Одиночество

Александр Грайцер
Тема эта, конечно, не нова. Но от этого не потеряла своей актуальности. Каждый человек бывает одинок. Кого-то не понимают окружающие. А кто-то и сам не хочет никого понимать...

Одиночество. Мы привыкли считать это состояние негативным. И бежать от него. И стремиться преодолеть его. Что поделать, человек, как известно, существо общественное.

Так я считал до определенного времени. Пока, по милости Божьей, которую я воспринимал в тот момент как страшный суд, я ни оказался в полном одиночестве. В духовной пустыне. Мера моих страданий, видит Бог, была велика и непосильна. Оклеветанный братьями и сестрами, изолированный от общения. С горящим в моем сердце словом, которое разрывало меня изнутри из-за его невысказанности. А сказать было некому...

Нет, я был среди людей, не на обитаемом острове, но при этом в полном одиночестве, лишенный их сочувствия и соучастия.

Одиночество в тот момент я воспринимал как проклятие. И только потом, спустя несколько лет, перестав себя чувствовать одиноким, окруженный друзьями, даже порой уставая от обильных общений, я наконец понял - почему мне было необходимо оно. Одиночество.

Конечно, я не настаиваю на своей точке зрения, но думаю, что чем ближе человек к Богу, тем более он одинок в среде людей. Конечно, это не общее правило. Можно быть одиноким и вовсе не зная Бога. Но в целом, такое понимание мне представляется верным.

Когда человек реализуется в общении, отдавая себя людям, часто "растворяясь" в людях, он отдает себя им в зависимость. Эта зависимость может быть весьма приятна и сладка, как неги любви, но при этом человек что-то теряет. Он словно бы спускается с вершины одинокой гор на многолюдную равнину. И теряет свою незамутненную ничем в горах чистую кристальность духа и взгляда. В суете равнинной жизни он теряет яснослышание. Перетает ощущать в себе величественное движение духа и высоту полета.

Об этом писали многие поэты и писатели. Вот, например, Пушкин -

Ты - Царь, живи один,
Дорогою свободной...

Однако многие люди бояться одиночества.
Происходит это, по моему мнению, потому, что люди просто не умеют быть одни. Они растворяются в коллективах, готовы платить любую цену, лишь бы не оставаться одним. И в этом есть настоящий бич или проблема. Люди не погружаются в себя, на глубину, они не знают о сокровищах, которые их там ожидают.

Они смотрят на себя глазами окружающих и вполне удовлетворяются этим. И такой общественный человек не способен на протест и часто не способен на поступок. Он не в состоянии идти против течения. Его сносит за неимением корней.

В связи с этим интересно отметить, как утверждает религиозный философ Николай Бердяев, что истина открывается человеку внутри, субъективно. И по мере того, как она выноситься в мир на обсуждение, то есть, объективизируется, она теряет свою глубину и мертвеет. Истина отчуждается от самой себя, отрывается от источника.

Я тоже так это чувствую. Как-то будучи в юношеском возрасте, переживая подобный процесс, происходящий со мной, я написал такие строчки

Когда я повернул глаза наружу,
Чтобы расширить узкий кругозор,
То мир вокруг меня стал много хуже,
Чем представлял себе я до сих пор.

Затем, когда ломать мне стали руки
И я от боли потерял себя,
Я не просил о милости, о друге,
А познавал законы бытия.

И постепенно начал выть по-волчьи,
И обмелел, как в засуху река.
Я повернул глаза навстречу ночи,
И день ушел. Быть может, навсегда.

Я уверовал в Бога в 29-летнем возрасте, когда я ощутил полное одиночество. К тому времени все друзья меня оставили, родители - развелись, да и к тому же у меня не было с ними взаимопонимания. С работой не получалось. Мечты, не осуществившись, рухнули. На личном фронте - один провал за другим. В добавок ко всему, я глобально разочаровался в мире, в том, что существует в нем добро, любовь и справедливость.

Я жую остатки ночи, словно пищу.
День бессмысленен, а я - обычный нищий.
Ночь - священа, пусть хоть это осталось,
От зари, что так заветно зажигалась.
Но сгорели безвозвратно, как угли,
Страх и счастье, только душу обуглив.
Да одно утешенье осталось -
Что заря все-таки зажигалась!

В этот самый критический момент моей жизни, в мои руки попалась книга Н.Бердяева "Смысл творчества. Опыт оправдания человека." Я читал ее где-то полгода и в течении этого времени во мне происходила переоценка ценностей. Мои атеистические взгляды, внушенные мне семьей, школой, институтом, всем укладом общественной жизни претерпевали изменение.

