Полярка

Лев Копыл 2
/                ПОЛЯРКА.

                Предисловие.

                Очерки и рассказы.

   Просматривая газеты, я увидел на первой странице портрет губернатора
Чукотки господина Абрамовича. С портрета на меня смотрел скромный молодой
человек с извиняющейся улыбкой. Но как так? Ведь раньше если люди прошли
севером на паровом судёнышке - их считали героями, встречали во Владивостоке
с триумфом, обставляли эти события празднично, весело. А здесь человек решил
взвалить хозяйство далёкого, холодного края на свои плечи и никто не хвалит.
будто бы так и надо. Или это время чумное, или тотальное бездушие руководства.
Но так поступали и с нами, кто поднимал Чукотку из первобытных дебрей.
Помню сосредоточенные лица друзей и их семей, перед тяжёлым арктическим рейсом.
Для молодёжи  это было безразлично, они теряли в заработке, так как загран рейс
давал валюту и хорошие климатические условия, а Полярка - труд до седьмого
пота и мизерное вознаграждение по расценка Долинского, которого проклинали все
моряки. Ставился вопрос так,- будете грузить или разгружать теплоход, значит
хорошо организовали соцсоревнование, а то, что после работы люди приходили
в свои каюты и ложились спать, не заходя в столовую - никого из руководителей
не интересовало, работа на износ .
Хорошо, расскажу читателю всё по порядку и подробнее, пусть почувствует запах земли первооткрывателей.


                Послевоенные годы.

