Великий Шелковый Путь Ч. 3

Заметки Географа
Важность горных коридоров для транзитной торговли во времена Шелкового Пути
В период существования Шелкового пути существовало несколько основных ключевых точек (узловых транзитных центров) - как Кашгаро-Балхский (выход на Персию, Бухару, Индию, порты Индийского океана), Кашгаро-Кульдукский (Семиречье, южный Казахстан, Ташкентский оазис), Чачский [древнее название Ташкентского региона] (Китай, Тибет, Семиречье, Южный Казахстан), Ферганский (Китай, Мавераннахр, Семиречье), Узген-Индонезия (Фергана, Китай, Корея, Япония, Дальний Восток, Индонезия), Кашгаро-Истамбульский (Китай, Фергана, Мавераннахр, Персия, Турция, Европа), Турфан-Алания-Истамбульский (Китай, Семиречье, Южный Казахстан, Поволжье, Алания, Турция, Восточная Европа), Таримско-Абаданский (Китай, Таджикистан, Афганистан, Пакистан, Индия, Иран, Персидский залив), Таримско-Римский (Китай, Семиречье, Казахстан, Поволжье, Северное Причерноморье, Приазовье, Греция, Сирия, Италия, Западная Европа). В том числе ключевых транзитных коридоров Омульский выход из Средней Азии на Персию; Герат – выход с Афганистана на Персию и Среднюю Азию; Коканд выход на Кашгар; Каратергинский проход – из Сурхандарьи в Яркенд и Кашгар; Балх – ворота из Средней Азии в Афганистан, Персию и Индию; Кульджа – проход из ЦА в Китай; Кайракумский проход из Ташкентского оазиса в Ферганскую долину; Кандагар – главные ворота из Ирана в Среднюю Азию и Индию; Ташкент главные транзитные ворота между Сибирью, Семиречьем, Китаем, Московскими княжествами, Казахскими степями; Турфан – перевалочный транзитный пункт из Чанъаня в Среднюю Азию; Пайкенд –один из крупнейших перевалочных пунктов на дороге в Хорасан, Сирию и Византию; Джунгарские ворота – стратегический горный проход из Китая в Семиречье; Каменные ворота в Сурхандарье – на торговом транзитном пути Самарканд-Чаганиан-Алай-Кашгар и Термез-Балх-Индийский океан;

Цхинвал – один из ключевых узловых центров на Шелковом пути по отводной дороге действующий с 6 века н.э. из Средней Азии, через Аланию в Византию; Ваханский коридор соединял Среднюю Азию и Китай. Замечу, что эти узловые центры и коридоры представляют особый интерес при  изучении истории развития шелкового пути и исследований современных проблем геополитики и энергетических вопросов.

Важность таких коридоров заключалась в том, что когда возникали разного рода проблемы типа войн и обычные торговые транзитные пути оказывались временно заблокированы, то появлялись обходные дороги «зон рисков» через различные ключевые горные проходы.

Торговля ведется всегда по одним и тем же дорогам. В современный период древние дороги и трассы Шелкового пути вполне успешно используются для прокладки новых энерго проводов. Естественно предположить, что возможно в будущем (когда будет начата разработка углеводородных месторождений) такого рода ключевые коридоры могут быть использованы для одной из альтернативных веток энергопроводов.

(Конец 3 части, продолжение следует…)

Используемая литература для написания публикации:
• Editors by Tikhvinskiy S.L., Litvitskiy B.A. (1988) Eastern Turkestan in ancient and middle age. Review of history. Moscow, Science, pp. 352, 356-357, 360-366, 370, 371-372, 373, 378.
• Мандельштам А.М. Материалы к историко – географическому обзору Памира и Приамирских областей. С древнейших времен до 10 в. н.э. Сталинабад. Изд. АН Тадж. ССР. 1957. с. 4, 46.
• Наливкин Д.В. Предварительный отчет о поездке летом 1915 года в горную Бухару и Западный Памир. ИРГО. Том. 52. Вып. 3. СПБ. 1916. с. 205-206.
• Семенов А.А. Этнографические очерки Зарафшанских гор, Каратергина и Дарваза. Москва. 1903. с. 8-9.
• Зарубин И.И. Материалы и заметки по этнографии горных таджиков, долина Бартанга. Сб МАЭ. Том 5. Вып. 1. СПБ. 1918. с. 115.