Я бы ни за что не уверовал в бога, который в моих тогдашних представлениях, был подобен старичку, сидящему на тучке и смотрящему вниз на землю. Но я глубоко заинтересовался Богом, Который представал на страницах Бердяевской книги, как всемогущий Дух, сотворивший все и обитающий во всем. В этой идее я почувствовал выход для себя и возможность обретения точки опоры.

В этот момент с моим творчеством ( а я все это время писал стихи), произошло какое-то странное и необъяснимое изменение. Неожиданно для себя я стал писать какие-то странные стихи, смысл которых открылся мне много позже, спустя несколько лет. Более того, я почувствовал, что это уже не я пишу, кто-то пишет во мне и через меня. В это время я уже перестал чувствовать себя одиноким, и меня словно бы что-то наполнило. Я даже перестал писать от своего имени, а называл себя - Мы.

Выпал снег. Гранат почерствел.
Встали мы на ночлег в пути.
Стены, грохотом кирпичей в груди,
Степи, криком грачей, окружали нас.
После сна деньги мы раздавали.
Зарыли в землю топор войны.
Губы покрыли чистым песком.
Фанерные стены сняли и сложили венком.
Снег осмотрели. Встали. Осторожно пошли.

Грели нас кузни.
Длинные ноги дождей в сапогах колодцев
Исступленно нас догоняли.
Грешный мир отнимал зарю.
Толпы рук бросали в нас комья злобы
И разбивали нас.
Оставалась усталость.

Мы отреклись от слов и спустились под землю
В копи снов и в золу любви.
Мы отреклись от всего и не внемля
Шли...

Но куда мы шли?


Итак, в какой-то момент переживания одиночества, я перестал чувствовать себя одиноким.

Однажды ночью я проснулся от дикой боли. Как будто бы иглу вводили в самую сердцевину моего мозга. Я закричал - Господи, за что?!! И в этот момент боль сразу же прошла, как будто бы ее и не было. И я почувствовал, что в комнате находится незримый Некто и я был абсолютно убежден в том, что это был Бог. Эта была встреча с Богом.

В момент моей встречи с Богом, Земля была показана мне как Царство Божье.

Он отвергает брагу помутнений
Тупых от напряжения голов.
Он, как вино, пьет веру песнопений
Из напряженных, пересохших ртов.
И я пою! И чудо воскрешенья
Вошло в меня, как в кожаный мешок.
И стал хмельным я от благодаренья
И легким от восторга, как пушок.
Он одаряет чудом, как сосудом,
До времени стоящим наверху,
Как будто тебя кормят манной с блюда
И не поймешь - за что и почему?..

И мягко опустился я на землю,
Чтобы принять назначенный удел.
И тихо растворился в повседневном.
И, кажется, немного оробел...

Теперь я убежден в том, что Бог со мной был всегда. С самого рождения. Просто я не видел этого, не знал и не понимал. Он очень мудро и тонко вел меня все это время и подвел меня к такой ситуации, когда оказалась возможной встреча с Ним, на которой и произошло узнавание. 

Но для этого Бог и вводил меня в состояние одиночества. Он хотел чтобы я остался наедине с собой и предстоял перед Ним, а не бежал от себя и не прятался от Него за различных людей и обстоятельства.

В Библии Бог предстает нам, кроме всех Его других качеств, и Богом - ревнителем. То есть, жаждущим общения с человеком. Бог хочет, чтобы человек, дух человека постоянно пребывал бы с Ним. Поэтому, сколько я замечал, духовные люди они всегда внутренне свободные, не зависимые и не привязанные ни к чему. А значит, внутренне они одинокие, отделенные от жизни мира, святые. Отданные всецело только Богу.

Я  думаю, что духовное одиночество - эта та цена, которую платить человек за святость. Но это не пустое одиночество. Оно наполненно общением с Богом, Который ведет человека  к состоянию при котором все для этого человека будет заключаться в Боге. Как сказано в Библии: Бог - это "полнота наполняющего все во всем".
 

Это и есть переживание Божьего Царства. Это Царство принадлежит нищим духом. То есть, тем людям, которые "все почли за сор" ради Царства. Эти люди духовно отделены от мира, они не принадлежат ему, потому как посвятили себя Ему. Они одиноки среди людей, они не имеют награды от людей, но имеют ее от Бога.

Этих людей видно по многим признакам. Они ровны, дружелюбны со всеми. Их отличает какая-то тихая радость, имеющая явно не земное происхождение. И когда их "прижмет" они "выдают" не гнев и распри, а нечто другое. Они другие. Они не вверяют себя людям. Они словно бы сами по себе. Вот об этом одиночестве, собственно, и идет речь в данной теме. Без такого одиночества невозможно пребывание в Царстве.