Путеводитель дружбы - 13. Великая Губа. Карелия

Алексей Шарандин
         Фото: вид на остров Кижи. Карелия.

                Великая Губа

        После нашей поездки в  2005 году  в Карелию мы решили  еще раз съездить т.к кроме меня и моего зятя, там никто  еще не был ни разу.
        Мнения разделились на абсолютно полярные.
        Я хотел поехать в район Соловецких остров, куда меня давно приглашали мои питерские друзья. Эта поездка подразумевала относительно дикий образ,  как самой рыбалки, так  и проживания, с ночевками на отдельных каменистых островках в палатках.
        Кто-то ратовал за цивильный отдых с мягкой постелью и кухней под заказ.
        В конечном итоге цивилизация победила, и мы выбрали в качестве  цели поездку на Онежское Озеро в район Великой Губы. На большом острове, в 7-ми км южнее знаменитых Кижей, располагалась небольшая база, рассчитанная на пассивный туристический отдых.
        Конечно, неопределенность в ответах хозяина Базы в отношении рыбалки, как ловится, на что и какая рыба, вызывала настороженность, но возможность провести время в цивильных условиях взяла верх.
        Наступил день отъезда. Погода, как обычно благоприятствовала. Солнце с самого утра залило улицы летней Москвы.
        Равномерно распределив загрузку машин, мы тронулись на Север. Было решено ехать, как и прошлый раз, через Ярославль -Вологду -Вытегру -Пудож -Медвежьегорск. Предстояло проехать около 1250км.
        Дорога плавно покатилась нам навстречу, ускоряясь по мере выезда за пределы Москвы. С каждым километром настроение становилось все лучше, повседневные заботы  и мысли о работе размывались, становились нереальными и не важными.
        Отдых начался.
        Коллектив в очередной раз  незначительно изменился. Добавился новый член команды – Сергей Гимбатов. Его пригласил в поездку Серега, мой зять, поскольку они друзья и давно хотели вместе порыбачить. Гимбатов большой любитель рыбной ловли и фотографии. Если в рыбной ловле он  действительно был любителем, то в фотографии был полупрофессионал. Практически каждый этап нашей поездки, впервые фиксировался не только на фотографии, но и на видео.
         Надо отметить, что хорошим фотографом в Астрахани проявил себя  Дойнов Павел, умеющий отлично поймать и момент и сюжет.
        Не смог поехать Бер, но вновь подключился к группе Мещеряков Виктор. Остальные члены  были те же, что и в прошлую поездку в Астрахань.
        Распределись по машинам, исходя из расчета, чтобы в каждом экипаже было как минимум по два водителя. Но как только тронулись хитрый Панов, который оказался в машине с Аликом,  «неожиданно вспомнил», что забыл дома права. Надо знать Алика, чтобы представить устную характеристику, которую он «выписал» Панову. Хорошо хоть ему на выручку пришел Паша, зять Панова, а иначе бы мы его «потеряли».
        Первую остановку мы сделали, как только въехали в Ярославскую область.
        Свернув с основной трассы,  мы остановились посреди скошенного поля. Недалеко от нас работал трактор, который косил траву. Воздух был насыщен запахами скошенной травы, сена и лета. Создавалось впечатление, что им было невозможно надышаться.
         Высоко в небе плавно парил ястреб, привычно высматривая зорким взглядом различную полевую живность.
         Разложившись на импровизированном столике из откинутой дверцы багажника автомобиля, все с удовольствием перекусили, согретыми теплом наших жен пирожками, курицей и  другой снедью.
         Без каких-либо проблем миновали Ярославль, остались сзади Череповец и Вологда и начался длинный переход от Вологды до Онежского озера.
