Путеводитель дружбы - 7. На всех парусах - Греция

Алексей Шарандин
             Фото: марина на острове Лефкада 

                Вылет

            День первый -9 июня

     Наступило «вчерашнее»завтра и вот, 9 июня 2006 года наш дружный коллектив вылетел в Грецию.
     Надо отметить, что потребовалось  немало усилий, чтобы   организовать эту поездку. Заказать яхту, заплатить за нее и договориться  о шкипере в настоящее время не представляет  большого труда. Несколько интернет-сеансов с  фирмой Ecker Yachting Co. и все было решено.
     В этот раз за  организацию поездки отвечал Виктор и все вопросы с яхтой и шкипером им были успешно и своевременно решены.
     У меня есть хорошие знакомые, занимающиеся туристическим бизнесом, и мы с Виктором договорились, что вопросы виз, трансфера и заказа гостиниц на острове Лефкада  и в Афинах решу я.   
     Задача оказалась значительно сложнее, чем я предполагал изначально. Отсутствие ваучера турфирмы, т.к. мы ехали почти дикарями,  или приглашения греческой стороны сопряжено с  большими трудностями в получении виз. С  помощью сотрудницы турфирмы Марики, гречанки по национальности,  имеющей свои каналы в Посольстве, все же визы были оформлены. Заказ с гостиницами, был  решен быстро, причем так, что мы остались довольны и  самими гостиницами и местом их расположения. Правда,  предложенный ею вариант нашего трансфера из Афин  на о. Лефкада нас не устроил по цене. От Афин  до острова  450 км  и  было предложено отвезти нас за 950 Евро в один конец.  Игоря указанная сумма справедливо возмутила и было принято решение взять в аренду автомобиль в аэропорту  г.Афины ( Athina) на 8 дней. Тем самым, мы  становились абсолютно мобильны, могли  выбирать любой маршрут следования и стоимость этого удовольствия составила всего 650 Евро за все время нашего пребывания в Греции. К тому же нам повезло, так как мы заказали « Опель-вектра», а в связи с отсутствием машины  в  момент нашего прибытия в Афины у фирмы,  нам предоставили «Фольксваген-Тoурано», который значительно удобнее для путешествия большим коллективом.
     Довольно быстро  решив  все формальности в аэропорту, и получив  машину, уже через час после приземления мы тронулись по направлению к западному побережью.
     Немного поплутав  на дорожных развязках Афин, и выслушав несколько крепких выражений  Игоря по этому поводу, мы, наконец, выскочили на основную автостраду, ведущую в самый географический центр Греции.
     Несмотря на то, что вылетели мы из Москвы в 10 часов утра,    время затраченное на перелет и  время потерянное  в аэропорту  и на выезде из города, привело к тому, что нас в начале пути  уже встречало солнце,  значительно склонившееся  к горизонту  и буквально через два часа пути, на подъезде к  г. Ламия,  вечерние сумерки свалились на Грецию.
     Время берет свое, и всем захотелось есть. Проскакивая один маленький городок за другим, мы, в конце концов, выбрали кафе, где стоял телевизор, и смогли и перекусить и посмотреть  первый матч начавшегося чемпионата мира 2006 года по футболу.
     Перед тем, как продолжить  дальнейший путь, мы спросили у местных жителей какой дорогой нам лучше ехать. Узнав, куда мы едем, и  то, что мы решили ехать через город Карпенизи, все в один голос предлагали вернуться назад  и ехать вдоль побережья, так как наш путь  в центр Греции пролегал через два горных перевала с бесконечным серпантином, как вверх, так и вниз. Но, тем не менее, мы предпочли двигаться вперед по намеченному маршруту и трудности пути нас не пугали. Ничто не могло нас заставить повернуть назад.
     Виктор сменил Игоря за рулем и наша команда  двинулась дальше.
     Ночью ездить по горной дороге и проще и сложнее. Сложнее, потому что хочется спать, а проще, потому что хорошо просматриваются повороты, так как свет фар  встречных машин,  заранее показывает их наличие за поворотом.
Виктор прекрасно справлялся с поставленной задачей. Члены экипажа поочередно, то клевали носом, то всматривались в темноту ночи. Надо отметить, что дорожные указатели в Греции, по нашему мнению, совсем не предназначены для того, чтобы помочь путешественнику, а просто показывают направления, причем приблизительные. Посредине пути  в одном из крупных населенных пунктов, они нас увели в сторону  и приблизительно через полчаса пути, пройдя перевал, мы вернулись в исходную точку к тому же указателю.
     Уже практически на выезде из горной части я сменил Виктора за рулем и уже через час мы выскочили на равнинную часть, что повысило среднюю скорость движения. Часы к этому времени уже показывали  около 5 часов утра.
     Через час-полтора мы добрались до острова Лефкада. С материком его соединял 40-метровый понтонный поворотный металлический мост и буквально через 500 метров после моста мы оказались около марины. Но в данный момент нам было не до нее и  хотелось побыстрее добраться до гостиницы, которая располагалась в районе Нидри острова  Лефкада. Остров оказался очень большим и потребовалось около часа и немало усилий, чтобы найти нашу  гостиницу, располагавшуюся  в 15 км от марины.
     Разбудив служащего,  уже через 15 минут мы были каждый в своем номере.
     Перед тем как лечь спать все собрались у  «младшего матроса» в номере,  с удовольствием  распечатали первую бутылку виски, приняли  традиционных «пять грамм» и отправились спать.
     Игорь ухитрился  оставить ключ в номере и захлопнул дверь. Наконец, после всей суеты и шумихи, все с удовольствием расползлись по своим номерам и уснули.
               
