Человек экзотический

Евгений Габелев
ЧЕЛОВЕК ЭКЗОТИЧЕСКИЙ
 

Притягательность необычного – любопытство, патология, или шанс взглянуть на жизнь с другой стороны? Заполонившие наши квартиры и офисы экзотические сувениры из дальних стран, обезьяны и крокодилы, восточные красавицы и смуглокожие красавцы, загадочные амулеты и таинственные учения Востока – что это, очередной виток переменчивой моды, понятная тяга жителей сурового севера ко всему яркому и напоминающему о жарком лете, или может нечто большее? Заслуженный объект насмешек для людей здравомыслящих, симптом нездоровья общества и путаницы в головах людей утративших истинные ценности – или же загадочные врата в Иную Реальность, магическое притяжение которой мы ощущаем ежеминутно, лишь по ошибке принимая его за тягу к ярким безделушкам и странным символам?
 

Что такое экзотика? Корень «экзо»- указывает на что то внешнее, находящееся за пределами, соответственно экзотика - то, что лежит за гранью обыденности, привнесено из вне, из других стран, культур, а возможно и вовсе из какого то другого далекого мира.


Чем отличается экзотика от извращения, необычное и забавное от неправильного и пугающего? То и другое лежит за гранью считаемого привычным, привлекает к себе внимание и может вызывать самые разные, в том числе противоположные оценки.


Как и везде все зависит от того, кто судьи. Кто решает, что нормально, а что за пределами нормы, что из мило и приятно, занимательно и заслуживает изучения, а что дико, враждебно, отвратительно. Кто же они, облеченные высоким правом выносить суждения и решать?


Либо каждый человек делает это сам, либо снимает с себя ответственность, доверяя право оценки другим - внешнему авторитету, окружению или средству массовой информации.


Соответственно, что для одного повседневная реальность – например, обезьяна в квартире, крокодил в офисе и чернокожая красавица в постели, то для другого чудо и экзотика, для третьего же источник гнева и обиды на все человечество или хотя бы на ту его часть, которая такое себе может позволить.


Пельмени или селедка - это в высшей степени экзотично для человека, привыкшего к бизнес-ланчу в китайском или французском ресторане. У личностей творческих и нетривиально мыслящих представления об экзотике и необычном индивидуальны и могут оказаться весьма далекими от принятых среди массовых социальных групп. В свою очередь взгляды и убеждения членов одной группы будут радикально отличаться от принятых среди других. Различия эти естественным образом структурируют общество, которое никогда не было и не может быть единым.


Представления о «нашем» и «не нашем», «престижном» и «отталкивающем», являются как раз одним из знаковых различий с помощью которых мы делим друг друга на своих и чужих. Поэтому люди необычные, творческие, обладающие своими суждениями, не склонные к конформизму и стадному чувству зачастую выделяются как внешне, одеждой, имиджем и забавными вещицами, так и убеждениями и образом жизни, что часто служит поводом для обвинения их в извращенности, а то и вовсе в безумии.


Отсюда и знаменитый миф о близости гения и сумасшествия. Неужели все творцы и гении вправду безумны? Да нет же, просто их критерии нормального  и естественного, в силу обретенной внутренней свободы, настолько не зависят от принятых в социуме, так радикально отличаются от повседневных взглядов, что люди по неволе воспринимают их как безумцев, извращенцев и аморальных типов.


Тут мы сталкиваемся с таким аспектом человеческой психики как Убеждения. «Я прав - считает большинство людей – и, следовательно, те, кто думает так же как я - разумные, нормальные и добропорядочные граждане, остальные же, думающие иначе - либо глупцы, либо злодеи, враги, извращенцы и наверняка наделены всеми мыслимыми и немыслимыми пороками…». Срабатывает защитный механизм, один из аспектов инстинкта самосохранения, ответственный за целостность ума, чувств и картины мира человека. Мы привыкли рассуждать в двухзначной логике - либо я прав, либо мой оппонент - и соответственно, если он, значит я проиграл и со мной что то не в порядке, мало того, поражение ведет к потере самоуважения, статуса и возможности для борьбы за свое место в жизни, что на бессознательном уровне может восприниматься буквально как угроза смерти. Что ж, в истории бывали времена, когда проигравших в религиозно-философских спорах сжигали на кострах или запирали в тюрьмы и сумасшедшие дома.