         После небольшой критики манеры езды в группе Алимова с моей стороны он отказался быть ведомым и весь путь мне пришлось идти первым. Естественно, все неприятности от спрятавшихся в кустах блюстителей дорожного движения автоматически доставались ведущему. Правда, с этим пришлось столкнуться всего один раз, но Алик, предъявив какую-то бумажку, быстро решил, повисший вопрос в воздухе, без каких-либо материальных потерь.
         Километров в 50-ти от Вологды, как потом выяснилось, я допустил определенную оплошность. Впереди справа на обочине показались два автомобиля ВМВ, у одной из которых был поднят капот. Рядом стояла группа людей из 5-ти человек, один из которых, то отчаянно жестикулировал,  то складывал ладони в мольбе с просьбой остановиться. У меня сработала, обычная для любого нормального человека, привычка оказывать помощь на дороге, и я остановился.    
        Поскольку все это произошло достаточно быстро, то тот факт, что вся группа, состоит из лиц кавказкой национальности, по внешнему виду более всего походивших на грузин, я понял только после того, как остановился.
        Жестикулировавший человек  радостно бросился к моей машине.
        В это время с интервалом в 30-40 секунд подъехали мои товарищи на точно таких же двух черных джипах и встали рядом бок о бок.
        У подбежавшего к моей машине человека, почему-то испарилась радость в глазах, он что-то промямлил насчет местонахождения ближайшего тех.центра, и ни о чем не попросив, быстро ретировался.
        В последствии, оценивая его поведение, я  пришел к выводу, что меня пытались остановить, скорее всего, с криминальными намерениями и, что надо быть в подобных ситуациях более осторожным.
        Дорога с убегающими под колеса километрами, беспощадно проглатывала время.
        Солнце быстро клонилось к горизонту.
        Шестьсот километров осталось позади и, проезжая очередную заправку, мы созвонились между собой и договорились заправиться на следующей автозаправке, даже не подозревая, что с этим на протяжении ближайших 200км будет большая проблема до самой Вытегры.
        Хуже всех «чувствовал» себя Виктор Мещеряков, т.к. его компьютер показывал возможность двигаться без дозаправки всего 150км.
        Спустились сумерки, и вскоре совсем стемнело.  Уже компьютеры и на двух других машинах угрожающе предупреждали, что ехать еще мы сможем недолго, а перспектива заправиться даже и не маячила.
        Виктор  прилично отстал, двигаясь в максимально возможном экономном режиме. Казалось, что для движения он даже пытался использовать силу попутного ветра и двигался только благодаря святому духу.
         Пару раз мы останавливались в поселках и интересовались о возможности заправиться. Все в один голос заявляли, что, мол, нет никаких проблем и через 100км все это осуществимо. Нас это абсолютно не радовало и не устраивало. Но наконец-то попался здравомыслящий человек, который приехал в Вытегру со стороны Петрозаводска, и посоветовал свернуть немного в сторону от намеченного пути и в 10-15км  к действующей заправке на въезде в город.
         Надо отметить, что, несмотря на то, что все три компьютера наших автомобилей уже не понимали, за счет чего мы продолжаем движение, мы все достигли желанной заправки.
       Мы были благодарны городу Вытегра, известного с 1710 года как Вянгинская пристань,
 за возможность дозаправки.
       Нас даже не огорчило, что наступила полночь, и на заправки наступил 30-ти минутный технологический перерыв с отключением компьютера и невозможностью заправки.
       Все с удовольствием, смеясь и шутя, вывалились из машин, разминая, затекшие от дороги и внутреннего напряжения, конечности.
        До конца прочувствовав сложности с заправками, мы решили заправить канистры, которые припасли для рыбалки.
        Наконец, заправившись «под завязку» и перекусив, мы тронулись в сторону Медвежьегорска по северо-восточной стороне Онежского озера. До Медвежьегорска оставалось пройти около 300км, из которых 100км до городка Пудож и 100км после дорога была относительно приличной.  Оставшиеся 100км от городка Пяльма до городка Повенец  представляли из себя участок плохой гравийной дороги.       