В эти годы  на дальнем востоке  был создан Севморпуть. Возглавил эту организацию
знаменитый И.Д. Папанин..  Данная контора имела в своём составе шесть судов
различного типа: ледоколы «Красин» и «Адмирал Лазарев», пароход «Анадырь»,
танкер «Ненец», шхуна «Союзпушнина» и портовый буксир «Водопьянов».
для перевозок арктических грузов, эта кантора арендовала у Морфлота шесть
морских судов..
По рассказам моряков, в то время в Арктике они работали с удовольствием и
получали хорошее вознаграждение..
Прошли годы и пришло всенародное горе: «Великая Отечественная война». На
ледоколы были установлены орудия и они стали военными кораблями, грузовые
суда в США были оснащены орлеконами, для установки пушек, и могли 
противостоять обнаглевши пиратам, расстреливающим в упор беззащитный
пароход. За период войны погибло 380 крупнотоннажных судов, имеющих от
60 до 70 членов экипажа.
Война закончилась, и на флот пришло новое поколение моряков, выросших в период
войны. Мы заменили погибших товарищей, а их погибло очень много.с
потопленными во всех морях, окружающих нашу Родину.
Мальчишки пришли худые, измотанные военной и послевоенной разрухой, без
практического опыта деятельности на флоте.
    1954 год, попадаю на первое судно, направленное в Северные воды , пароход
«Астрахань».Пароход новый, но изготовлен старыми мозгами, на твёрдом топливе,
ледового класса нет, водоизмещением около четырёх тысяч тонн, скорость одинадцать
узлов. Это чудо техники забирало  половину второго трюма под бункер. Перегрузку
осуществляли сами в период плавания. .Цель рейса  -  выгрузка угля и генгруза в
Певеке.
Север встретил нас жестоким штормом на траверзе Чукотки и заставил укрываться
В Анадырьском заливе. Пароход в районе дэдвейта дал трещину и она угрожающе,
при качке, расширялась и сжималась, пропуская  мощную струю воды.
Задача; засверлить концы трещины, чтобы она не увеличивалась в длину. Это
почётное задание пало на меня. Напряжение тока 100 вольт, вода заливает и
меня и дрель ударяя мня током. Попросил меня и дрель накрыть брезентом,
вроде полегче. Второй механик накернил места сверления и работа пошла споро.
Вскоре цементный ящик стоял на трещине, и из него по трубочке стекала вода.
После лёгкого освежения забортной водой, спрашиваю стармеха;
  -   А почему честь купаться выпала на меня?
Стармех улыбаясь, ответил:
   -   У тебя, парень, в документах, высокий заводской разряд токаря.
   Ну… слава Богу, остановили трещину, но как вы знаете, беда не приходит
одна.
Слышен голос капитана:
   -   Палубной команде собраться в левом нижнем коридоре.
На втором номере трюма сорвало брезент, вода поступает в трюм.
   Это уже грустно слушать.
Сообщили в Дальневосточное пароходство о возможной катастрофе в
течение ближайших часов.
Через час  во мгле появился танкер «Памир», который сообщил о
спущенной по корме бочки на манильском конце.
Ухитрились выловить бочку, и о счастье, в ней новый американский
брезент.
Отблагодарив спасителя, приступили к накрытию трюма и медленной
откачки воды, попавшей в него, хорошо что колодцы системы откачки
покрыты мешковиной, немного пропускает воду в колодец, а уголь нет.
В трюме болотистая масса, при каждом крене перемещается с борта на борт.
   К вечеру погода проявила совесть: в разрывах облаков стали появляться
лучики солнца, пытающиеся лизнуть гребни волн, умиротворённо
покачивающие пароход, вставший на заданный курс. Вдали виднелись
берега Чукотки, - скоро будем проходить пролив Беринга с его святым
мысом Дежнёва, где стоит большой деревянный крест.
Воздух стоял свежий, промытый северным ветром с запахом чистого
льда.
   Утро, пароход в Чукотском море, деловито обходит молодые льдины,
покрытые чистым снегом. Солнце и лёд слепят глаза, они невольно
прикрываются до маленьких щелочек.
Объявление по трансляции, разбудило меня своим интересом:
   - Желающие увидеть белого медведя, выйти на левую палубу.
   Перехожу на левую палубу, и вижу: белая медведица убегает по льду
от  парохода, а медвежонок, боком, боком, увлечённый любопытством,
побежал к пароходу. Мать быстро вернулась, и чисто по-человечески,
нашлёпала ему по заду и они побежали на противоположную сторону
льдины.
Штурмана решили повторить маневр.
Пароход обошёл поле льда и приблизился к зверям ;.мамаша, рыкнув,
побежала прочь, а малыш к нам.
Воспитание повторилось один к одному. Медвежонок получив по мягкому
месту, побежал за мамой не подумав о том, что можно пожаловаться
за рукоприкладство в милицию.
    В обед по трансляции объявили:
- В восемнадцать часов будет проведено профсоюзное собрание.
   Арктический день продолжается, время движется к вечеру, а солнышко,
словно не усталое, не желает прятаться за горизонт, светит с охотой и прогревает, словно
навёрстывая упущенное.
Члены экипажа на общесудовом собрании рассаживаются кучками,
по специальностям: кочегары в дальнем углу \называют голёркой\, там
и машинисты, матросы – за свой обеденный стол, командиры – за круглым
столом, в конце столовой, председательствующие – за первым столом.
Слово взял капитан Улькин.
    =   Товарищи. Это собрание мы должны были провести сразу после отхода
в рейс, но штормовые условия не позволили это сделать.
Вы знаете, что председатель судового комитета ушёл в отпуск, необходимо
избрать нового председателя. Я предлагаю избрать председателем судового
комитета нового начальника рации. Какие будут предложения?
   В столовой стояла тишина, только поскрипывание корпуса судна от вибрации
двигателя нарушало единую думу.
Вот поднимается из-за стола пожилой кочегар Женя, возрастом лет пятидесяти.
- Разрешите мне слово сказать?
- Слушаем вас.   -   разрешил капитан.
- Вам, товарищ капитан, сподручней иметь предсудкома командира, он будет
беспрекословно выполнять ваши просьбы и предложения.
А нам желательно избрать своего человека, дабы он исполнял наши интересы.
Я понимаю, предсудком должен быть трезвенником и с головой.
Есть среди нас такой упёртый, это кочегар Лев Копыл, предлагаю избрать его
предсудкома, кочегары все за.
Кочегары подняли руки.
Капитан обвёл взглядом всех членов экипажа.
Если  духи \так зовут кочегаров\ за, значит и машинисты с ними, а их большинство
членов экипажа. Но интересно, как остальные.
Кто за эту кандидатуру?
   Все члены экипажа подняли руки. Капитан и стармех воздержались.
- Но мы не спросили Копы. Хочет он нести эту должность или нет?
- Если экипаж доверяет, значит надо работать.   -   ответил кандидат
Капитан улыбнулся дружности коллектива и обратился к экипажу:
- Последнее, Копыл исполнилось девятнадцать лет. Не молод?
- В девятнадцать лет полками командовали.   -   ответил кочегар
Дыдык, защищая своего напарника. по вахте.
На том и решили.
   Повоевав в паковом льду четверо суток, пришли в портпункт Певек.. Этот
маленький посёлок поразил меня тем, что дома стояли как на курьих ножках. Оказывается,
полярные постройки должны строиться на столбах с открытым фундаментом. Иначе
отогревшаяся отоплением земля ослабит основание фундамента и дом завалится.
Небольшой порт Певек заставлен стройматериалами и большими ковшами с
неопределённой массой.  Местные жители посоветовали на не подходить к
этим ковшам.
Оказывается, в хребте, расположенного вдоль Чукотки сконцентрировалась вся таблица
Менделеева. Так что, хороша Чукотка  и Магаданская область не только большим
количеством золота. Знающие люди говорят: « Золотой человек лежит головой на
Аляске, а туловищем в России «.
Расположен посёлок на голом месте, среди скал и ветров.
   Закончили мы этот рейс быстро и благополучно; южные ветры разрядили ледовую обстановку