День второй - 10 июня

     В 10 утра  я проснулся от странного шума и, выглянув на балкон, застыл от восхищения.  Высокие горы  покрывали грозовые облака, в разрывы которых  побивались лучи утреннего солнца. Молнии одна за одной  вертикально рассекали небо и под раскаты пушечного грома с неба лился сплошной поток воды. Казалось,  что каждая капля дождя была с пол-литровую банку. Дождь так же быстро закончился как и начался, вылив за полчаса дневную норму.
     Сон сняло, как рукой и я вышел познакомиться с окрестностями.
     Гостиница располагалась на берегу. Ее интерьер и номера  были явно сделаны  из расчета на греческих отдыхающих старше среднего возраста т.е. без лишнего лоска и комфорта, тем не менее, она нам понравилась.
     Еще через час все собрались  внизу на завтрак.
     Яхту мы должны были принять после обеда и принялись планировать наши действия. Решили сначала осмотреться   в местном городке, после чего тронулись в направлении марины. Дорога вилась вдоль берега  и была сплошь застроена маленькими  гостиницами.
    «Марина» располагалась в самом центре небольшого городка, состоящего из 2-х- 3-х узких улочек. Тем не менее, мы сняли деньги в банкомате, частично закупили продукты  для нашего плаванья и отправились искать офис фирмы, что оказалось  достаточно просто.
     Сотрудница Ecker Yachting Co. оказалась очень приятной и доброжелательной женщиной неплохо говорящей на английском, на немецком и даже немного на французском языках.
     Шкипер в это время получал  разрешение в морской полиции на наш выход в море.
     Оформив бумаги и заплатив за услуги шкипера, которые кстати стоили 950 Евро, мы погрузили  наш скарб из машины на тележку, отправились к  яхте и начали ее осваивать.
     «Марина» оказалась довольно-таки большой - в ней находилось одновременно около сотни яхт, как разных фирм, так и частных.
     Тут же находился  небольшой магазинчик, где мы докупили остальные продукты, вино, пиво  и воду. Надо отметить, что процесс закупки вылился в яростные споры с Игорем по количеству и ассортименту. К счастью, все обошлось без мордобоя.
     Наконец, мы все на яхте.
     Игорь добровольно сложил с себя полномочия «капитана» из-за происшествия в Хорватии. Сильно понижать его в должности не стали и назначили боцманом. Виктора избрали капитаном. Остальные своих должностей не поменяли.
     Подтянулся  шкипер Сантош ( в переводе с греческого – Крест) и мы, согласовав место первой стоянки, в 16-00 тронулись в плаванье.
     Выход из «марины» пролегал по узкому искусственному 7-ми километровому каналу, с фарватером на одну яхту.
     Весь путь около 15-20 nm до острова (греч- nikos) Меганизи, где нам предстояло заночевать, прошли на двигателе.
     По пути прошли мимо острова Спарти в непосредственной близости от островов Скорпиди  и  Скорпиос, которые являлись собственностью покойного миллионера Онассиса. К сожалению, он с женой и его сын уже отошли в мир иной и всем стала владеть его двадцати трех- летняя внучка. Ее мать была замужем за сотрудником советского торгпредства и, откупившись от него парой теплоходов,  вела  свободную жизнь, в результате которой присоединилась к отцу и брату.
     Причаливать к этим островам не разрешается и мы их объехали со всех сторон. Острова были сплошь заросшие растительностью, где-то в глубине угадывался, судя по мачтам освещения, спортивный комплекс. Строений  почти не было видно.
     Через час мы пришвартовались к небольшому причалу острова Meganisi длиной метров двадцать пять.  В конце причала у самого берега, был отгорожен небольшой естественный морской аквариум, где плавало около дюжины живых  омаров  в ожидании своей скорбной участи.          
     Я бы сказал, что по красоте это был чуть ли самый красивый остров за все время нашего пути. Живописная лагуна, над которой на вертикальной скале нависал небольшой городок на сотню домов. Прямо на  пляжной полосе ютились несколько ресторанчиков. Сантош, за время своего долгого «шкиперства» в этом регионе,  на каждом острове имел своих знакомых  и давал свои рекомендации, где нам лучше поесть. Надо отметить, что рекомендации не носили оттенка настойчивости и, как правило, были правильными.
    Мы все вместе вкусно перекусили  простой греческой кухней. И под просмотр очередного футбольного матча отведали неплохого местного столового белого вина.
    После ужина все отправились по старинной каменной лестнице вдоль склона горы на самый верх, где со смотровой площадки открывался очаровательный вид на всю лагуну. 
    Виктор, Игорь и Виталий Иванович  решили не останавливаться на достигнутом и «затесались» в ресторанчик, расположенный в ресторане на самой верхней террасе острова.
    Бер и я спустились по серпантину вниз и отправились на яхту. Часов  в одиннадцать вечера   я отправился в ресторанчик на пляже посмотреть футбол, где и застал загулявшую троицу.Сел рядом с ними, но они заметили мое присутствие лишь через полчаса, так были увлечены футболом.
    Первую ночь мы провели на яхте.
    Полная Луна высоко висела в безоблачном темно-синем небе, придавая  ночному пейзажу особенную  сказочную загадочность и мистическое очарование.

