдно и неприятно за таких людей – унижающих подчиненных, в полной мере, как и за унижаемых. А тут – никого. Только я и напарник, с которым мы как-то очень быстро сошлись. Сказался одинаковый возрастной фактор. Да и общность, не интересов, а схожесть судьбы. Много лет в этой каше, съемные квартиры, гражданские браки. Единственное различие – это коллегин старый фольцваген, доставшийся ему от отца. Если серьезно, то не много приезжие, работающие в сфере обслуживания, имеют хоть, какое-то авто. А вот в данном случае, это оказалось довольно удобно.
В один из первых дней на работе, прогуливаясь по торговому центру, я и встретил девушку Толика – Наташу. Мне показалось, что она совсем не изменилась – такая же косоглазая и сисястая.
- Привет. А ты работаешь здесь? – спросила она.
- Да. На первом этаже в кофейне.
Мы ненадолго замолкли, не зная, что и сказать то, друг другу.
- Как там Толик? – поинтересовался я.
- Да урод!!! Расстались, вот уже, как три месяца. Не хочу о нем говорить даже. Представляешь, козел какой – компьютер не отдает. Взял в кредит на себя компьютер, а я этот кредит погашала. А он теперь не отдает, говорит, что документы на него оформлены, значит и компьютер его.
- Какой подлец! – сыронизировал я. 
Мы еще немного помолчали.
Потом вспомнили общих знакомых, со старой работы и попрощались.
Расстался я с Наташей с единственным желанием никогда больше не встречать ни ее, ни всех остальных Толиков. «Гуд бай Толики!» - подумал я. Как давно мне мечталось произнести эту фразу. Хотя, где-то глубоко в душе, я понимал, что хочу произнести данные слова не им, а своему образу жизни, и работе в сфере обслуживания. Но, все никак не мог себе в этом сознаться.

                Глава 3.

Не все спокойно в Датском королевстве. Людей в торговом центре не было в принципе совсем. Только на выходные, и то не столько - сколько бы хотелось. Сказывалась постоянная нестабильность в стране, плюс не совсем удачное расположение центра, тупость руководства и еще уйма различных социальных и экономических факторов. Хреново чувствовали себя все. Магазины вокруг запестрели скидками и распродажами. Сотрудники вышли с листовками в руках, заманивая, хоть каких-то посетителей. Само собой, так же дела обстояли и у нас. Руководство ожидало совершенно других результатов, и за спиной, меня с коллегой стали обвинять в воровстве. Открыто обвинение не прозвучало, но оно читалось в глазах сотрудников кофейной фирмы, с которыми мы по первой приятельствовали. А теперь, приезжая по каким-либо делам, многие из них, даже не разговаривали с нами.
Сомнительным теперь, казалось, что со мной и напарником, вовсе рассчитаются, за проделанную работу. И как там, если человеку по сто раз талдычить, что он дурак… В общем, на этом моя честная работа и закончилась.
За пару дней, мы с коллегой отработали схему, по которой в наших карманах оседало процентов двадцать пять – тридцать от дневной выручки. Да так, что не придраться, и не помогут здесь никакие хваленые камеры слежения. Так у нас стали появляться деньги. А всем известно, что с появлением денег меняется и весь образ жизни.
Мы открывались в десять утра. Пили кофе. Потом на первые заработанные – покупали сигареты. Дома и я, и он врали, что бросили курить, а на работе курили вовсю. Затем еще кофе и пора мутить бабло на траву, долбили планчик по очереди в припаркованном рядом фольцвагене, а дальше по расписанию.
Когда ты долго стоишь за барной стойкой, то невольно становишься психологом. Иначе, тебе там вообще делать нечего. Уже через неделю нашу стойку облепливали самые симпатичные девчонки торгового центра. Нам пилили бесплатно ногти в маникюрном салоне, делали массаж в массажных креслах, самый крутой охранник помогал приобретать марихуану. Скидки появились практически в каждом бутике одежды. Я мог часами играть на плейстейшен в супермаркете бытовой техники, а его сотрудники звонили и говорили мне, когда моя любимая приставка свободна и даже помогали проходить уровни в одной прикольной игре. Давление со стороны руководства притихло. Случилось это после того, как мы с коллегой вдвоем якобы заболели и наш директор сам весь день провел за стойкой.
- Да действительно, людей нет, - говорил он потом.
Но в любой бочке меда найдется что? Правильно. Не можешь заработать, сколько хочешь, начинай экономить на сотрудниках. Известное правило отечественного бизнеса. Руководством, нам с напарником был предложен чудовищный график почти без выходных и конечно смешной уровень оплаты труда. С трудом получив, те деньги, что были обещаны ранее, коллега хотел свалить по-тихому и быстро нашел другую работу. Я предложил ему подзаработать, отработав очередные выходные – так и поступили.
После встретились с ним еще раз, устроив чудесный семейный пикник со своими гражданскими женами, на этом и распрощались друг с другом и с полюбившейся кофейней.
И вот я опять оказался перед включенным ноутбуком, на сайте вакансий, раздираемый противоречиями, и двумя такими разными профессиями. Бармен или журналист, на что нажать? «Какого черта?» - подумал я и клацнул на вакансию – журналист. А затем рука смело потянулась к телефону – и будь, что будет…