София Ротару, а Вы стучите в дверь!

Валериан Чобану
Всем известная певица София Ротару ничего общего не имеет с большим селом на Севере Молдовы - София. А со столицей Болгарии ?
Может быть со столицей она что-то имеет. Я об этом, увы, ничего не знаю.
А сколько можно собрать женщин или населенных пунктов имеющие имена София? Вы об этом  задумались? Если нет, то задумайтесь...
Тем временем, холодный декабрьский дождь стучит в окно.
 - Лучше бы стучала София в мою дверь, в открытую Дверь.
Кстати, и для Вас Дверь тоже открыта.
Не верите? Стучите! И я назову Планету Именем Твоим. Это по словам всем известной певицы...
И если на то мы пошли, то надо вспомнить хотя бы и биографию певицы, вкратце...

София Михайловна Ротару родилась 9 августа 1947 года в румынском селе Маршинцы Черновицкой области в многодетной семье. Певческий талант будущая певица получила, можно сказать, по наследству. Таких чистых, красивых голосов, как у ее отца Михаила Федоровича и матери Александры Ивановны Ротару не было больше в Маршинцах.

София Ротару начала петь с первого класса, участвовала в школьном и церковном хоре, хотя последнее не приветствовалось. В юности занималась в драмкружке, пела народные песни в художественной самодеятельности, побеждая в районных и республиканских конкурсах. Твердо решив стать артисткой, в 1964 году поступила, и в 1968 году была выпускницей Черновицкой музыкального училища. В 1964 году София впервые выступила на сцене Кремлевского Дворца Съездов.
До этого естественно,  были выступления и в других местах и городах...
После знакомства со своим будущим мужем Анатолием Евдокименко, студентом Черновицкого университета и одновременно трубачом в студенческом эстрадном оркестре, София Ротару решает попробовать себя в качестве солистки эстрадного оркестра. Одновременно она продолжала исполнять и народные песни, занявшие прочное место в ее репертуаре. В 1968 году Ротару стала лауреатом IX Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Софии (Болгария), получив золотую медаль за исполнение украинской народной песни "На каменеи стою" и молдавской "Люблю весну", (Iubesc primavara), а также "Степью, степью" А. Пашкевича и "Валентины" Г. Георгице (которая посвящена женщине-космонавту Валентине Терешковой). В это же время Ротару начинает преподавать теорию и сольфеджио в Черновицком культпросветучилище, а в 1974 году заканчивает заочное отделение Кишиневского государственного института искусств им. Гавриила Музическу.

В 1971 году София Ротару снялась в главной роли в музыкальном телефильме "Червона рута", названном так по звучавшей в картине песне талантливого композитора В. Ивасюка, с которым у Софии сложилось плодотворное творческое сотрудничество. Так же был назван и вокально-инструментальный ансамбль, сформированный Ротару и Евдокименко при Черновицкой филармонии (Анатолий, закончивший позже режиссерский факультет Киевского института культуры, стал затем режиссером-постановщиком всех концертных программ Софии).

С "Червоной рутой" София Ротару начинает выступления по всей стране. Она создает свой уникальный стиль, характеризующийся тонким и гармоничным смешением народного мелоса и современных эстрадных ритмов. Ее открытая, экспрессивная, приподнятая манера исполнения, оптимизмом и лиричности (не лишенные и драматических нот), волнующий голос, яркая внешность покоряют слушателей всех возрастов и национальностей.

Музыкально-актерское дарование Софии Ротару подтверждено различного рода наградами и премиями: В 1973 году в Болгарии на конкурсе "Золотой Орфей" София Ротару получила I премию за исполнение песен "Мой город" Е. Доги и "Птица" Т. Русева и Д. Демьянова, в 1974 году в Сопоте завоевала II премию за исполнение польской песни из репертуара Халины Фронцковяк "Кто-то" (русский текст А. Дементьева).

В 1973 году София Ротару становится заслуженной артисткой УССР,  позже, в 1983 - Народной артисткой Молдавии, а в 1988 - народной артисткой СССР. Награждена орденами "Знак почета" (1980), "Дружбы народов" (1985), "За заслуги" и "Св. княгини Ольги". Лауреат премии им.  Островского (1976), Ленинского комсомола (1978), им. К. Шульженко (1996), "Овация" (2000), "Людина року-2000" и др.

Как говорит сама София Михайловна, ее душа - в песнях. "Песня для меня - маленькая новелла со своим миром чувств, драматургически строем, героями..." Такими новеллами стали для нее песни В. Ивасюка ("Водограй", "Два перстня", "Песня будет между нами"), А. Бабаджаняна ("Верни мне музыку", "Твои следы"), Е. Доги ("Мой город"), А. Мажукова ("Красная стрелка"), Е. Мартынова ("Яблони в цвету", "Лебединая верность", "Баллада о матери"), М. Блантера ("Враги сожгли родную хату"), Д. Тухманова ("Родина моя", "Дадим земной шар детям").

Несмотря на ряд удачных работ с композиторами Е. Мартыновым, О. Фельцманом, А. Бабаджаняном, Д. Тухмановым, съемку кинофильмов "Где ты, любовь?" (1980) и "Душа" (1981) с песнями А. Зацепина и А. Макаревича, к середине 80-х годов в творчестве наметился определенный застой, длительная эксплуатация прежнего имиджа вела к потере популярности, на фоне критического отношения к советскому режиму у большинства населения складывался стереотип Софии Ротару как официоз ного "соловья дружбы народов", "кремлевской певицы" и т. п.

Поисками новой эстетики творчества проникнут музыкальный фильм "Монолог о любви" (1986), в котором в отличие от предыдущего "Вас приглашает София Ротару" (1985) только композиция И. Поклада "Течет вода" несет прежний фольклорный характер и имидж колхозной девушки, ставшей звездой. Резкое изменение направления творчества Софии Ротару произошло после начала сотрудничества с композитором Владимиром Матецким в 1986 году. Малоизвестный московский автор обладал блестящей эрудицией и коммерческим чутьем - именно он обусловил переход Ротару к композициям стиля евро-поп ("Было, но прошло", "Луна"), вплоть до элементов хард-рока ("Время мое", "Только этого мало").

Матецкий и его соавтор поэт Михаил Шабров практически монополизировали право на сотрудничество с Софией Ротару в течение последующих 15 лет, перемежая талантливые работы с легковесными поделками, в большом количестве вошедшими в концертные программы 1990-2000 гг. и становившимися популярными исключительно за счет харизматический личности Ротару и ее незаурядных вокальных данных (среди песен этих авторов "Лаванда", "Хуторянка", "Ночной мотылек", "Золотое сердце", "Жизнь моя, моя любовь" и другие).

Активная гастрольная деятельность и постоянное присутствие в музыкальных эфирах привели к тому, что к концу 80-х годов объективно София Ротару стала лидером советского песенного искусства. В 1988 году ей было присвоено звание народной артистки СССР, что было уникально для певцов эстрадного жанра, однако справедливо отражало статус творчества Ротару.

Однако  сегодня все эти страницы уже листки прошлого. Что в настоящем несет нам София Ротару?
Об этом надо хорошо спросить у нее. Мне, к сожалению,  вряд ли удасться этого
сделать. Надеюсь, что кто-то сделает это вместо меня, и намного лучше чем я, ибо другого варианта пока не вижу.