на всём пути следования и малая осадка парохода позволяла нам прижиматься
к свободным берегам.
   Следующий рейс с углём на Колыму, Тепло там особенно нужно.
Загрузку провели в портпункте Беринговский, он начал работать недавно, ранее для Полярки возили уголь из  Петропавловска.
Погрузочные работы провели береговые грузчики, погода грузовым операциям, на открытом
рейде, благоприятствовала и мы вышли в рейс.
В Чукотском море нас ждал ледокол, подхватил нас за усы и лихо потащил по паковому
льду, не взирая на то, что мы маленький пароходик и он может нас побить о
огромные глыбы, торчащие из воды. Но всё окончилось благополучно., мы
встали около устья реки Колыма. В ожидании прилива.
Через несколько часов прибыл лоцман и пароход затрясся на барах реки. Ввиду малой глубины волна за кормой поднималась выше юта и корма крутились словно у вульгарной
девици то место. Вот прошли один поворот, другой, « Дунькин Пуп» \впадина похожая
на лобок Винеры \ и вот показалась нефтебаза и угольный причал.
Колыма нас встретила снегом, засыпавшим все окрестные сопки., воздух свежий, но не морозный.
У нас говорят так, если человек побывал в каком-либо месте и не сошёл на берег, значит он
там не был.
.Одев резиновые сапоги, я решил пройтись по низкорослой берёзовой роще
Снег приятно хрустел под ногами, а каково местным людям хрустеть  десять месяцев.
Свежесть воздуха пощипывала ноздри, поднятой палкой я разгребал кучки снега, и о чудо  -
под снегом торчал небольшой молоденький подберёзовик, словно только этой ночью
увидевший новый мир.
Нашёл старое дырявое ведро и стал собирать подарки тундры; набрал ведро с верхом и
понёс повару жарить.
Шеф, посмотрел на меня, кок на с ума сошедшего и стал на своём украинском языке восхищаться, рассматривая каждый грибок, любуясь сотворением природы,
а я направился осматривать окрестности порта.
Порт маленький, обслуживающего персонала мало, зайти в бытовку грузчиков,
не стоит, ввиду физического труда, они не любят разговаривать, тем более с чужаком, молчуны.
Знаю по себе, после вахты тянет на сон, а не на болтовню.
Напивая себе под нос местную песенку, похрустывал снегом.
Будь проклята ты Колыма,
Что названа чудной планетой.
Пойдёшь по неволе сюда,
Отсюда возврата уж нету
Пойду к топливникам, вон виднеется их домик, те любят новости.
   В дежурке сидело двое рабочих.
   -     Приветствую жителей Колымского края.   -   поздоровался я.
- А… Заходи труженник моря.
Расскажи о жизни во Владивостоке.
   Я посмотрел на присутствующих и стало немного не по себе. Лица мужиков
через мерно отважные. По – моему кинорежиссёры выбирают на роли пиратов
в этих краях, а приятные лица вымерзли, как мамонты.
- Живут во Владивостоке, как и везде в Союзе без излишеств и лишнего
жира, если ты работяга,. А остальные излишества допускают укрывшись
одеялом. И с фонариком.   -   присутствующие засмеялись.
- А как у вас на « Чудной планете? «
- Что привезёте, то и съедим. Последние годы стало получше.
- Вы давно здесь мерзните?
- Уже пятнадцатый год, а дружок  двадцатый.
- И за что вас сюда упекли?
- Как врага народа. Зовут мня Николай, дружка  - Петро.
- Меня посадила корова..
- Судья что ли?
- Нет, настоящая корова. Один мой сосед продавал корову, а другой хотел
купить, но у него денег было мало и он помчался во Владивостон занимать у родни,
жили мы в Надежденской. рядом с Владивостоком. Он вернулся утром, а
мурёнка у меня. Пользуясь тем, что до Японской войны мы жили на границе, он и накатал
пасквиль, как  на японского шпиона. Мордовали меня долго, но я себя не оговорил, и
 всё равно дали стандартный срок – десятку без права переписки. Отсидев срок,
я получил без права выезда; думали что я здесь загнусь.
   -     А вы как попали сюда?   -   спросил я второго.
- Я работал грузчиком в порту Владивосток. И как то после ночной смены шёл
домой , смотрю навстречу идёт парторг, хотел зайти за штабель груза , но ужё
было поздно.
- Здравствуйте, уважаемый. Приглашаю сегодня вас вечером в наш клуб,
будет очень интересная лекция.
   Меня возьми и дёрни за язык, сдуру.
- Я не пойду в сталинский храм молиться.
- Не успел я выспаться после смены, как на пороге стояли три пары сапог.
- У нас на Калыме есть по смешнее зэки.
Работал у нас врач по вызову, ездил на упряжке оленей.
Посадили его за то, что лечил писателя Максима Горького, открывая в палате
форточку. Обвинили его в том, что простудил писателя. Он мне говорил:
- Это был мой любимый писатель и сего лёгочным заболеванием нужен
был чистый воздух. Во Франции есть санаторий, где лёчат лёгочников морозным воздухом,
два, три градуса, ставя кровати на веранде, и люди вылечиваются. А Максиму Горькому
надо было выехать в Италию, но начальство запретило. Видимо они так хотели.
Самое страшное то, что отсюда никого не отпускают, хотя и отсидел срок.
- А как тебя зовут, и кем ты работаешь?
- Зовут мня, Лев и работаю кочегаром.
- А почему так низко?
- Первое, с низу лучше видно; второе, после войны, когда раздавали
должности, я был мал, сейчас всё расхватали и меня оттолкнули далеко
наглые лизуны, следовательно надо начинать с низу.   -   присутствующие
засмеялись..   -   А вам, ребята, я желаю терпения. Просматривая последние
Газеты, я почувствовал, что гридёт большая амнистия, значит вам ждать
осталось немного.
Где у вас часы?
- А  вот будильник. Время около пяти часов.
- Значит мне пора на ужин. Вам Петро, я хотел бы сказать , вера
должна быть у человека. Без веры он не человек, а животное
Вера может быть и не культовая, а семью, в близкого человека.
Конечно, при социализме мы себя  звали атеистами, но вера
 была в наше будущее, хотя она сформировала в нас отрицательные качества:
зависть, подлость, лень. Вера у человечества различная и формировалась она .
на бытовых условиях и степени развитости рода. Проглядывает вера, которая
унижает другие, себя выставляет выше других, но это неправда. Для
Всевышнего мы равны.
- А  в какую веру ты сам веришь?
- Я верю в руководство нами инопланетянами.
Ну, прощайте ребята, мне пора.   -    и уже я простился с северянами, пожав им
руки.
   В  столовой команды было шумно, шёл спор на тему « кому отведать грибов»
   -     А может эти грибы ядовитые?   -   шумел Дыдык.
   -     Ну, и что..   -   уточнил кочегар Женя,   -     заболдеешь и всё.
   Я пододвинул грибы к себе и  стал кушать, специально не обращая внимания ни на кого,
Точно так, как ел Чарли Чаплин собственный ботинок  Бригада спорщиков потянула
свои ложки в сковороду.
Прожёвывая очередную порцию, между делом, сказал:
   -     На севере ядовитых грибов нет.   -   и обращаясь к Дыдыку:
- Как поход в посёлок?
- Сходили нормально, но ничего не купили.
В одном ларьке продавалось вино, мы встали почти рядом с окошком, но местные
аборигены нас оттесняли и простояв три часа, не солона нахлебавшись, услышали,
«Товара нет, магазин закрыт».
- А мы три часа простояли.
Один абориген, который стоял рядом, ответил:
- Вы ещё молодые, вам учиться надо.
- А чему учиться, не сказал.
- Представляешь, какие они все здоровые и страшные, если попадутся в потёмках,
сам будешь раздеваться без приглашения.
   Выгрузка прошла благополучно, событий не отмечено, если не считать делегации
рыбаков ко мне. Вызвали меня с вахты, и около своей каюты вижу Николая и Петра,
затаскивающих ящик рыбы в мою каюту, рыбы килограммов сто,  речной.
Поздоровавшись, вытащил из рундука бутылку русской валюты, сертификат. С этим
И расстались, оказывается сей напиток на Калыме очень ценится..
Экипаж отведал свежей рыбки., вкусная.
Следующий рейс запланирован по портпунктам Камчатки, развозить соль.