                День третий - 11 июня

    Ранее утро нас порадовало безоблачным, совершенно прозрачным воздухом, делающим  небо абсолютно голубым. Вода в лагуне была как застывшее зеркало.
    Позавтракав знаменитой «беровской» яичницей с ветчиной и приняв по «пять граммов» виски,  наш экипаж отчалил от пирса и направился  навстречу ветрам.
    Первое время наш шкипер с удивлением  смотрел, как мы утром  наливали виски и выпивали за какое-нибудь очередное событие. Сам он совсем ничего не пил, кроме минеральной воды, но было видно, что это неспроста, и в свое время он на этом поприще, наверное, занимал передовые позиции. И только по конец плаванья, когда понял, что это традиция- принимать утром «по чуть-чуть виски»,  в обед по бокалу вина, вечером в ресторане вина или виноградной водки, он стал воспринимать  все как само собой разумеющееся.
    Первый день полноценного  перехода мы решили построить с обязательным  отдыхом и купанием на одном из островов.
    Через пару часов пути на парусах мы прошли мимо острова Аркоди (остров-верблюд) и вскоре встали на якоре у необитаемого острова  Атакос.
    День выдался на славу.  Яркое  солнце,  безупречно чистая изумрудная вода, небольшая лагуна с каменистым пляжем. Здесь был побит  наш абсолютный рекорд на Адриатическом море. Я с «младшим матросом» поймал четыре рыбки, одну рыбку под красивым названием «Памфлет» и три ставридки, общим весом граммов сто пятьдесят. Вдоволь накупавшись, поплавав с маской, и позагорав, мы двинулись в сторону острова  Каламос, в порту которого и пришвартовались.
    Маленький городок, расположен в основном  вдоль прибрежной полосы с  пятью ресторанчиками.  В этот вечер мы наконец-то отведали  наше желанное блюдо из «октопусов»-осьминогов, приготовленных на гриле.
    Утром следующего дня,  недалеко от нашей яхты, я увидел пожилого грека, который  яростно, с размаху, что-то бросал на  каменный пирс. Приглядевшись, я понял, что он готовил очередного октопуса к приготовлению.
    Всю ночь и утро шел моросящий дождик. Наступал пасмурный день.

