Преломление традиции в ритуалах и метафорах

Олег Ханов
    15.01.2010   Арсений

    Чай
Психологические феномены, сопровождающие нашу религиозную и молитвенную жизнь, относятся к отношениям с Богом примерно так же как питьё чая – к дружбе. Очевидно, дружба не сводится к чаю. Даже более слабые утверждения – что чай поддерживает дружбу, или, допустим, является материальным выражением дружбы, – скорее всего, окажутся лишь ограниченно верными. Однако если вы дружите с кем-то, то отчего бы выпить вместе чаю по какому-нибудь вкусному поводу?

Какая-то связь между этими двумя понятиями ("дружба" vs "чай") определённо есть, и связь вполне приятная, но вряд ли очень глубокая. Вот так и с молитвенными восторгами, мне кажется.

(Если угодно, можно слово "чай" здесь считать эвфемизмом какого-нибудь более существенного напитка; мысль от этого особо не меняется; разве что заостряется слегка, потому что приобретает больше ассоциаций с религиозным опьянением)

Дружба – это не чай. Чай – это не дружба. Но однако же, отчего бы и нет, если вдруг сложилась такая традиция. Гордиться здесь, конечно, нечем, но и искоренять особо нечего. Это не прелесть, и не обрядоверие, просто с друзьями собрались, поговорили. Вот то же самое примерно и с молитвенным умилением.

    20.01.2010   О.А.Ханов:
Традиция способна переродиться в ритуал... Если это произойдет, то два явления будут уже неразрывно связаны. Традиции могут изменяться, ритуал - застывшая музыка. И тогда для обозначения и поддержания дружбы необходимо и достаточно будет выпить чашечку чая. Определенной марки, в определенном месте, с определенным антуражем, конечно...
Но этого не будет, пока "движение снизу" не будет канонизировано авторитетным органом "сверху". Думаю, что истинные приверженцы Дружбы будут с прежним удовольствием исполнять этот ритуал.

    21.01.2010.   Арсений:
Может быть, я плохо соображаю сегодня, но я не могу похвастаться, что понял Вашу мысль...

    21.01.2010.  О.А.Ханов:
Вероятно, это я не понял тему. Мне показалось, что "чаепитие" - метафора, а на самом деле речь идет о "феноменах, сопровождающих религиозную и молитвенную жизнь". Тем более, что далее были слова "пытаюсь определить интуиции поиском метафор". Продолжая метафору, я говорю о том, что традиция отчасти, а ритуал уже в полной мере может неразрывно связать очень разные явления, не имеющие никакого отношения друг к другу. "Чай" и "дружба" здесь, конечно, тоже метафоричны. Конкретные действия, сопровождающие "религиозную и молитвенную жизнь" могут не иметь прямого (или вообще какого-либо) отношения к понятию "Бог", они связаны через ритуал, который следует исполнять во всех его подробностях. Ритуал - это уже не совсем личное действие (отсюда - "верх" и "низ"), хотя надо стремиться к тому, чтобы это было так. Для истинно верующего совмещение личной потребности и требований ритуала происходит без противоречий, естественным образом. Я хотел также сказать о том, что традиции и ритуал близки, почти неразличимы, но все же не одно и тоже. А также о том, что преобразование одного в другое не происходит "автоматически" и при таком переходе может быть что-то потеряно. И, наконец, о том, что Ваши интересные наблюдения в форме вопросов наполняются смыслом и перестают быть вопросами при превращении традиции в ритуал.

Таково изложение моего комментария другими словами. Не уверен, что они тоже имеют какой-либо "внешний" смысл. К сожалению, непонимание - слишком частое явление. Более частое, чем это воспринимается или признается. Но это значит, что все мы говорим (и думаем) немного на разных языках. И каждый говорит о своем. Спасибо ЖЖ - он возвращает в реальность, в которой сосуществуют много субъектов, разных субъектов.

     22.01.2010. Арсений:
В том-то и метафора, что, на мой взгляд, ничего этого ритуал не может. Ритуал может преодолеть неловкость. Он может замаскировать наше плохое самочувствие, или помочь быстрее перейти к искренности. Но он ни в какой мере не составляет ни сути события, ни способа вызвать суть события, ни "неразрывной связи" между тем и тем - ничего подобного. Это психологическая уловка - и при этом Хорошая, Добрая, Полезная психологическая уловка (я всеми силами За ритуал, и по возможности за Традиционный ритуал в противовес новомодному), но при этом, на мой взгляд, за ним нет никакой другой ценности, кроме преодоления наших комплексов, слабостей и проблем.

Об истинно верующих же я, к сожалению, не могу рассуждать, потому что с другими людьми общаюсь крайне редко, а "из своего опыта" об этом и вовсе рассуждать смешно. Из моего опыта могу только сказать, что для меня совмещение личного и "ритуала" не просто полно противоречий, а составляет одно огромное больное противоречие. Потому что и я и люблю это всё - службу, устав, строй - и одновременно терпеть не могу.

Вот, видите, спасаюсь мечтами о чае =)
_____________________________

     31.01.2010 О.Ханов –> С.О.
Эпизод о непонимании. Мне интересно, насколько мой комментарий от 20.01.2010 соответствует непонятому первому тексту и требует ли пояснения сам этот комментарий.

Диалог получился такой (копаю, насколько могу - глубоко). Мы говорили о разных сторонах одного и того же. Я о том, что "феномены, сопровождающие религиозную и молитвенную жизнь" имеют, вероятно, статус ритуалов. И это несколько иное, чем просто традиции. Я смещаю изначальную аллегорию в область ритуала и получаю те же внешние проявления при другом внутреннем содержании. Для "истинно верующего" такая подмена не очень заметна и не должна иметь большого значения. Однако внимательный наблюдатель мог бы заметить разницу в отношении исполнителей, и при таких обстоятельствах ритуал может выступать уже как тест на "причастность, пригодность, лояльность" и т.д.

Мой собеседник говорил о другом - о собственных впечатлениях при исполнении ритуалов. Впечатления противоречивые, что доказывает его искреннюю веру и, с другой стороны, понимание ритуала как инструмента системы, далекого от личности. Вера сочетается с непроизвольным анализом, и вера преобладает.

Этот короткий диалог "о разном"  мне показался интересным. Я услышал искренний рассказ верующего о проблемной стороне современной религиозной жизни. И, несмотря на большое взаимное непонимание, в итоге речь была все-таки об одном. Только я говорил "снаружи" и издалека, а мой собеседник - изнутри.