Так что не зря возможно человек держится за свое чувство правоты сильнее, чем за последнюю рубаху, и готов объявить безумцами или негодяями всех, кто на правоту эту посягает. Оттуда, от этого страха, и все обвинения в адрес слишком увлекшимися экзотическими вещицами, идеями, обычаями или занятиями. Ведь если у Меня нет ни обезьяны, ни крокодила, ни любовницы-мулатки, а у Него есть – то, похоже, один из нас ненормальный - и это явно не Я! И, если Я не занимаюсь йогой, медитацией, не стою на голове, не читаю трактатов восточных мудрецов, не практикую иглотерапию  и не ем жаренных змей- а Он, другой, всем этим занимается- то угадайте, кто из нас ненормальный?! Впрочем, если Я пока этого и не имею и ничем таким не занимаюсь, но завидую и мечтаю когда нибудь обладать или заняться, то для меня это уже не извращение и не симптом психической болезни, а как раз желанный символ престижа, статуса- а значит экзотика, загадочная, манящая и вызывающая всяческий интерес.


Та же ситуация с разговорами о «падении нравов», «отрыве от исторических корней» и тому подобной ерунде. Да, не было у наших дедов ни обезьян, ни крокодилов, ни ездили они по всяким там таиландам за приключениями, любовниц- мулаток себе не заводили - ну и что ж с того?! Тем кто себе не может ничего подобного позволить - понятно, падение нравов, а нам то зачем в это верить, отравляя себе жизнь сомнениями - может и вправду с нами что то не то и жить стоит в простоте, умеренности и прочих «традиционных ценностях»... Для человека ортодоксально приверженного  религии  своих предков - безобидный амулет из Непала, статуэтка Шестирукой Богини и книги с восточной мудростью - понятно, все забавы бесовские и происки врагов Святой Руси. Для вменяемого же и терпимого, сохранившего естественное любопытство и интерес ко всему новому - это и не экзотика даже, а естественная часть жизни в современном глобальном обществе, где границы стран и культур давно прозрачны.


Часто то, что сначала привносится из вне и воспринимается экзотичным и чуждым, впоследствии укореняется и становится неотъемлемой частью национальной культуры, как например привезенные из за океана всего несколько веков назад картофель, кукуруза, чай, кофе, многочисленные восточные пряности и приправы, без которых не мыслима современная национальная кухня. Да и европейский стиль в одежде, архитектуре и даже классическая музыка - были совершенно чужды традиционной русской культуре допетровских времен - а тогдашние Новые Русские дворяне, первыми начавшие брить бороды, одеваться по европейски и пить кофе вместо кваса, воспринимались современниками как фигуры неимоверно экзотические, а то и вовсе, как опасные извращенцы, что то вроде панков…Точно так же еще недавно считались экзотикой и вызывали подозрение йога и восточные единоборства, сейчас же в каждом городе соответствующих клубов больше чем во всей Индии или Японии. Да что там - пару тысяч лет назад и Христианство, как известно, было лишь экзотическим восточным учением, как модный сейчас Буддизм, а последователей его частенько считали врагами общества и преступниками - с соответствующими последствиями….


Кстати, а что это нас и вправду так на яркое и необычное тянет? Действительно среди снегов и вечного сумрака хочется яркого напоминанья о лете, тепле, солнце, многообразии  красок и цветов? Да, разумеется, и это тоже, однако экзотические привезенные из дальних стран яркие безделушки всегда были в почете не только в северных краях. Вспомним, как в эпоху открытия Америки испанская знать со всего света тащила к себе, словно стая сорок, все блестящее и яркое, что только можно было вывести из дальних стран! А ведь в Испании практически вечное лето и буйство красок. Более того - столь же падки до блестящих диковинок и коренные обитатели той же самой Африки, Америки и тропических островов. Еще пару столетий назад европейские мореплаватели за стеклянные бусы и брошки выменивали не только львиные шкуры, слоновую кость и рабов, но даже огромные участки земли, острова и целые страны продавали местные вожди за пригоршню яркого стекла. Причем, видимо считали эти сделки справедливыми и очень гордились новыми «Экзотическими» приобретениями. Это уж после дети и внуки тех вождей, получив образование в Европе, заговорили об обмане колонизаторов и принялись требовать свои земли обратно, а тогда то все было по обоюдному согласию и к радости договаривающихся сторон! Уж их то чем в тропическом раю яркие бирюльки так завлекли?!


