11. 8. Всякая всячина - 4

Михаил Кивенсон
  В начале 50-х годов прошлого века преподавал высшую математику в Харьковском Политехническом Институте профессор Бржечка. Я не помню как его звали, но запомнил несколько связанных с ним эпизодов.
  Объясняя нам понятие «интеграл» и взаимосвязь интегралов  и дифференциалов, Бржечка говорил:   - Вообразите, что в этом углу аудитории навалена куча дифференциалов! При этом Бржечка (он был небольшого роста, не то, чтобы толстый, но такой кругленький) маленькими шажочками бежал в конец аудитории и пальцем показывал где именно они лежат. – А в противоположном углу лежат интегралы. И он быстренько перебегал в другой конец аудитории и показывал где расположились интегралы.
  Однажды он поднял студента, болтавшего с соседом на его лекции, и сказал:
- Молодой человек! Представьте себе, что я, прогуливаясь по Сумской со своей дочерью (его дочь, очень красивая девушка, тоже училась в ХПИ, но на другом факультете), встречу вас, мы поздороваемся и она спросит меня: - Папа, кто этот интересный молодой человек? И я отвечу ей, что это мой студент, которого я выгнал с лекции! Как мне будет перед ней стыдно!
  Студент стоял, краснея и бледнея, а мы весело смеялись, радуясь минутной разрядке.

  *    *    *

  Не помню точно, кажется в физическом корпусе ХПИ, над доской висела большая картина – примерно два на три метра в тяжелой дубовой раме. Сталин и Ворошилов на прогулке в Кремле. А может быть  - возле Кремля.
  Профессор Майер читал лекцию по термодинамике. Мы его  боялись и уважали. Он был очень строг с нами, никогда никаких шуточек не допускал. И вот мы все видим как эта картина вдруг начинает сползать вниз. И один из студентов вместо того, чтобы крикнуть «отойдите!», начал вежливо, заикаясь от волнения, просить профессора:
- Оскар Давыдович, пожалуйста (в этот момент картина уже была на полу) отойдите!
  Профессор обождал, пока студенты отодвинут картину в сторону, и продолжил читать лекцию точно с того слова, на котором остановился.
  Мы посмеялись над сверхвежливым товарищем, а профессора зауважали еще больше.

  *     *     *

  Профессор Яков Исидорович Шнеэ, заведующий кафедрой турбиностроения,  читал нам лекцию по теории паровых турбин. В середине второго часа он, заметив, очевидно, повышенный уровень тупости на наших лицах, спросил: - Это какой курс? – Второй, - ответил один из студентов. – Так чего же вы молчите, ведь я даю вам материал по программе четвертого курса!
  А мы молча слушали, так как боялись вопросами невпопад проявить свое невежество.