               
День четвертый - 12 июня

    Этот день не принес нам большой радости от общения с морем. Накануне, используя нашу надувную лодку, стало ясно, что  где-то по шву она пропускает воздух. Сантош созвонился с фирмой и мы вернулись к острову Лефкада  в порт Порос, куда нам подвезли новую лодку и мы тронулись в путь к острову Кефалония  и  в 14-00 вошли в один из самый известных городков западного побережья Греции – Фискадо.
    Самым примечательным  здесь был старый маяк. Побродив по набережной, и заглянув во все ресторанчики, мы определились, где  мы смогли бы поужинать  рядом с телевизором.
    Хлопнув по кружечке пивка, мы втроем отправились на другую сторону лагуны (Игорь остался  на яхте) и по тропе, проложенной тысячами ног туристов в прибрежной роще, отправились  к старому маяку.
    Маяк  уже не функционировал много десятков лет. Сзади него, метрах в ста, красовался современными линиями новый маяк. Мы забрались  внутрь старой башни маяка. Винтовая  каменная лестница круто вилась вдоль стены. Она была настолько  разрушена внизу, что не без основания возникли опасения  в целесообразности нашего подъема по ней. Тем не менее, мы рискнули и поднялись наверх.  Метра за полтора от крыши в стене было сделано круглое окно,  через которое и был виден огонь, зажигавшийся  для мореплавателей внутри башни.
    С крыши башни открывался красивый вид и на город и на море. Около  нее внизу  стоял небольшой, наглухо закрытый домик смотрителя маяка. Впервые в этом регионе  мы увидели большой африканский куст кактуса, на котором  красовались практически зрелые желтые плоды. По правде говоря, до этого я был убежден, что это можно было увидеть только на тропических широтах.  Лет двадцать назад я с удовольствием  эти плоды собирал и после определенной обработки все с удовольствием их ели.
    После  посещения башни мы с полчаса посидели на каменистом  берегу у воды, наслаждаясь запахом моря и прозрачностью воды.
    Погода потихоньку начала налаживаться. Выглянуло солнце. Когда мы вернулись в городок, солнце уже  полностью завоевало свое место на небе. У небольшого ресторана энергично суетился рыболов, не увидеть которого было невозможно. Мы расположились за столиком под зонтиком неподалеку и стали наблюдать.  Скоро стало ясно, что его рыбалка и была направлена на то, чтобы такие же праздные туристы как и мы, присаживались рядом в ресторанчике. Это был хороший маркетинговый ход хозяина ресторана. «Рыбалов» обматывал большой кусок хлеба леской с крючками и забрасывал спиннингом метров на двадцать на средину лагуны, где голодные кефальки набрасывались на него, устраивая водоворот на поверхности. Надо отметить, что ему все-таки через полчаса попыток удалось одну из них поймать. Мы за это время выпили по паре кружек пива. Все остались довольны друг другом. За это время  к нам подтянулся   Игорь с мороженым в руках.
    В сувенирной лавке напротив нашего столика  продавались открытки. Пожилые туристки, в основном немки, останавливались,  и что-то оживленно обсуждая со своими не менее пожилыми спутниками, покупали открытки.
    Я подошел посмотреть на предмет  ажиотажа и увидел открытку с изображением мифологического сатира с таким не прикрытым  мужским достоинством, что он вызывал восторг у женщин, умудренных солидным жизненным опытом. Открытки таяли на глазах, очень быстро  от них не осталось и следа. Ох уж эти немки - жадны до «остренького». Но мне все-таки удалось ухватить одну открытку в подарок «младшему матросу», как самому сексуальному члену  нашей команды.
     Бера  привлекла вертушка в сувенирной лавке, на которой висели флаги многих стран. Российского флага там не оказалось. Наш Бер, как истинный немец, на чистом немецком языке,  выразил владельцу лавки свое недоумение по поводу отсутствия русского флага. На следующее утро Российский флаг висел на самом виду.
    Вернувшись на яхту, все завалились немного отдохнуть,  чтобы к 9-ти часам вечера занять свое место перед телевизором в ресторане.
    Игорь нашел неплохой ресторанчик «Panormos» с видом на открытое море.
    Младший матрос имел неосторожность положить, доставшуюся с таким трудом  открытку с сатиром на стол, и известный всем своей непомерной щедростью Игорь тут же подарил ее Сантошу, оставив «младшего матроса» сидеть с открытым ртом.
    Поужинав, и сделав очередной вывод, что греки все-таки рыбу готовить не умеют, мы отправились на яхту спать.

