Глава 9. Как нас воспитывали

Майя Аргамакова
              Глава 9.   КАК НАС ВОСПИТЫВАЛИ.

     Воспитывали нас в школе через пионерскую организацию, внеклассную работу. Школе мы посвящали всю свою жизнь. У каждого пионерского отряда был вожатый-комсомолец.Как я обожала свою вожатую Нину! Я её любила. Это была моя мечта во плоти. Я ей посвящала признания в любви в своём дневнике. Для неё я готова была сделать всё. Выпускала стенгазету, занималась с двоечниками, готовила концерты и выступала сама. У нас проходили дружинные сборы к гос. праздникам, тематические сборы, посвящённые героям-пионерам, героям войны, молодогвардейцам. Литературные вечера. И делалось это с такой любовью, что оставляло в душе след, волновало, делало выше. Хотелось быть похожими на героев и в жизни.

     Помню, как торжественно входили мы в зал с траурными повязками на рукаве в день смерти Ленина. С каким чувством читали стихи, слушали Бетховена. В такие моменты мы сами становились участниками тех дней. Из нас растили патриотов. Мы стали ими и будем до конца дней своих.

     Однажды вечером я должна была высупать на сборе с рассказом о своём любимом герое Олеге Кошевом. Книгу я прочла ещё в 3-ем классе. Тогда мне понравилась Ульяна Громова. Фильм "Молодая гвардия" я смотрела несколько раз.

     В тот день на уроке физкультуры мы делали упражнение: Держась двумя руками за шведскую стенку, начинали прыгать с нижней ступеньки всё выше и выше. Я решила "выпендриться" и, когда ноги оказались на уровне рук, я оторвалась и с размаху упала, ударившись затылком о пол. Боль была невыносимая, я на миг потеряла сознание. До конца урока просидела на скамейке. Учитель Леонид Петрович спросил, как я себя чувствую. Я не созналась, что голова болит и кружится.

     Сознание, что мне вечером надо делать доклад, определило всё моё дальнейшее поведение. Я не пошла домой после уроков. Дождалась 4-х часов и, подавляя в себе дурноту и боль, рассказывала об Олеге Кошевом. Потом шла одна по зимней дороге, запрокинув голову и стараясь ступать осторожно, чтобы меньше тревожить голову. Было темно, звёзды сияли... В тот момент я думала, что Олегу  было больней и страшней, чем мне. В тот вечер он был со мною и помог мне не плакать, вытерпеть свою боль и выполнить свой пионерский долг.

     У меня, конечно, было сотрясение мозга. Матери я сказала, что болит голова. Дальше были каникулы, и я отлежалась без лечения. Врача не вызывали.
     Да, такими мы были. Когда я недавно перчитывала письма своей подруги по Суоярви Гали Абульхановой, я поняла. что не одна я это чувствовала.Это многие из нашего поколения, кто умел брать ответственность на себя.

     В день рождения Пионерии 19 мая дружина шла под знаменем, с барабанным боем и горнами по горду на городской стадион. Это была традиция.
     17 июня 1951года в нашем городе проходил 5-ый районный слёт юных пионеров, где мне выпала честь быть в знамённой группе. Сохранилась фотография. где я вышагиваю со знаменем во главе колонны.

     Стадион представлял собой открытую площадь с земляным покрытием, сбоку стояла  маленькая трибуна метра 2,5 - 3 высотой. И сейчас это так же. На этом стадионе собирались праздничные колонны демонстраций 7 ноября и 1 мая. Там проходили праздничные митинги. Школа принимала в этом участие в полном составе. Поскольку я была отличницей и активисткой, мне выпадала честь выступать от имени школы перед всем городом. Говорить громко, чётко и с выражением я умела. Меня вызывал к себе директор Латушко Виталий Ефимович и говорил: "Майя, тебе поручаю выступление на митинге. Напиши речь. Покажешь мне". Я спрашивала: "А что я должна говорить?" Директор говорил: "Скажи, как сама чувствуешь. У тебя получится". И получалось. Он никогда не правил мою речь. Я была такой патриоткой! И я гордилась своей ролью.

     Родители за меня никогда не волновались, были уверены во мне. Маме всегда меня хвалили. Она была женщина малограмотная, и мои успехи в учёбе были для неё особенно важны. Как я помню, для неё самым главным было то, что я отлично учусь. Я не принимала никакого участия в домашних делах и всю себя отдавала школьной жизни. Зато потом мне было трудно, когда я стала жить самостоятельно. Я не была научена ничему по хозяйству и должна была до всего доходить сама. Но спасибо маме за то, что она предоставляла мне полную свободу все годы, пока я жила с ней. Я очень виновата перед ней за то, что никогда не помогала ей. Я не вникала в её трудности. Я была эгоисткой.

     После войны обязательным образованием было 4 класса. Школа до 1946г. была семилетней, потом стала средней.   29 мая 1949г. я получила свидетельство об окончании 4 класса с отличными оценками по 8 предметам и похвальную грамоту. Многие переростки в нашем классе ушли с этим образованием работать.
     А моё счастье продолжилось.

     В августе 1950г.в числе лучших пионеров была делегатом Республиканского слёта пионеров КАССР в Петрозаводске. Это были Люда Заборская, Тамара Лёвина, Нонна Ермакова, Галя Абульханова и я. Сохранился чудный снимок, на нём мы идём по пл.Кирова такие счастливые! Я выступала на слёте по своей инициативе, рассказывала о работе юннатского кружка. Что уж я там рассказывала, не важно. Главное - я сумела, не сробела.
     Впервые в Петрозаводске я была в зоопарке, видела обезьянку Аркашку.
     Жили мы в общежитии. Девчёнки научили меня "гладить" ленты, наматывая их мокрыми на металлические прутья кровати ( приобретённый опыт)

                (продолжение следует)
 На фото: В августе 1950г.в числе лучших пионеров была делегатом Республиканского слёта пионеров КАССР в Петрозаводске.