   Петропавловск нас встретил дождём, грязью дорог и густым запахом
 рыбного порта. Улов перегружали из добывающего
малого флота в  крупнотоннажный, в основном солёности.
Быстренько приняли бункер, перешвартовались под погрузку соли.
Соль привезена из Китая в джутовых мешках, которые под дождём
беспрепядственно пропускали содержимое, подсаливая Авачинскую
бухту.
Моряки, получив свою мини зарплату, дружно  направились в
единственную чайную в центре посёлка. Угощали там  подобие
столовой, а для поднятия духа, качали из стальной бочки, ручным
насосом чистый спирт.
Проводив друзей, напрвавился в хозяйственный магазин и побродил
возле памятника английскому мореплавателю, капитану..
Не найдя ничего привлекательного, прошёл небольшой скверик и
попал на территорию парта. Моё время заканчивалось, с ноля часов
надо заступать на вахту.
При заходе в порт со мной произошёл казус.
На встречу мне шли две девушки, а мня догонял пожилой мужчина. Когда мы
поравнялись, мужчина издал непристойный звук, остановился, посмотрел на меня,
покачал укоризненно головой и пошёл дальше.
Я ,стоял разевая в конвульсиях рот, пытаясь оправдываться. А  после чего оправдываться?
Я, подпрыгнув, помчался в порт, надеясь, что больше никогда не увижу этих
камчадалок.
Ну, почему? Почему со мной случаются такие каверзные дела.  Или я в детстве что-то
ел недозволенное?
   Рассматривая горы штабелей соли, заметил в сумраке что-то
тёмное, подошёл поближе.
Между штабелями лежал молодой человек, зажав ладони рук под мышками.
Потряс его, думал что он спит, ан нет, глаза открыты, но не издаёт ни звука.
- Ты, что, спрятался от ветра? На улице минусовая температура.
- Что, разговаривать со мной не хочешь, шипка гордый?
- Тогда хлопни своими зелками, если я прав.
- Ты замерзаешь?
Глаза закрылись.
- Значит лишку соснул этого чёртового зелья. Я тебя отнесу на мой
пароход, как отогреешся, пойдёшь на свой рыбачёк.
Взял парня за шиворот и стал затягивать его на свой трудовой горб.
- Если не был бы кочегаром, не донёс бы тебя такого здорового кабана.
сопя, проворчал я. Процессия двинулась на рядом стоящий пароход.
Уложив парня на диван красного уголка, предупредил вахтенного матроса,
чтобы разбудил его через три часа, пока не проснулся старпом, а то будет
выговаривать за привод посторонних лиц на борт судна.
Утром, не успев вылезти из постели, слышу повизгивающий голос уборщицы:
- Лев! Тебя искал мужик, с таким запахом селёдки, будто у него полные
- штаны этой зеркальной рыбы.
Дверь захлопнулась. Пришлось задуматься. Вспомнился вчерашний эпизод
с рыбаком-льдышкой. Значит очухался, ну и хорошо, будем добывать
больше селёдки..
Встал и стал потихоньку умываться, пробуя новую купленную в магазине
зубную пасту.
Зачем меня искал рыбак?  Видимо, по благодарить
Под умывальником, у меня стоит много бутылок нерпичьего жира, и появилось
что-то ещё.
Так и знал, этот парень меня отблагодарил в русской валюте, две бутылки спирта.
Ладно, скоро праздник, отдам их в общак.
Читатель хочет знать « Зачем мне нерпичий жир?» Это особый разговор.
    Если вам кто- то скажет, что моряки в пятидесятые. шестидесятые  годы питались
 хорошо – плюньте тому на его подхалимскую, отпотевшую
плешь. Если вы считаете перекислую капусту, сухую картошку, сухой лук
и две банки тушёнки на шестьдесят человек морским борщом, тогда вы небыли
в Одессе. Вот раньше на привозе, продавали борщ, если ты не съел мясо, можешь
повторить, вот это был борщ..
Продолжим, ввиду такого «отменного» питания, кочегар через несколько дней
выбивается из сил. На  ходовой вате за четыре часа два кочегара сжигают около
тридцати тонн угля. От этого и запоёшь  « раскинулось море широко «,
это меня заставило купить дешёвенькое ружьишко и перейти на подножный
корм.
При стоянке парохода в любой бухте или заливе, при появлении около борта нерпы
или сивуча, сообщалось мне и боцману, один бежал с ружьём, другой  с штормтрапом и
кончиком.
Я ждал, когда зверь перед нырком вздохнёт, гремел выстрел, от болевого шока спазмы
сжимали горло зверя и он оставался на плаву, боцман обхватывал зверюгу петлёй
и все скопом вытаскивали его на палубу. Начиналась разделка.
Сердце и печень отправлялись вышестоящим товарищам, жир перетапливался в
бутылки, часть мяса жарилось на кочегарский стол, часть замораживалось, рёбра
с мясом,  рубились и варились на общий стол.
Конечно, всё это пахло  рыбой, немного можно съесть, но на большее нормального
человека не потянет, только кочегары со своим огромным обменом веществ могли
это употреблять.
В обычные дни, после ходовой вахты, помывшись, ребята заходят ко мне, выпивают по два глотка жира и идут в столовую.

