Меж высоких гор

Разия Бекишева
Меж высоких хлебов затерялося
Небогатое наше село.
Горе горькое по свету шлялося
И на нас невзначай набрело...

Маралиха...
Здесь проходил когда-то своими маршрутами известный ученый-геолог, географ В.А.ОБРУЧЕВ, автор "Земли Санникова".
Красивое село, куда со всей нашей семьей привезли меня с сестренкой-двойняшкой в 8-ми месячном возрасте. Пять лет мы жили в бараке и один год в новом доме.
Рудник закрывают, людей переводят на другие родственные предприятия, папа получает новое назначение. Нам  с сеcтрой-двойняшкой   седьмой год и наша семья уезжает  на новое место жительства.  Старшей сестре и брату теперь придется учиться в другой школе.

От названия этого села не отделимы песни «По диким степям Забайкалья», «Когда б, имел златые горы», «Эх, дороги..» и эта песня «...Горе горькое по свету шлялося...» Многие жители этого села из репрессированных народов: казахи, русские, немцы, украинцы, поляки. Жили очень дружно, как одна семья, пережив голод, репрессии, войну люди не растеряли в себе человеческую доброту, все праздники, события отмечали вместе, песни под гармошку, балалайку, мандолину.
      Грустная песня уносится куда-то далеко, между гор, чей-то особенно красивый голос, печально выводит мелодию и слова «...И на нас невзначай набрело...» Пели эту песню редко, позже мне мама объяснит, что она была «запрещенная», но пели ее в компании всегда…

До отъезда родители уже устраивали прощальный ужин.
Уже все вещи погружены в кузов машины, не очень богатый домашний скарб: металлические кровати, самодельный комод, столы, стулья. и все прочее, мы одеты в новые костюмчики, в квартире пусто.
Утром мы должны уезжать и как пошли люди! Со своей едой, посудой, плачут, обнимаются, снова принесли от соседей столы, застолье, мы носимся по пустым комнатам, принесшие свою посуду, уходя выносят и бьют ее о диски колес вдребезги: - Легкой дороги! Счастья на новом месте!
Таким образом, нас провожали  два дня! За столом поют снова  все песни и  запрещенные тоже, словно плачет общая людская  душа... Потом кто-то говорит, что нужно провожать весело, с машины достали снова патефон с пластинками.
В доме то одни люди, то другие. Пришла мамина подруга тетя Люда Синицина с большой банкой кисличного варенья, она порезала нечаянно руку.  Плачет не от раны, а от расставания, обнимает то маму, то нас детей и говорит маме
- Лиза, ты веселая, добрая, ты сразу найдешь себе подругу, а я теперь никогда, не забывайте нас.
Муж тети Люды дядя Саша-геолог принес свой фотоувеличитель «Ленинград», папа отказывается брать, они оба увлекаются фото. Это нужная вещь, как он будет без нее?
Дядя Саша говорит, что это взамен дров и сена, что оставляют им родители.
Тогда, конечно, мы ничего не понимали, что больше никогда не вернемся в это село и никогда, возможно, не увидим всех этих людей...
На второй день наконец-то,  мы уезжаем

...Я помню, как машина выезжает со двора. Он припорошен первым снегом , полный  людьми. Они плачут, машут руками, а во дворе битая чужая посуда, нам на счастье...
Мы уезжаем, родители расстроенные, у них заплаканные лица...
 «...Меж высоких гор затерялося небогатое наше село..."

Только на новом месте обнаруживается, что патефон со всеми пластинками оставили в пустой квартире. 
А  Маралиха  живет до сих пор  в  нашей памяти...




Фото: село Маралиха, из семейного альбома