Не только люди, но и все живые существа на земле, начиная со змей, рыб и рептилий, реагируют прежде всего на яркое, большое и быстро двигающееся. Ведь то, что передвигается, ярко окрашено, или больше тебя, может оказаться источником опасности или добычей. Светиться, блестит - значит или огонь, который несет смерть, или глаза хищника, сверкнувшие в темноте, а может и яркое оперение беспечной добычи. Кстати неслучайно птицы для привлечения этого самого внимания и поиска «второй половины» обзавелись яркими павлиньими хвостами и прочими «экзотическими» штучками! Яркое и необычное привлекает всех и всегда - и люди тут разумеется не исключение. Так же, как у павлина, самый яркий и большой хвост, указывает на статус Главного Самца, так и у человечески существ, обилие ярких украшений - бус, колец в носу, браслетов, цепей или перьев в прическе, нательная раскраска и татуировка, всегда означали принадлежность к тому самому высшему классу, к тем, кто всегда на виду, повелевает и распоряжается судьбами других. Не случайно, русское слово «Бояре» - от корня «Яр» - яркий, сильный, необычный, отсюда же Солнце - «Ярило»», круча, обрыв-«Яр». То есть «Бо-яре»- те кто ярче, сильнее, одним словом круче всех остальных. Да и одевались они ярче простых людей, и всякие заморские диковинки, по мере возможностей, собирали…..


Отсюда и сверкающие короны правителей, золото и драгоценные камни, яркие наряды средневековой знати - и пресловутые малиновые пиджаки и оранжевые галстуки из недавних времен! Сейчас, когда мода и чувство стиля не позволяют нам носить пудовые цепи, кресты с рубинами и перстни и браслеты как у афроамериканских реперов, наша потребность к самоукрашению и приданию себе яркости, как символа статуса и величия, переключилась на разного рода символические замены в виде необычных домашних животных, амулеты, талисманы, и загадочного происхождения, маски и статуэтки. Для кого же даже это слишком вычурно и вульгарно, ту же функцию выполняют всевозможные восточные трактаты и учения с неземной, нам простым смертным непонятной эзотерической мудростью - подчеркивающей разумеется Высочайший Интеллектуальный Статус ее обладателя….


Разумеется тут же появляется масса подражателей, ведь достаточно одеть вместо галстука цветастый шейный платок - и вот ты уже Художник, харизматическая личность и  Самец Самого Высшего Статуса! Ведь если великие себе такое позволяют, то и мне никто не запретит - буду как они, тогда тень их заслуженной славы и на меня смертного падет.… В животном мире это называется мимикрия - существо слабое и маленькое, чтобы не стать добычей, маскируясь, принимает яркую и вызывающую окраску хищника. Ну да будем снисходительны к подражателям и их слабостям и стремлениям - ведь инстинкт самореализации, в том числе и понимаемой как самоутверждение и завоевание статуса - один из важнейших и основных для всех живых существ. Каждый лишь по мере возможностей выбирает доступные способы. Одни преображают этот мир, другие лишь украшают себя символизирующими творческую свободу и фантазию бросающимися в глаза безделушками, и вряд ли эти забавные чудачества и причуды заслуживают осуждения.


Но неужели стремление к экзотике, ко всему необычному и яркому – лишь самовозвеличивание в погоне за статусом, привлечением внимания и восхищения? Нет, конечно - здесь еще и тяга к познанию, к изучению мира, развитию, и возможности взглянуть на жизнь с новой, доселе неизвестной стороны. Необычное, яркое, манит новыми знаниями, возможностями, открытиями, может оказаться источником вдохновения, намеком на что то большее, уносящее нас из серых будней к далеким и загадочным сияющим вершинам…..


Именно с наблюдения за вещами необычными, странными, блестящими и яркими - огнем, молнией, далекими звездами, Солнцем и Луной - и возникла наука, так преобразившая лицо мира. Путешественники эпох минувших, открывшие для нас далекие страны, моря и континенты, влекомы были не только пресловутой жаждой славы и наживы, но, несомненно, и тем самым магическим притяжением далеких экзотических мест и вещей, загадочной и великой Тайны, проявляющей себя в предметах и событиях ярких, что словно сияющие во тьме маяки, указывают нам направление к некому новому пониманию как Мира вне нас, так и глубин собственной души...


Вот и наши обезьянки, крокодилы, мулатки и амулеты, статуэтки и безделушки - отблеск тех маяков, отражение вечной потребности в познании мира, в выходе за пределы обыденных представлений, к тому чтобы взглянуть на жизнь с другой стороны, и, наконец, открыть высший и неисчерпаемый источник тайн, загадок, вопросов и ответов, не в дальних странах и чужой мудрости, а в самих себе.