        Меня в очередной раз сменил Виталий Шишкин, достаточно профессиональный водитель, позволяющий пассажиру чувствовать себя комфортно во время езды. 
        В 5-00 утра, с рассветом, мы уже стояли на очередной заправке в Медвежьегорске, в ожидании, когда на заправке дадут электричество,  которое пропало  уже пару часов назад.
       Надобности в дозаправке большой не было, т.к. в процессе движения от Вытегры заправленные канистры начали сильно подтекать, дальнейшее движение без противогазов  стало невозможным, и весь бензин из них мы вылили в баки автомобилей.
       Без особой нервозности, все с удовольствием вдыхали свежий воздух, наслаждаясь  утренний прохладой, заодно уточняли дальнейший маршрут до села Большая Губа, который располагался  в 150км от нашего местонахождения.
       К большому нашему удивлению, получить достойного объяснения мы так и не смогли и проехали ближайшие 120км по дороге, которую из-за отсутствия асфальта, наличия огромного количества ям, объехать которые было просто невозможно, правильнее всего было назвать направлением. Как потом выяснилось, существовала и другая дорога, асфальтовая, с ямами, но все равно более приличная. Просто она была на 30км длиннее и местные ею не пользуются из-за режима экономии.
      Несмотря на все трудности дороги, как мы и договорились заранее с хозяином базы -Петром Александровичем, ровно в 6-00 утра мы подъехали к пристани села Великая Губа.
           Село великая Губа является самым крупным населенным пунктом на юге Заонежского полуострова в 80 км к северо-востоку от Петрозаводска. Некогда Великая Губа называлась Великий Конец - здесь заканчивался водный путь в Заонежье. В селе есть почта, телеграф, курсирует "Метеор" из Петрозаводска.   За последние социалистические годы село было расстроено и многие старинные дома переделаны, сохранилось лишь несколько старых изб в конце села. В окрестностях села находится родник "Соляная Яма".
      Быстро разгрузив весь наш скарб, моторы, лодки и снасти, под руководством хозяев базы, мы все перебросили на катер и большую спасательную шлюпку, списанную с какого-то ледокола.
      Машины, по договоренности Петра Александровича с одной из жительниц поселка, мы оставили во дворе двухэтажного деревянного здания барачного типа, времен раннего социализма.
       На пристани уныло маячили пару рыбачков, которые пожаловались на плохой повсеместный клев в этом году. Надо сказать, нас это не огорчило. Мы были уверены в нашем профессионализме, и наличие огромного количества самых разнообразных снастей в нас вселяло веру в удачу.
       Было тихо и солнечно.
       Великая Губа радостно все шире распахивала нам свои объятья по мере нашего удаления от берега. До острова нам предстояло пройти 30км.
       Замелькали маленькие острова, берега, на которых, то тут, то там, были видны покосившиеся  деревянные дома столетней давности, вросшие по окна в землю, деревянные церквушки. В воздухе все отчетливее проявлялся дух знаменитых Кижей.
        Минут через тридцать с левой стороны показались знаменитые  деревянные купола самих Кижей. Даже издали величие народного зодчества было впечатляющим.
        Было радостно осознавать, что в ближайшие несколько дней мы всю эту красоту сможем не только увидеть вблизи, и даже потрогать.
        Кижский архипелаг, так называемые Кижские шхеры, находится в северо-западной части Онежского озера и состоит из Большого Климецкого (147 кв.км) и Большого Леликовского островов, небольших и совсем маленьких  островков (луд), представляющих из себя по сути  плоские камни, едва возвышающиеся над водой. Все это  образуют запутанный лабиринт, в котором достаточно просто заблудиться.   
        Наш остров под названием Большой Климецкий, располагался в 8-ми километрах от  Кижей, в кижских шхерах, недалеко от деревни Сенная Губа, поэтому через 15 минут мы причалили к мосткам самой базы «Остров».
