Обмен

Оксана Студецкая
                Оксана Студецкая


                ОБМЕН

     Отец подарил Вите перочинный ножик. У ножика было три переливающихся на солнце лезвия. Его рукоятка имела красный цвет, синюю каемочку по краям и разных цветов засечки по середине.
     Имея такой ножик, у Вити открывалось много возможностей: ним можно было ровно точить карандаши, сделать свистульку, а самое главное, о чем давно мечтал Витя  - вырезать фигурки из сухих коряг, найденных в лесу.
     В школе, Витя похвалился ребятам подарком отца. У мальчишек загорелись глаза – им тоже хотелось иметь такой  ножик.
     После урока Дима решил предложить Вите обмен.
     - Вить, а Вить! Что, если я тебе отдам свою коллекцию марок, ты мне ножик отдашь?
     Витя решительно ответил, - Нет.
     - Ну, а чтобы такое ты хотел за него? Может у меня найдется?.. – еще просил Дима в надежде. Но Витя был категоричен.
     - Ничего мне не надо. Ножика не отдам!
    - Неправда! Отдашь! – вдруг выкрикнул Миша, услышав их разговор. – Я могу тебе предложить за ножик старый кинжал моего деда. Настоящий!
      Витя внимательно посмотрел на Мишу, а потом сказал:
     - Не выйдет! Тебе никто не разрешит унести из дома старый кинжал, память деда.
     - Да, не разрешат, - согласился Миша. – Но ты бы обменял ножик на кинжал?
     - Не зна-а-аю, - протянул Витя и вскоре добавил.
     - Ножик – подарок отца и ни на что я его не обменяю. Все! Вам понятно?! И не просите у меня больше! – отчеканил он.
      Тут прозвенел звонок, и ребята утихли в ожидании учителя.
      А на большой перемене Петька принес в класс настоящего живого снегиря, пушистого, с красной грудкой, пойманного им на школьном дворе. Снегирь весь дрожал в руках Петьки, который изо всех сил сжимал птицу.
     - Выпусти! – приказал ему Витя, увидев, как Петька мучает птичку. Но Петя продолжал сжимать снегиря в руке.
      - Сейчас же выпусти снегиря! – во второй раз выкрикнул Витя, подошел к Петьке и пригрозил ему кулаком.
      - Выпущу, выпущу,..  Вот смотри! – и Петька разжал кулак. Снегирь вспорхнул и стремительно полетел к потолку, но тут же резко остановился и судорожно замахал крыльями.
     И тогда все увидели, что снегирь за лапку привязан длиной белой ниткой к пальцу Петьки.
     - Ха-ха-ха! – громко рассмеялся Петька. Кое-кто тоже рассмеялся, но Витя еще больше нахмурился. Спустя минуту он спокойным голосом сказал.
    - Петя, хочешь, я подарю тебе ножик, а ты мне отдай снегиря.
      Петя широко раскрыл на Витю удивленные глаза.
    - Хочу..у..у, - протянул он.
    - Решено! – обрадовано воскликнул Витя. – На, бери! – и отдал Петьке свой ножик.
      Несчастная птичка, испуганно трепыхавшаяся под потолком, уже была в руках Вити. Он нежно погладил ее, подошел к окну и выпустил в форточку.
1967г