   В  порт пришёл пароход с солью из Китая. Нам пришлось уступить место у
причала, по причине его работы на постоянной линии по договору, мы не
связаны договором, а сезонной погодой, если не успели выгрузить или погрузить,
погода продержет штормовыми условиями.
Мы ушли на дальний рейд, капитан вызывает мня на капитанский мостик:
- Лев, веники есть у кочегаров?
- Закончились.   -  отвечаю я.
- Тогда пойдём сейчас, в дальнейшем времени не будет,. отберай команду,
- А боцман пусть готовит бот.
   Изредка веники экипаж заготовляет для кочегарки, и пока члены экипажа их рубят
и вяжут, капитан и я охотимся возле берега на бакланов, не плохой подножный корм,  если перо снимать со шкурой, тогда мясо не так сильно пахнет рыбой..
Красивые берега Авачинской бухты: много растительности, ягоды, грибов. Заготовка
веников  пошла активно, но и мы с капитаном времени не тратили, бакланы и морская
утка устелили дно шлюпки.
Есть особенность у морской утки. Селезень сделает своё дело весной и свободен до
осени \мечта алиментщика\. Бездельники сбиваются в стаи и летают вдоль побережья.
   Через  три часа наложили полный бот веников, швартуется к пароходу

   Сплю перед ночной вахтой; слышу меня кто-то трясёт меня.за плечо.
   -     Лев вставай, твои кочерёги бьют матросов,  меня не слушают..
Слышу голос капитана, быстро одеваюсь и выхожу на лючины третьего трюма.
Передо  мной раскрывается баталия не совсем трезвых раздетых людей, вцепившихся
друг в друга, и желающих отметить неприятеля симпатичным бланшем.
- Что, друзья? Не поделили глоток солёной воды, которой вокруг много?
Толпа остановилась и призадумалась. Вот, Николай, крепкий детина отвечает:
   _     Да мыж  поймалы вора, который слизал у Васьки гроши.
   -     И что? Ваши тумаки помогут ему внушить, что воровство грех?
Никогда моряки и воры небыли вместе, это наш неписаный закон,
а в драке вы можете его изувечить и попасть за решётку к таким же, как
и он. Товарищ капитан, оформляйте бумагу, ребята и я подпишем и вызывайте
Портовскую милицию, будем этого красавца сдавать, пусть судят.
   Спрыгнул на палубу возле капитана, капитан шепчет мне на ухо:
- Может спустим это дело на тормозах?
- А кочегары в рейсе его вывалят за борт, как шлак.   -   Отвечаю я.
- Да, ты прав, на ходовых вахтах они становятся как звери.
- От такого труда можно превратиться в негра.   -   поддержал я капитана.
- Ну, джентлимен удачи, пошли ко мне в каюту.
А ты, Лев, извини что мы создали тебе разнообразие перед вахтой.
- Если бы присутствовал у нас на борту первый помощник капитана, он
бы занялся этим делом.

   Утром следующего дня нас поставили к причалу и начали интенсивно
грузить и мы на следующий день вышли в рейс по комбинатам Камчатки.
Погоды нам сопутствовали, в каждом пункте отдавали по пять кунгасов соли, 
и грузили столько же солёной рыбы.
Грузили и спецселёдку для, \показываю палец в верх\ особых случаев называется
она «жупановская», только не перепутайте согласные. Эта рыбка на особом счету,
и наши просьбы были не услышанными. .Несколько кочегаров даже пришло в
трюм грузить её , Вот пароход резко качнуло, я не успел смайнать строп в трюм,
и раздался хруст одной бочки, селёдка рассыпалась. Укладчица  кинулась укладывать рыбу в новую бочку, но всё равно рыбы не хватило, пришлось просить для докладки  берег,
рыба провалилась между бочек. Я попросил кочегаров угостить рыбой капитана.
С моря накатывалась мёртвая зыбь, но небольшая, которая особо не мешала
грузовым операциям, кроме выгрузки и погрузки нас просили взять в каждом комбинате
пассажиров.. Путина закончилась, а многие семьи находились в комбинатах
до пяти лет.
Ввиду накатывающейся зыби, капитан не рисковал брать на борт семьи из-за отсутствия
на борту пассажирской корзины, посылал пассажиров договариваться с лебёдчиками,
пассажиры  умоляли поднять семью на борт. Капитан рисковал погонами – у нас могут отобрать
только лопату.
- Хорошо, я решусь вас поднять, но вы должны строго выполнять то, что я скажу.
Один  баржевик должен оттянуть гак к носовой части и держать  его крепко, иначе он
загуляет вам по головам.. Вы, со вторым баржевиком растелите в кунгасе сетку, поставите
женщину с  ребёнком и обложите их вещами, сами встаньте к жене и возьмсёте ребёнка. Баржевик быстро подхватит гаши сетки и набросит на гак, дальше действую  я.
   Молодцы, всё сделали быстро и правильно, я дождался когда волна  достигнет своего верха
и мгновенно подхватил строп, оторвав его  на пару метров от баржи и стал спокойно
поднимать строп, что -то из него полилось,  но это не важно, мой напарник по лебёдкам
натянул трюмный шкентель, что бы строп не раскачивался, и я аккуратно поставил
ценный груз на главную палубу, все вздохнули с облегчением, хозяин семьи поставил
к моим ногам бутылку русской валюты.
Ток это повторялось в каждом комбинате по несколько раз.
Через пятнадцать суток мы взяли курс на Находку.

