Прощайте, Белла Ахатовна...

Панкрат Антипов
        Сегодня похоронили Беллу Ахатовну Ахмадуллину…
        Да, верно замечено – ровно полгода спустя после Андрея Вознесенского. Почему? Первым мужем был Евтушенко. От него ведь когда-то и узнал:


                Высокомерно и судебно
                Здесь разглагольствует студентка
                С тяжелокованной косой…


        Тяжелокованную косу сначала и представил. Стихи – представил ли? Не ври хотя бы себе самому – под рукой лежит сборник «Влечёт меня старинный слог». «Для случая» что угодно найдёшь. Жаль, случай не тот…


                Смущаюсь и робею пред листом
                бумаги чистой.
                Так стоит паломник
                у входа в храм.
                Пред девичьим лицом
                так опытный потупится поклонник.


        Не написать умно – и не пытайся. Скажи честно – не увлекался её стихами, не будили они в тебе почему-то всех потаённых струн. Или будили? «Ирония судьбы», которая первая?


                Друзей моих прекрасные черты
                Появятся и растворятся снова…


        Вот и всё, что нашёл?
        Поэты-женщины влекут. Уже, как истинный сноб, не любишь слова "поэтесса". Уже ловишь незримые флюиды всех их от Сафо и до Витухновской. Уже не вслушиваешься, не анализируешь всю "литературщину", уже только чувствуешь. А мужчин-поэтов - уже задвинул в задние ряды, так что ли? Эротоман-гомофоб чёртов...


        Ах да, была ещё книга Ивана Шевцова «Во имя отца и сына». Ненавистный ура-патриотический роман. И были в нём антигерои шестидесятых – Артур Воздвиженский и Новелла Капарулина. Описанные талантливо и отвратительно. Прототипы узнаваемы, даже "фиговым листком" не прикрыты...
        И ты, уже «демократ», почему-то это «антидемократическое» произведение перечитал трижды. И это, столь талантливо прививаемое Шевцовым отвращение – с каждым разом почему-то работало всё сильнее и сильнее. Только наоборот…


        Ни ненависть, ни простая антипатия – талантливой не бывает.
        Белла не унесла ввысь – сам виноват. Всё впереди, значит. Столь талантливо ненавидимая – когда-то унесёт, знаю.
        Вознесенского ты цитировал и цитируешь куда успешнее. Он успешнее, что ли выносит мозг? Попсу учуял? Так тоже ничего ведь не понял пока. Тоже всё впереди.
        А пока – только прогулки возле Тишинки в Москве и его столб незнакомого алфавита, совместно с Церетели возведённый. О, ненависть… Церетели… Лужков… Как всё причудливо переплелось… Сняли Лужкова – и уже Церетели под угрозой, и уже думаешь: а так ли обрадуешься, когда эти грузинские буквы исчезнут с Тишинского горизонта? Разве в этом смысл?


        А от Беллы Ахмадуллиной – никаких архитектурных опытов. Только слова.


        Мне кажется, со мной играет кто-то.
        Мне кажется, я догадалась – кто.
        когда опять усмешливо и тонко
        мороз и солнце глянули в окно.


        Нет. Это давно, это гораздо раньше сказал бы я: «что за комиссия, создатель», писать стихотворные строки со строчных букв?
        Теперь – не скажу.
        Теперь – только начинаю её постигать. Ругайте – заслужил…


        А от Тишинки уже и на Чистые пруды тянет. «Пока чисты вы, Чистые Пруды…» Жаль, дальше не помню. Это уже кино, это уже её голос в этом кино. Это уже жизнь…
        Не утихнет во мне её голос. Не утихнет.
        Обещаю, Белла Ахатовна… Простите, если не получится…