        База располагалась в живописном месте самого большого залива острова.   
        В ее состав входил большой дом, где жили постоянные сотрудники и столовой с верандой на втором этаже, большой гостевой дом на 12 человек, где мы и остановились, нескольких домиков на одну семью, построенных по типу  «таунхаусов», бани и барбекю. 
        Первый день был полностью посвящен подготовительным мероприятиям к рыбалке. Оснащались спиннинги, подбирались снасти для первой рыбалки, накачивались лодки, готовилась бензиновая смесь и выбиралась одежда.
        После праздничного обеда, у молодежи терпения не хватило и они на трех лодках отправились попытаться порыбачить. В этот день удача принесла по одному маленькому окуньку на лодку.
        В последующие дни ситуация с уловом повторялась с небольшими вариациями. Попадались окуньки  и небольшие щучки до 1 кг.
        Видно, правильно говорят, надо выбирать  что-нибудь одно, либо рыбалку, либо комфорт.
        Меняли снасти от спиннингов до донок, меняли блесна на любой вкус, меняли места ловли от островов и заросших тростником заводей до открытого пространства, объездив всю округу вдоль и поперек, но результат был всегда практически одинаковым, приличной рыбы  не попадалось.
       Много поймать можно было только на удочку с червячком, и плотвичек и окуньков, но такая ловля была ниже нашего достоинства.
       Поскольку рыба нам была не нужна, мы все активно участвовали только в процессе, но все же почувствовать активное сопротивление на другом конце лески хотелось всем.
       По нашей просьбе Петр Александрович пригласил на небезвозмездной основе местного профессионала, с которым мы отправились по его заветным местам.
       Отправились мы в сторону полуразрушенной церкви, стоящей на мысу Сенной Губы, и являющейся второй по исторической значимости после Кижей.
       Потратив  часа четыре и, изъездив по полбака бензина, мы вернулись назад с еще более плачевными результатами. Несколько раз проезжая мимо рыбаков, выбирающих абсолютно пустые сети, было понятно, что рыбы здесь нет. Короче, зря мы «раскатали нашу губу» на Великую Губу.
       Но, как это было не странно, плохая рыбалка не вызвала у нас большого разочарования. Видно сама энергетика природы этого края компенсировала этот недостаток поездки. Тем более, что все пришли к выводу, что пришлось бы потратить  больше денег, если бы просто отправились на Кижи из Москвы на экскурсию, чем истратили на подготовку поездки,. А так и Кижи увидим и отдохнем и сэкономим.
       Правда, надо отметить, что Виталий Шишкин, по характеру своему основательно подходящий к любому делу, все же ухитрился поймать щуку на пару килограммов, которую великолепно приготовил повар Алексей, ранее игравший за основной состав футбольного клуба «Динамо». Ему надо отдать должное, он ухитрялся и минимального набора продуктов приготовить довольно-таки вкусные блюда. У Виталия наступила 1-я годовщина свадьбы, и мы под его фаршированную  Алексеем щуку, классно все отметили коньяком, заранее припрятанным Виталием. 
      В связи с тем, что однообразность рыбалки сильного желания рыбачить не возбуждала, мы полным составов в один из дней на спасательной лодке Петра Александровича отправились на Кижи и через минут пятнадцать уже топали по историческому острову. Название Кижи происходит от старо-карельского слова «кижат», что означает «игрища». Видно в древности веселый был островок.
      Весь исторический ансамбль острова состоит из многокупольной церкви Преображения Господня, Церкви Покрова Богородицы, Церкви Воскрешения Лазаря, часовни Михаила Архангела из д.Лепикозеро, колокольни кижского погоста, амбара из д. Вегарукса, амбара из д.Воробьи, амбара Мешкова из д.Липовицы (усадьба Ошевнева), дома Сергеева из д. Логморучей, дома Щепина из д.Щепино, кузницы из д.Суйсарь, ветряной мельницы из д. Волкостров, водяной мельницы и Риги из д.Березовая Сельга.