Ещё хотелось бы описать  эпопею тех лет, приключившейся, со шхуной «Звёздочка».
  После войны, согласно репарации Советский Союз получил несколько плвединиц и среди них были шхуны, Около пяти шхун отдали рыбакам Петропавловска на Камчатке, а одну порту
Магадан. Шхуны небольшие, водоизмещением триста тонн. Ловить рыбу очень неудобные,
А перевозить груз, тем более. В общем по  поговорке «Ни богу свечка ни чёрту кочерга»Двигатель этих шхун слабенький, основная надежда на паруса. Но есть разница, плавать в Карибском море или в хитром Тихом  океане. Один раз видел  этот тип шхуны под всеми парусами, завораживающее зрелище для романтика моря .\отвлёкся\
Магадан, видимо, решил использовать эту шхуну в почтовых целях, много населённых
пунктов  на побережье области.
Но вот пришло время, когда возникла необходимость в перевозке презренного металла и
пушнины.
Руководить шхуной «Звёздочка» взяли владивостокского капитана Кандратьева, который
Был ранее связан с парусным флотом. Время отхода благоприятный летний период.
Оповещение пагоды было примитивным, радиостанция. В наше время мы получаем факсимильную карту, где наши соседи чётко показывают движение циклонов и антициклонов,
А если появился тайфун, где то в Океании, за неделю идёт предупреждение
Видимо тайфун и перехватил шхуну. Через трое суток с ней пропала связь. Антенна крепится
в районе клотика мачь и при их раскачивании медный тросик антенны рвётся, что и происходит
и на современных судах. Свасает штыревая антенна
Все с напряжением следили за движением «Звёздочки» и вот она пропала.
Сразу возникло несколько гипотиз:
Руководители и товарищи шептуны. Капитан угнал шхуну в Америку; шхуну перехватила
подводная лодка.
Эта гипотиза людей далёких от моря. Мы знаем, что в каждом порту иностранного государства
Находится неподкупный представитель «Лойда», который может даьб справку о любом суден; касательно захвата, радисты успеют сообщить в порт, тем более с таким грузом все находились на взводе.
Гипотиза бывалых капитанов: тайфун начал работать, когда шхуна была в средней части Охотского моря. Тайфуны балуют в конце июля или начале августа. Согласно рекомендации,
каппитан обязан проложить курс в пролив Лаперуза. Ветры начали работать с Северо-востока и
он решил укрываться за Курильские острова, но хорошее убежище только за северными
Курилами, южные курили ниизкие и могут прикрыть только от волн , ветры хозяйничают в
полную силу, а с малым двигателем шхуны, бесполезно воевать.
Следующая гипотиза капитанов. Кандратьев решил воспользоваться благоприятным ветром
и укрыться в Татарском проливе. Хороший вариант, если рму хватит впемени скрыться
в проливе, для шхуны глубины пролива подходят, но тайфун движется и меняет направление
ветра и это может послужить началом катастрофы., хотя выше Сахалина есть маленький
остров Ионы.
И так, «Звёздока могла потерпеть  кораблекрушения в северной части Татарского пролива или
в районе пролива Лаперуза,.
Пройдут годы, и возможно, всплывёт тайна «Звёздочки».
.

                СЕМИДЕСЯТЫЕ ГОДЫ.

   Прошло восемнадцать лет. Меня выдвинули на другую должность, первым помощником
капитана, работал на грузопассажирском судне, точнее вербовазе, направлен на новое
судно, имеющее УЛ класс \усиленно ледовый \ и  нас грузят в столь отдалённые холодные
места.
Чукотка встретила нас дружелюбно, только с юго-востока накатывалась мёртвая зыбь.
Экипаж, в составе 32 человека разбит на две бригады по 11 человек, вахты и обслуживающий
персонал для кормления экипажа днем и ночью. В бригадах  по десять человек и  один лебёдчик. Должны разгрузить пять тысяч тонн  генерального груза. Нам придали две баржи
« северянки» по 18 тонн водоизмещением и два баржовика, обычно в баржовики посылают
на исправление матросов.
Согласно, грузового плана начали выгружать в Майнопыльгино, берег песчаный, имеет
накат волны и самое худшее, прибой выбивает возле берега ямку глубиной чуть выше
колен и шириной метром двадцать. Баржа садится днищем на бугорок и до берега надо
топать пешком..
Пришли мы на берег на первой барже и смотрим со штабеля груза, как нам  форсировать
эту лужу.
Даю команду «рампу на барже майна», схожу  в воду, беру мешок на плечи и пошёл.
А что остаётся делать? Эдак можно простоять до осени. Остальные члены экипажа повторили
операцию за мной.
Разгрузив баржу, сообщаю на борт, в каких мы условиях работаем, и прошу прислать одинадцать ватных штанов и побольше ветоши на портянки. Капитан понял наше состояние. После каждой выгрузки баржи мы переодевались и сухие портянки наворачивали  на ноги.
   Лежим на песке возле костра, греемся. Вот к на подходит чукча: в чёрном костюме, засаленным,  помятым и порванным, .в некоторых местах, в щеблетах на босую ногу, но с жизнерадостным лицом., и в шляпе.
- Можно посидеть у костра с вами?
- Безусловно. Присаживайся и грейся. Расскажи, что это ты так вырядился, председатель
Совета вызывает?
- Нет, я сам председатель Совета.,.это я ездил на курорт в Сочи, однако..
- И как же ты подлечился?
- Какой… подлечился. Там была  такая жала, что я не мог кусать, лезал весь день под
пальмой. Наверно, люди родились от нерпы, она любит холод.
   -     Это ты родился от нерпы, а мы от обезьяны.   -   поправил его матрос.
- Как же ты выдержал весеннюю жару?     -   спросил я.
- Директор курорта, договорился с курортом Мурманска, и меня перевезли туда.
там холосо, мне давали и олешку и капальку.. В самолёте было жарко, я пересел где
весят  ваши куртки.
   -    Повезло тебе. А я ещё никогда не был с Сочах.   -   с досадой сказал тот же матрос..
   Подошла следующая баржа, мы приступили к работе.
Так мы трудились в ледяной воде глубиной по самое немогу, строя социализм на
Чукотке. Заметил одну особенность этого маленького народа.
Складные домики, которые мы привозили раньше и были добросовестно собраны,
стояли пустыми, служили салоном для собак, а рядом с домиками стояли традиционные
яранги с отверстием в потолке.
Провели мы выгрузки и в других пунктах, где условия работы были сносны, заходили
баржами или в лиман, или в небольшие речушки
   Запомнился пункт Сиреневки. Там развёрнут большой звероводческий совхоз.
Возглавляет его молодой человек лет двадцати трёх, инициативен, жизнерадостен
и попал  он сюда по собственному желанию, окончив звероводческое училище.
Выводят они норок, и песцов. Ежегодно китобой подтаскивает комбинату кита,
они его вытаскивают трактором в амбар и разделывают, В летний период ведут
охоту на моржей и нерп, подкармливают зверей рыбой и отрубями. Совхоз прибыльный
и чукчи довольны своей жизнью. Сам видел, как чукчёнок, деловито подошёл к туше
кита, достал нож, отрезал кусочек сала с кожицей и стал давольно жевать, закрыв
свои узкие глазки.
У меня в сумке лежало яблоко и я решил им его угостить. Мальчик взял в руку, покрутил
и бросил. Я ему показываю , что надо жевать. Он посмотрел на меня, как на аборигена
и пошёл пластать кита.
Есть и бедные селения, называть не  буду, но пример приведу.
В этом селении необходимо было выгрузить несколько малых контэйнеров. Не успели
бросить якорь, как на самодельной пироге прибыл председатель Сельсовета.,
второй помощник прибежал ко мне и докладывает.
- Андреич, хозяин груза требует вскрыть контэйнер со спиртным..
- Дай ему документы, пусть подписывает и ставит свою печать.  После чего, опломбируй железнодорожной пломбой.    -   сам вышел из каюты и наблюдаю.
Хозяин набил сумку водкой и отошёл в уголочек. В уединённом состоянии он находился
трое суток, пока весь  его груз не прибыл на берег. С помощью матросов его проводили
на баржу.
Так, порой, выгружали продукцию, которую с нетерпением ждал народ посёлка.

