Белый воробей

Людмила Москвич
 
)

     Как только наступали летние каникулы, мы уезжали в деревню Заберезье. Там собиралась веселая компания: мои двоюродные сестры Нина и Галя, и двоюродные братья Гена и Петя. Мой родной брат Юра был еще маленький и в нашу компанию не входил. Спали мы на сеновале. Стояли белые ночи, вечер длился бесконечно, спать не хотелось и мы рассказывали всякие страшные истории. Особенно умел нас напугать Петя, коренной житель этой деревни. От него мы услышали историю Ивановского ручья, змеиного поселения на Каменищах, ходящих по ночам валунах в лесу, русалках на болоте, чертях в бане, домовом на чердаке дома. Наслушавшись этих баек, мы вздрагивали от каждого шороха всю ночь, прижимались друг к другу и долго не могли уснуть. Утром нас с трудом могли добудиться мамы, завтрак уже ждал нас на столе, а мы не могли оторвать головы от подушек.

     Но, в то утро нас разбудил крик Петьки.– Ребята, глядите, белый воробей опять прилетел! – Мы все вскочили и столпились в дверях чердака. Во дворе суетилась стайка воробьев, клевала вместе с курами рассыпанное зерно, рылась в соломе у сарая. А среди них выделялся своим белым оперением действительно снежно-белый воробей.  Мы все, кроме Петьки, впервые видели такое чудо. Петька, гордый всеобщим вниманием, рассказал, что белого воробья он увидел еще зимой. Но вся стая его не любит, его все время обижают старые воробьи. Весной совсем  загоняли бедного, и он куда-то пропал. А вот сейчас опять появился.

     Мы с интересом смотрели на невидомую птицу, пока мамы не позвали нас завтракать. И за столом разговор шел о белом воробье. Генка предложил подстрелить его из рогатки и сделать из него чучело. Все дружно закричали на него. Петя предложил поймать его сеткой и держать в клетке. И это предложение отклонили – воробьи в неволе не живут. Нина, как самая старшая, авторитетно заявила. – Мы будем изучать его поведение, а потом напишем письмо в «Пионерскую правду». Пусть все узнают, что в Заберезье живет белый воробей. Все с гордостью переглянулись. У нас живет белый воробей!  Может быть,  единственный  в СССР!

     Был составлен план наблюдения. Утром  до завтрака наблюдала я,  после завтрака Галя, после обеда Генка, а вечером Петька. Все наблюдения собирала Нина, она же должна была написать заметку в газету о нашем чуде.
Теперь каждое утро я вставала раньше всех. Усаживалась на пороге двери чердака-сеновала, опускала ноги на ступеньки лестницы- стремянки и наблюдала за воробьиной стаей. Сначала стая сидела на старой рябине, ожидала, когда тетя Женя даст курам корм. Воробьи перелетали с ветки на ветку, чистили перышки. Белого товарища не обижали. Потом выходила тетя Женя, сыпала корм курам. Тут слетала вся стая воробьев, и принималась воровать у бедных хохлаток их завтрак. И вот тогда определялось отношение обычных воробьев к их белому собрату. Старые воробьи оттирали его от кормушки, Растопырив крылья, грудью шли на него, отгоняя  в сторону. Норовили клюнуть. Бедолага отлетал в сторонку и садился на рябину. Но голод не тетка, он опять слетал к кормушке, и опять старые воробьи кидались на него, угрожая заклевать. Сделав несколько попыток, он садился на забор, и, склонив голову на сторону, грустно наблюдал, как кормится стая. Потом стая дружно, как по команде, взлетала и садилась на забор, потеснив белого братца. Как ни в чем не бывало, воробьи чистили перышки, чирикали. Белый слетал вниз и начинал искать, не оставили ли ему зернышек жадные товарищи.                А потом вся стая улетала со двора, и белый спешил за ними, его не отгоняли.

    Вечером все по порядку докладывали Нине о наших наблюдениях. Подвели итог: стая относится к белому воробью, как  к чужаку, делиться кормом не желает, но в другое время не прогоняет.  Мы еще наблюдали пару дней за стаей, а потом Нина написала заметку, и мы сходили на почту в соседнее село, чтобы ее отправить. Но через неделю белый воробей перестал прилетать вместе со стаей. Судьба его осталась неизвестной.


   *** Фотография из интернета.