       Основное сокровище Кижей - церковь Преображения Господня и церковь Покрова Богородицы. Церковь Преображения Господня относится к типу восьмериковых ярусных церквей. Она увенчана двадцатью двумя главами, расположенными ярусами на кровлях прирубов и восьмериков, и имеющих криволинейную форму типа "бочки». Церкви огорожены каменной оградой кижского погоста, изготовленной артелью Мышева в 1950 году.  Вообще,  слово «погост» изначально имело прямо противоположное бытующему в настоящее время, значение и имеющее в  основе корень, что и слова  «гость» и «погостить».
       По непроверенным данным на ремонт  Церкви Покрова Богородицы должно быть выделено пару миллиардов рублей. В настоящее время она закрыта для посетителей и изнутри стянута стальными тросами, которые прикреплены к квадратным стальным листам, держащим стены церкви снаружи. Необходимо произвести постепенную замену бревен, заложенных в основании церкви.
       Самое сильное впечатление произвело пение ансамбля трио в церкви Преображения Господня, буквально брало за душу, и виртуозная работа звонаря в колокольне, расположенной практически в геометрическом центре острова.
       Поразила изобретательность народа, который сделал  ветряную мельницу на круглом деревянном основании, которую за длинное и толстое дышло можно было поворачивать в зависимости от направления ветра, тем самым, обеспечивая ее максимальную работоспособность.
       С большой изобретательностью была сделана  деревянная  ограда огорода, состоящая из заостренных прямых стволов небольших деревьев, поставленных в ограду под углом 60 градусов к горизонту. В случае необходимости забор быстро разбирался на готовые к бою копья и колья.
      Несколько типов амбаров были поставлены, как и положено, на приличном расстоянии от основных построек на случай пожара. Дом, если сгорит, можно построить, а вот если сгорит хлеб, это уже вопрос жизни и смерти.
      В  самом большом и богатом доме зажиточного крестьянина Ошенеева, собрана богатая коллекция домашней утвари, орудий труда и рыбной ловли.
       Обо всем этом нам поведала молодая, симпатичная и увлеченная Оксана, студентка из Петрозаводска.
      Когда мы довольные возвращались на базу, в паре километров мы увидели многоярусный километровый стеллаж из бревен, которые вылеживаются в ожидании будущей реконструкции церквей уже более 4-х лет.
      Я думаю, нет такого человека, который пожалел бы, что приехал сюда на экскурсию. Недаром сюда каждый день приходит по два круизных лайнера.
       Наш отдых, который в основном включал в себя практически тренировочные выезды на лодках в акваторию залива, баню, игры в шахматы, домино, карт под стаканчик виски, тем не менее, быстро подходил к концу.
       Рыбалки не получилось, зато все неплохо отдохнули, подышали свежим воздухом, попарились пару раз и покупались.
       На Онеге, безусловно, должна бы была быть другая рыбалка- это троллинг с катера на большой воде. Выходить на наших резиновых «Zodiaс» на открытую воду Онежского озера достаточно опасно, да мы и не были готовы морально к такой рыбалке. Может быть, когда-нибудь и сорганизуемся.
       Наша молодежь, конечно, «хотела крови», и, вспоминая  отличную рыбалку в прошлом году, запланировали на осень самостоятельный выезд в Астрахань.
       Цель старшего поколения была достигнута, мы их заразили рыбалкой, у них сформировался свой коллектив, в который, мы надеемся, когда-то будут вовлечены и наши внуки.
       Мы стали собираться в обратный путь.
       Накануне отъезда, Эдик, москвич, имеющий два высших образования в том числе МГУ, партнер по бизнесу Петра Андреевича, подготовил катер  к отъезду. Загрузив его «по ватерлинию» нашим скарбом, он решил сделать тренировочный выезд по заливу. Но катер, купленный по случаю в Америке, не хотел разгоняться, чихал и глох. Ему, видите ли, не понравилось качество нашего бензина. Короче говоря, буржуй.