   Следующий рейс запланировали местного значения. Принять на борт пять тысяч тонн
шлакоблоков в порту  Певек и доставить в портпункт Беринговский. Шлакоблоки на площадки  грузят местные грузчики и плашкоут подводят на рейд, где мы груз укладываем в трюмах.
И так, бригада в составе одинадцати человек начала процесс перегрузки, воспринимая на грудь шлакоблок, а он своими шероховатостями,  протирал робу и к концу погрузки моряки остались в рваной одежде. Труд крайне  тяжёлый, выматывающий молодёжь до придела, не говоря о
пожилых моряках. Прибыв в портпункт Беринговский, получили от администрации не
радостную весть: « Теплоход разгружать собственными силами». Экипаж был возмущён до крайности, отказались выгружать наотрез. Второй порт, имеющий грузчиков, не желает
выполнять свои обязанности.
Долго ждать не пришлось, администрация Владивостока работает не для своих моряков, а
для портов. Директива гласила: « Если не можете организовать соревнование, вышлю
капитана и первого помощника  капитана».Бянкин. Директива зачитана на экстренном собрании.
Выступил председатель судового комитета, Дьяченко Геннадий:
- Мы работали на погрузке по двенадцать часов в сутки,   пятнадцать дней. То время.
которое мы отрываем от обслуживания теплохода, это идёт ему во вред и не снимает с нас
ответственность за аварию.
Организовывать соревнование, дальше некуда, люди перетрудились так, что отказываются
посещать столовую, если двенадцать часов шлакоблок давил на живот. Для улучшений
показаний соревнования, остаётся сократить время посещения туалета, оно само собой сократилось.
Выступил боцман:
- Наш труд можно сравнить с трудом рабов на золотых копях Саломона Абрамовича.
После работы в трюмах меня шатает из стороны в сторону без морской качки.
   С большим трудом, мы уговорили выйти экипаж на грузовые операции
Прошло пятнадцать суток. Последние стропы груза ушли на плашкоут, бригада осталась
В трюме. Кричу от лебёдок:
   -     Ребята! Вылезайте! -   шутят:
- Сил нету, лезть по трапу. Давайте грузовую сетку.
Пока рядились, пришла «радостная« весть от диспетчера.. Знаю, что распределяет суда по предстоящим рейсам сам начальник пароходства Бянкин.
Я ещё не отошёл от лебёдок, как капитан приглашает к себе в каюту.
- Могу обрадовать, за вяконье получили рейс Ванино – Эгвекинот и вначале октября,
в конце октября в Южных крестах лёд толшиной десять сантиметров, в ноябре начинает
сковывать Анадырьский залив. Доведите до сведения экипажа и готовьтесь к рейсу.
Порт сообщает, что груз сконцентрирован на причале, время погрузки двое суток. Видимо,
Бянкин намял и порту бока за проволочку концентрации груза.
   Переход в Ванино и загрузка теплохода прошли без приключений, только
произошла смена капитанов. На борт прибыл молодой капитан Гусаров
Геннадий Васильевич. Через двое суток снялись в рейс, прихватив с собой
немного палубного груза, балки, сборные временные домики.
Точно по песне «Молодые капитаны поведут наш карован»
Через шесть суток мы уже стояли у причала порта Эгвекинот, но выгрузка
задерживалась по причине занятости порта выгрузкой рефрижератора.
который привёз для жителей Чукотки две тысячи тонн: свинины, говядины и
австралийской баранины.
В трёх километрах от порта были построены загоны и в них ждало своей
очереди большое стадо оленей.. Жителям Японии очень понравилась оленятина
и чукчи забивали своих олешек  для погрузки на рефрижератор.
Чукчи были недовольны жирной бараниной, хотели меняться обратно..
Начальник порта посетил теплоход, немного поговорив, пригласил завтра поехать
и посмотреть забой оленей., мы согласились.
   День выдался ясный морозный, градусов десять. От стада оленей поднимался пар
и слышался рёв. Зверь чувствует свою смерть, но слепое подчинение человеку,
заставляло его стоять за изгородью.
Вдоль долины, со стороны Севера дул небольшой, но пронизывающий ветер. У чукчей,  на снятии шкур с оленей,  руки мёрзли, они их погружали в тело оленя и отогревали.
Вот чукчанка с кривыми замерзшими пальцами подошла к лежащему забитому оленю,
погрузила свой палец ему в глазницу, выкатила глаз, оттянула его и взмахом ножа
отрезала, После этого глаз перекочевал ей в рот и аппетитно стал хрустеть.
Я понимаю, национальные блюда, но лучше его поджарить на костре.
Рядом со взрослыми чукчами, помогали им и  малышня. Начальник порта заметил
моё любопытство.
- Пока дети учатся в  интернате, выглядят чистенькими и хорошенькими. После
интерната попадают в стойбище, и уже через год, вы их не узнаете, дичают.
Я обращаюсь к старшему мальчику:
- А сами вы можете забить оленя?
- Какого?
- Вон того, самого высокого и красивого , с белыми пятнами.
Мальчишки пошушукались, и от них отделился мальчуган ростом ниже всех.
Деловито набрал ласо на руку, пошёл за изгородь, бесстрашно. Бросок и со всей
кучи оленей  он выбрал точно того, которого я показал, .малышня подбежала к