                День пятый - 13 июня

    Утро следующего дня вновь порадовало синим безоблачным небом. Было тепло и безветренно. Я с «младшим  матросом», взяв по удочке, решили попытать удачи. Очень быстро Гостяев вытащил небольшую  рыбку, похожую на кефальку. Правда, на этом все и закончилось.
    Я недалеко от причала заметил на дне небольшого осьминога. Насадив кусочек только что пойманной рыбки на крючок и подвел его почти в плотную к осьминогу. С необыкновенной быстротой  он схватил его, спрятав внутри своих щупалец. Я попытался  подтянуть леску, но она оказалась намертво зажата вместе с крючком и куском рыбы. Осьминожек одновременно крепко держался за камень на дне.  После нескольких попыток леска оборвалась. Вторая попытка  практически один в один повторила первую. Леска опять вернулась без крючка. В третий раз  я уже подвесил кусочек рыбки  в сантиметрах тридцати над осьминогом. Через пару минут, учуяв  рыбку, он в красивом реактивном броске схватил приманку, но, потеряв связь с камнем, наконец-то стал моей добычей и я легко вытащил его на причал, несмотря на все его попытки напугать меня большим чернильным облаком.      
    Сфотографировав осьминога, мы отпустили его восвояси. Он тут же забился под камень не веря в свое счастье и еще долго  сидел абсолютно неподвижно.
    Я сбегал во вчерашнюю сувенирную лавку, и мне удалось достать для «младшего матроса» еще одну фотографию  знаменитого сатира.
    После завтрака  мы  отправились в море, запланировав покупаться на одном  из диких пляжей на острове Итаки недалеко от городка  Фрикес и  сделать очередную стоянку  на ночь  в бухте  города Вати .
    Солнце щедро с утра дарило тепло. Мы с удовольствием поплавали с масками и позагорали на каменистом берегу.
    После обеда тронулись дальше и, обойдя остров Итаки с северо-восточной стороны, мы вышли в открытое море  и столкнулись с набирающей свирепую силу стихией.
    Ветер крепчал. Большое грозовое облако зацепилось на горизонте за  вершину горы острова  Лефкада, не предвещая ничего хорошего. Учитывая  нарастание ветра, и тот факт, что многие яхты будут пытаться укрыться в надежной бухте, а места на всех может не хватить, было решено  сразу же идти на стоянку в бухту Vathi, отбросив идею с посещением бухты Frikes.
    К 14-ти часам мы вошли в бухту Vathi. Ветер с каждым часом усиливался. В бухте уже находилось несколько яхт, пытавшихся  тоже пришвартоваться к причалу. Сантош  сделал несколько заходов к разным причалам, но никак не мог принять окончательного решения. За это время  пара яхт уже пришвартовались. Те места, где можно  было встать еще полчаса назад, становились недоступными из-за усилившегося ветра. Наконец-то Сантош решил встать к основному причалу, но полицейские с набережной начали подавать запрещающие сигналы т.к. сюда в полночь должен был подойти  паром.  Мы уже накрутили пятый круг  по узкой бухте.
    Сантош попытался  выйти из бухты, но почти сразу же развернул яхту и вернулся назад т.к. ветер постепенно становился штормовым и нам совсем не светило быть застигнутыми штормом в открытом море. Метания Сантоша по бухте продолжились.
    Мы несколько раз  предлагали ему  встать   на якорь в бухте, как это сделали  уже несколько яхт. Однако, он продолжал крутиться в акватории,   а  мест, даже   для того чтобы стать на якорь, становилось все меньше.
    Было видно, что Сантош очень волнуется и никак не может принять окончательного решения. Даже в определенный момент он хотел спустить лодку  и привязаться канатом к дереву на берегу с одной стороны и заякориться с другой.
    Может быть мы чего-то не понимали, но вся  «возня» нашего шкипера начала надоедать.
    Конечно ясно, что  яхту легковесный якорь удерживает тем лучше, чем  острее угол между цепью, якорем и дном. Но  с другой, чем этот угол острее, тем больше радиус по которому  начинает крутить яхту из стороны в сторону. Тем не менее,  даже с полностью спущенной цепью при сильном ветре яхту все равно будет сносить.
   Учитывая  абсолютную неясность  с тем, как будет дальше с погодой и ветром, Сантош наконец-то принял решение стать на якорь, решив всю ночь дежурить на  палубе, для мониторинга складывающейся ситуации.
   К этому моменту часы уже показывали 21-30. Хоть ночь предстояла сложная, ветреная, прохладная и дождливая все быстро и крепко уснули, кроме Сантоша, но он это  заслужил своей нерешительностью.