       Пришлось весь багаж перегрузить на спасательный бот и в этот же день  отвезти  в село Большая Губа, чтобы  завтра не терять времени и управиться за один рейс. Там мы перекинули все привезенное в машины и вернулись назад.
       Панов с молодежью, которая оставалась на берегу, организовал нашу торжественную встречу под марш «Прощание словянки».
       Наш ждал торжественный прощальный ужин.
       День отъезда встретил нас тихой безветренной погодой, ласковым солнцем. Тепло распрощавшись  с сотрудниками базы, вручив каждому по традиционному для каждого мужика подарку, по бутылке «Абсолюта», мы дружной компанией тронулись в обратный путь.
       Мимо проплывали  островки, заводи, тростниковые заросли. Все радостно узнавали места: « А вот , здесь я поймал …… А вот здесь у меня клюнуло ….. А вот….». Короче, все равно у всех остались хорошие воспоминания о проведенном отдыхе в этих очаровательных местах.
       Дорога домой, как известно, всегда короче. И вот мы уже отъехали от села по направлению к Москве.
       Обратно первый отрезок пути мы все-таки выбрали вдоль берега по асфальтовой дороге. По ней можно  было проследить все  тщетные попытки местной администрации ее отремонтировать. Встретились небольшие залатанные участки, пару дорожных бригад, по виду которых и их технической оснастки,  становилось совершенно очевидно, что после ремонта следующего участка дороги им придется возвращаться назад к этому. Также попадались выбоины на дороге, хаотичное расположение которых не позволяло их миновать, не попав в одну из них колесом, но зато не было клубов пыли.
        Остался уже позади Медвежьегорск и Пудож. Мы начали искать место, где бы можно было встать и перекусить. Найти кафе по дороге не удалось и поэтому мы, сначала свернули вправо, но наткнулись на запретную шлюзовую зону, затем влево и попали на экскурсию социалистического периода. Площадка, на которую мы неожиданно заехали, некогда  была большой пилорамой. А сейчас она представляла из себя, заваленную полусгнившими досками, поверхность, на которой  мы напугали двух или трех неприметных личностей, которые шарили по площадке в поисках чего-нибудь, что можно стащить. Честно говоря, на все это было больно смотреть.
        Еще раз мы остановились в придорожном кафе на выезде из Вологды, где нас недорого и достаточно вкусно покормили.
         Движение по выбранному маршруту и в первый и во второй раз  доказало правильность  нашего решения. Дорога практически незагружена, покрытие в приличном состоянии, позволяющее получать удовольствие от езды и не уставать. А когда вся группа ведет себя слаженно, то удовольствие от езды удваивается.
         Надо особо отметить профессионализм вождения Алимова. После того как я его покритиковал за то, как он, будучи ведущим, вел машину во время нашей поездки,  в Астрахань, он наотрез отказался идти первым. Водит он машину быстро, умело, нередко на грани фола. К сожалению, в настоящее время безопасность на дороге,  не может полностью зависеть от твоего личного умения и другие участники движения могут преподнести тебе любой, самый неожиданный сюрприз.
         Алик всю дорогу шел вторым и разрыв между нами редко превышал 100м и, если бы такой приз существовал, то он стал бы чемпионом по синхронному вождению.
         Виктор свое умение идти в паре  с блеском доказал во время нашей прошлой поездки и теперь мог позволить себе то отпустить группу, то догнать и идти рядом.
        Без каких либо приключений проскочили Ярославль, Сергиев Посад  и 2 часа ночи въехали во двор моего дома.
         Прощаясь, мы договорились, что в следующий раз мы поедем только в Астрахань. Хочется все-таки поймать рыбку.

                Онежское озеро, Великая Губа, август 2009 года.