другу и помогла ему затянуть оленя в узкую изгородь, мгновение и мальчуган
перерезал ему горло. Жаль, такой красавец завалился на бок. Ребята коллективно 
начали разделывать тушу.
У всех малышей своя жизнь: одни с детства занимаются выступлениями на сцене, другие помогают в хозяйстве родителям, а у этих более суровая жизнь, связана с выживанием.
   Начальник порта попросил нас помочь в разгрузке рефрижератора, только тогда
ускорится выгрузка нашего теплохода.
Вечером собрали экипаж, объяснили что от нас хотят, и обратили внимание коллектива на
Растущий за бортом лед, каждый день. Если самостоятельно не вырвемся из ледового плена,
можем остаться на зимовку, ледокол ради нас не будут посылать из Магадана, тем более
в тех районах ледокольная проводка в порт началась.
Для нашего экипажа не впервой работать на стороне; разбились на две бригады и уже с
первой я вышел утром на складские помещения, для загрузки склада под сеткой тушами
свиней и бычков. Наша задача по сходням затаскивать мясо на гору этой продукции: полтуши
свиньи и полтуши бычка.. Попробовали разгрузить первую машину с прицепом. Один
человек полтуши свиньи  может нести, если ему помогут взвалить её на спину, но полтуши
бычка многовато. Предложил береговому бригадиру свинину таскать на верх, а бычка,  двоём
на низ, стало нормально получаться, даже оставалось время передохнуть.
   Выгрузив очередную машину, пошли в каптёрку для грузчиков, которая была смежная
со сторожкой.
Смотритель порядка находился в своём тёплом заведении, я зашёл в помещение и напился
воды из единственного крана в этом здании.. Зайдя в каптёрку я услышал желание моих парней
тоже утолить жажду.
- Идите парни, там сторож и он вам покажет.
   Ребята возвращаются через минуту, ругаясь про себя.
- Напьёшся там, сторож, как цербер отгоняет прихожих от дверей.
- Хорошо, принимаю огонь на себя.   И направляюсь в сторожку.
Захожу в помещение, дед сидит насупив брови, всем видом показывая своё
недовольство. Обращаюсь к стражу:
- Вы поняли, что сейчас натворили?
Вы не дали человеку воды. Мы даже своим врагам и то давали воду и
еду во время войну.
Так может поступить только бандэровец.
   Слышен смех из каптёрки. Я стал разговаривать потихоньку.
Если с вами судьба обошлась жестоко, то не надо винить всех людей,
вините в первую очередь себя   У вас была возможность уйти к партизанам отказаться от должности старосты деревни. Хорошо, вы сообщали через соседа партизанам, когда 
выезжали обозы с хлебом, но этого соседа немцы расстреляли. Никто не знал
о вашей помощи партизанам, судьба.
- От куда вы это знаете.   У собеседника расширились глаза.
- Я даже знаю, когда немцы пытали селян, привязав руки и ноги к кольям голыми
и солнце их жгло нещадно, вы ходили среди их и пряча от ь часовых,
давали им воды из фляги.
- Ту кто? Всевидящий?
- Нет, я твой двоюродный внук. Я только увидел вас, и мне сразу вспомнилась
моя бабушка.. Вспомните сороковой год, когда к вам приезжала родня из подмосковья.
с ними  был мальчёнка и вы его брали на рыбалку на Днепр. А когда дыни созревали,лопаясь,
я звал взрослых, и мне отрезали кусок дыни.
- Да я это всё помню, и часто видел в своих сна.
- Вы обижаетесь на судьбу, а она вам подарила встречу с внуком.
- Как Дарья, жива?
- Нет её, я её похоронил в 52 году и деда прожил  всего один год после бабули.  Меня там
уже не было, похоронила его моя матушка..
Послушай меня, я к тебе ещё раз обращаюсь:
- Смени отношения к людям. Твой срок давно закончился, а продолжают
тебя держать только из-за грубости. Помогай людям, будь вежлив и доброжелателен.
На Украине я точно не буду, под Москвой был всего один раз, нужно трудиться
и зарабатывать деньги. Но надеюсь, ты скоро увидишь Родину.
Прощай дед, надеюсь, что ты поведёшь себя разумно, будь здоров.
     В каптёрке меня встретили с удивлением, бригадир сказал за всех.
- Ещё никто в посёлке с этим хохлом не разговаривал спокойно, – кидается,
как зверюга.
  Вот уже прошла неделя, как ушёл во Владивосток рефрижератор, и мы единственный
теплоход, который скрашивает причалы Эгвекинота.  Мороз уже перевалил за двадцать,
бухту сковал двадцати сантиметровый лёд. Рыбаки смело ходят по льду бухты и ловят
рыбу. Вот уже несколько раз приходили телевизионщики, зондировали «когда они смогут  отснять последнее судно покидающее полярку».
И вот день отхода, матросы ещё ставили стрелы по походному, а теплоход начал елозить
вдоль причала, прорубая себе пространство для разгона. Мороз и ветер загнал киньщиков
в здание порта, а мы все вырывались из цепкого плена. Севера. Вот после очередного разгона теплоход вылез корпусом на лёд, тот подломился и мы получили возможность набирать
инерцию. Теплоход затрясло ломающимся льдом и он взял курс на выход из  бухты.
Ровно сутки мы бились  во льду Анадырьского залива., пока не вышли в легкий разреженный
лёд, и вот свобода, чистая вода океана..


-

                Конец.