                День шестой - 14 июня

   На утро мы нашли Сантоша на палубе мокрым и дрожащим от холода. Как  выяснилось, погода ночью утихомирилась, но пошел дождь. Паром пришел и ушел.
   За завтраком Сантош даже махнул стаканчик белого вина.
   Погода за бортом была просто великолепная, как будто бы вчера и не было шторма.   
   Игорь с 2младшим матросом» отправились на лодке  прикупить чего-нибудь из съестного и после их возвращения мы вышли в открытое море  из негостеприимной бухты.
   Яхта  взяла курс на о Рази, где мы прекрасно покупались в изумрудной воде и позагорали. К 17-00 мы вошли в бухту городка Сивота  на острове Лефкада.
   Выпив пивка в одном из многочисленных ресторанчиков,  мы выбрали самый лучший ресторан, основанный в 1870 году, заказали столик на вечер на веранде второго этажа и отправились на яхту немного отдохнуть.
   Вечером играли немцы и футбол обещал быть интересным.
   В 21-00 мы были уже в ресторане.
   Веранда быстро заполнялась немцами. Надо отметить, что на яхтах по Адриатике ходят в основном немцы и англичане.
   Мы в силу традиционного русского протеста решили болеть против немцев. Когда мы расположились за столиком, то заметили, что на нас пристально смотрит девушка славянской внешности. Познакомились.   Она оказалась румынкой, вышедшей замуж за грека, и постоянно жила в Афинах. Во время летнего сезона подрабатывала официанткой на побережье. Мария, так звали нашу знакомую, прекрасно и без акцента говорила по-русски и помогла нам  сделать правильный заказ рыбы и вина.
   Настроение публики в ресторане становилось все лучше - немцы уже вели  в матче в два мяча.
   Между столиками  пошли музыканты.  Узнав в нас русских, они «задвинули» «Подмосковные вечера», «Калинку» и «Катюшу», за что были щедро вознаграждены.
   Надо отметить, что поначалу немцы притихли, но затем начали аплодировать.
   Вечер прошел на славу. Хорошая простая пища, хорошее местное вино, великолепный сыр, отличная атмосфера. 
   Сон в эту ночь был особенно крепким.

                День седьмой - 15 июня
      
   Наша вторая поездка на яхте изначально была построена так, что многочасовым переходам было отдано предпочтение хорошему и полноценному отдыху.
   Сантош высказал свое негативное отношение к немцам. Они, как выразился шкипер,  носятся по морям и весям, чтобы выкатать вс; до последнего заплаченного шиллинга за яхту.
  Именно поэтому мы и этот очередной день запланировали  с минимальным морским переходом с заходом на необитаемый о.Kastos, где мы  вновь прекрасно покупались и погрелись на солнышке, прежде чем отправиться к очередной точке нашей ночевки. 
   Недалеко от городка Поляриос, в котором было запланирована стоянка, мы заметили частную марину Воунаки, где базируются в основном яхты фирмы Сансэйл, также специализирующейся на сдаче яхт в аренду.
   По дороге  мы несколько раз проходили мимо морских ферм, состоящих из больших цилиндрических сетевых корзин, в которых выращиваются  рыбы для многих ресторанчиков Греции.
   С одной стороны  это вынужденная мера в связи с относительной бедностью местной морской фауны, а с другой стороны это выгодный бизнес т.к рыбные блюда в ресторанах пользуются большим спросом и стоят относительно дорого.
   К вечеру мы пришвартовались к пирсу г. Поляриос, расположенном на материковой части Греции. Городок провинциальный и маленький, не представляющий никакого интереса для туристов.  Вдоль набережной тянется хороший песчаный пляж, на котором  нежатся либо местные жители, либо пожилые греки из центральных частей Греции, решившие провести отдых на море.
   Для начала мы прошлись по узким улочкам, дошли до местной церкви, выпили ледяного разливного пива в кафе на улице и заказали столик на вечер в ресторане, где хозяином  был очередной приятель Сантоша.
   Вечер прошел весело, но поразила полная беспечность хозяина ресторана. Он со своими приятелями и с Сантошем устроил балаган, не обращая внимания на посетителей. В отсутствии ресторанной культуры у хозяина чувствовалась общая провинциальность городка.
   И все-таки  мы  остались довольны вечером, несмотря на определенную грусть, вызванную приближением завтрашнего  дня – последнего дня нашего плавания.

                День восьмой - 16 июня.

   Утро следующего дня опять порадовало отличной погодой. Мы все отправились на пляж, где прекрасно искупались, приняли душ в прибрежном ресторане и приняли по кружечке пивка. Услуги по предоставлению душа в прибрежных городках Греции является одной из форм бизнеса.
    К полудню мы уже спустили якорь в бухте Ormos Polarios. Хочется отметить, это была одна  самых лучших наших якорных стоянок. Красивая бухта, прекрасный пляж, изумрудная и теплая вода, купание, даже рыбалка состоялась и мы поймали несколько рыбок-памфлетов. В бухте уже стояло несколько яхт. В последствии  подошли еще пара яхт. На ближайшей от нас яхте находилась семья англичан с двумя детьми школьниками- девочкой и мальчиком, причем у всех  ни одна часть их тел не была защищена от солнечных лучей, и их это абсолютно не смущало. Я тоже искупался и погрелся на берегу на английский манер.
   На левом склоне бухты, красовалась  вилла с хорошо спланированной территорией,  с пальмами и цветами. По оценке Сантоша, такая вилла будет стоить вместе с землей около 100 тыс. Евро. А как он нам признался, строительство подобных вил не побережье, является его основным бизнесом.    К сожалению, колесо времени неумолимо катится вперед и настал тот момент, когда мы начали поднимать  якорь нашей яхты в последний раз.
    Яхта с англичанами тронулась чуть раньше и они, уплывая крикнули нам на прощание на ломанном русском языке «До свидания!». Да, не напрасно,  Наталья Цымбал подшивала  российский флаг, который развивался над  яхтой  во время всего нашего плаванья. Было приятно слышать удивленный шепот в разных местах: «Посмотрите! Русские!». Пусть привыкают - русские везде.
    После неприличных гонок, устроенных Сантошем  в узком искусственном канале т.к. он уже опаздывал на свой паром и, которые были похожи на то, что мы хотим куда-то влезть без очереди, и заправив яхту топливом, мы пришвартовались  в начальной точке своего плавания.
    Круг замкнулся. Последний ужин в ресторане, ночевка и в путь к дому через столицу – Афины.

                День девятый  - 17 июня.  Афины.
               
    Утром, упаковав все свои вещи,  мы выстроились на причале  сфотографироваться  на память. Игорь, по существующей у него привычке (он всегда все раздает  местным жителям), вручил представителю фирмы Николаю, который принимал у нас яхту, наш флаг, гордо развивавшийся  во время всего нашего плаванья. Передача прошла прямо-таки  с дипломатическим  этикетом.
    Загрузив вещи  в фольксваген «Тоурано», ожидавший нас  все это время в «марине»,  мы тронулись в обратный путь. На этот раз  наш путь в основном пролегал вдоль западного побережья.
   Дорога сама бежала под колеса. Проехав городок Polarios, куда еще вчера вечером заходили на яхте, дорога выскочила к морю.
   Солнечное утро, красивое побережье и зеленое море, скорость движения -все это создавало отличное настроение.
   Незаметно треть пути  осталась позади и мы подъехали к старинному городку Адирио со старой крепостной стеной, который ранее от основной материковой  части Греции отделял  залив Patraikos. Теперь города  Адирио и Рио соединяет красивый вантовый мост, в миниатюре похожий на мост  в Сан-Франциско.
   Еще три часа пути и, проехав над Коринфским каналом, мы въехали  в Афины. Немного поплутав по центру города, мы запарковали нашу машину недалеко от нашей гостиницы «Electra», которая  находилась в пятнадцати минутах  ходьбы от Акрополя.
    Принимая во внимание, что в субботу все магазины закрываются рано, а уже было 17-00, основным вопросом, требующим обязательного решения, была покупка меховой шубы внучке «младшего матроса».
   Меховой магазин был за углом. Пока мы с «младшим матросом»  «шерстили» шубы в магазине, к нам присоединились и все остальные. Подходящей  модели в магазине не оказалось.  Тем не менее, хозяйка магазина, прекрасно говорившая по-русски,  тут же отвела нас в другой свой магазин через пару кварталов, где выбор был значительно шире.
   Азарт, с которым Гостяев выбирал шубу, постоянно консультируясь с Красноярском по мобильному телефону,  захватил кока. Все закончилось тем, что было куплено две норковые шубы, и все довольные вернулись в гостиницу.
   Приведя себя в порядок и приняв душ, мы отправились в Акрополь. По дороге, заглядывая то в один, то в другой сувенирный магазин, приобретали разные мелочи. Мне даже удалось в антикварной лавке прикупить Екатерининский рубль, который я долгое время безуспешно искал.
   По длинной лестнице, ведущей в Акрополь, вереницей двигались любители старины. На середине пути, буквально перед нами,  лестницу переползла змея, явно недовольная нашим обществом.
   Купив  билеты, по 12 Евро с носа, мы перешагнули черту, которая разделяла более чем 18 столетий.
   Хочется отметить, что вне нашего желания, величие мастерства древних строителей завораживало. Парфенон, Эрехтейон с портиком Кариатид, пропилеи Акрополя, храм бескрылой Ники, амфитеатр, театр Диониса - ради всего этого надо хотя бы один раз приехать в Грецию.
   С самого верха, от стен Парфенона,  все Афины были как на ладони.  Даже Храм Зевса Олимпийского выглядел как спичечный коробок.
   В одно время с нами красотами Акрополя любовался  Анатолий Чубайс.
   К сожалению, время неумолимо, и нам пришлось, стряхнув пыль времен с ботинок, спуститься  из божественной обители на грешную землю.
   Выбрав, приглянувшийся нам ресторанчик, мы расположились за столиком  под платанами. Казалось, что  подай нам в этот момент любую пищу, она показалась бы нам вкуснейшей. Трудно даже описать с каким удовольствием  все выпили по  первой кружке  холодного разливного пива.
   Поужинав и еще немного побродив по узким улочкам, все отправились спать.
  Мне, честно говоря, несмотря на определенную усталость,  спать  ложиться не хотелось. Жалко было тратить последние часы на сон. Ко мне присоединился Виктор и вместе мы отправились  в сторону Акрополя и подошли к подножию холма Филопаппа, на котором он расположен.
   Ночью, в свете прожекторов и подсветок, Акрополь выглядел особенно величественно, он как бы парил в звездном небе. Создавалось впечатление, что такое место могли выбрать только боги.
   Мы просидели с Виктором в кафе на улице созерцая вечность, висевшую в  воздухе, вдыхая  запахи столетий.
   
                День десятый  - 18 июня.  Отлет.
               
   В аэропорту мы должны были быть к 8-ми утра. Расспросив, как ехать в аэропорт, мы  все-таки немного поплутали, но все же  прибыли вовремя.
   Сдав автомобиль и зарегистрировавшись, мы, наконец, заняли свои места в самолете.
   Все, Греция осталась в прошлом. Мы уже летели мыслями к  Северному Полярному Кругу, к Карелии, в национальный парк Паанаярви,  куда  наша команда в полном составе  уже  наметила выезд через пару месяцев.
   Нас ждало и звало будущее, чтобы стать прекрасным и полноценным прошлым, которое и является той жизнью, ради чего мы и живем.
   Будущее эфемерно и не может быть составной частью памяти. Оно лишь является программным продуктом, определяющим наши планы и направления наших действий.
   Настоящее является бесконечной вереницей мгновений, каждое из которых несет эмоциональную нагрузку, дарящую каждому из нас наслаждения или разочарования от произошедших событий, которые тут же становятся прошлым, нанизываясь на древо памяти.
   И лишь прошлое хранится в памяти, как  золотой  запас каждого человека, которое и является той неизмеримой ценностью, как самого человека, так и для самого человека. Эта память и является фундаментом  души человека, скелетом,  на который наложены, как мышцы, черты характера, эмоциональность, отношение к окружающему миру и все остальные аспекты, по которым этот мир воспринимает  каждого из нас.
   Отними у человека память, и не станет и ни его самого,  ни осознания им самим себя как личности. Душа исчезнет. Человек превратится в обезличенную биологическую оболочку.
   Стоит только решить вопрос с возможностью переноса  древа памяти человека, на девственную поверхность чистого серого вещества другого головного мозга, появится осознание собственного «я»  и проблема бессмертия будет решена. Возникнет лишь необходимость в замене биологической оболочки и решение проблемы раздвоения собственного я и его переноса в новую оболочку.
   Для того, чтобы  дерево памяти расцветало яркими красками, надо на его крону нанизывать  новые события и эмоции.
               
                Итак, вперед! Нас ждет КАРЕЛИЯ….

                Греция, июнь 2006 г.