Шелковый путь Ч. 2

Заметки Географа
Замечу, что в 2007 году направил в местный исторический журнал, публикацию по истории картографирования района Нуратау с 2 века до н.э. по конец 18 века. Зам редактора сказала что посмотрит, зарегистрирует статью, и приходите через месяц. Когда я пришел - зам укатила куда-то. Секретарша сказала позвоните через месяц. Позвонил, спросил как на счет публикации, и где зам, в ответ лишь в трубку раздался задорный смех секретарши и снова просили перезвонить через месяц. Эта история продолжалась ровно 1 год, типа: "ждите, ответа". После чего, плюнул на все. И зарекся публиковаться дома. Что интересно в Европе или Азии публикуют мои научные работы, а если что то не так в рукописи, то во всяком случае объясняют что и как, где ошибки, которые надо исправить. А у нас, дичь то какая. Понял для себя что лучше публиковаться либо за рубежом, либо в интернете.

Данная публикация о Шелковом пути, является переработкой материалов по так и не опубликованной статьи в местном историческом журнале.   

Торговые пути и кулинария

 Еще с древности по торговым дорогам осуществлялись культурно-экономические связи. По этим путям происходил трансфер новых знаний, технологий, продуктов, методов кулинарной обработки, а также лечебной медицины Востока. Таким образом, посредством торговли, разные регионы и континенты соединялись между собой. Так, например, еще с 20 века до н.э. на территории Нуратау (Узбекистан) проходил один из древнейших торговых путей. С 4-5 вв. до н.э. существовали торгово-культурные связи Средней Азии с племенами Южного Урала, Поволжья, Алтая и Западной Сибири, Северного Кавказа, это подтверждается материалами археологических раскопок и, частично, косвенными свидетельствами письменных источников.

С 4 века до н.э. и до 16 века н.э. через территорию древнего Узбекистана проходил Шелковый путь. Это название караванных путей, связывающих Китай через Среднюю Азию, Переднюю Азию и далее с Европой. Начинался в центральном районе Китая и через Ланьчжоу шел на Дунохуан .

По мнению Б. Хеннинга и Г. Халуна, путь в Китай начал осваиваться согдийцами в 4 – 3 вв. до н.э. На всем протяжении пути постепенно возникали процветающие согдийские колонии, существовавшие до 9-10 вв. В собственно китайских городах, административных центрах и городах Восточного Туркестана согдийцы селились большими обособленными общинами. Старые письма показывают, что связь с метрополией (то есть Согдом) не прерывались.

В пользу существования торговых связей между Средней Азией, племенами южного Урала и Поволжья в свое время высказался ряд ученных. В частности В.В. Бартольд, разбирая вопрос о значении караванного пути из Китая на Запад, служившего преимущественно для торговли шелком, писал, что, получивший большую известность в римское время караванный путь из Южной России на Восток, несомненно существовал раньше римского времени, исходной точкой пути с Востока были города Северного Причерноморья. Эту же мысль развивал и М.И. Ростовцев, указывая, что юг России был тесно связан с районами Восточного Ирана (так автор называет районы Средней Азии) и через них с племенами Алтая и Западной Сибири. М, И. Ростовцев высказывает и такую мысль, что греческие города Северного Причерноморья вели особенно интенсивную торговлю этим путем в 4-5 вв. до н.э., а затем происходит резкое снижение торговых операций [1].

В этот период времени были основные торгово-коммерческие маршруты:
• Лоулан –  Тарим – Кашгар- Фергана – Мавераннахр[2];
• Ош- Ходжекент- Джизак- Самарканд- Бухара- Чаржев- Мерв- Мешхед-Европа;
• Джизак- Ташкент- Исфинджаб (Шымкент)- Отрар- Поволжье;
• Пенджикент- Самарканд- Бухара- Чарджев- Мерв- Мешхед- Северный Афганистан;
• Бухара- Куня-Ургенч- Поволжье- Кавказ- Византия;
• Самарканд-Кеш (Шахрисабз)-Термез- Балх- Кабул- Индия.

Около 3 века н.э. древними согдийскими купцами был открыт торговый путь в Семиречье, через Джунгарские Ворота. Как известно в то время согдийские купцы держали в руках торговлю шелком. В 3-5 вв. началась первая волна согдийской колонизации Семиречья. Очевидно, именно согдийцам следует приписать открытие Северного Притяньшанья – песков Муюнкум, Киргизского хребта, рек Чу, Или и Каратал, полу пресноводного озера Балхаш и всей Балхаш-Алакольской котловины [3].

Через Среднюю Азию и Восточный Туркестан в прошлом велась оживленная торговля между Китаем, странами Ближнего и Среднего Востока и Восточной Европы, пролегали миграционные пути, т.е. пути переселения гуннов, юэчжи и других народов с востока на запад и юго-запад. Эти районы играли важную роль в экономическом и политическом развитии народов Центральной Азии, что определялось их удобным географическим и стратегическим положением. Торговые, посольские и культурные связи между Средней Азией и Китаем, начало которых уходит в глубокую древность, осуществлялись через Восточный Туркестан и оставили заметный след в жизни народов этих регионов. Благодаря таким связям народы Восточного Туркестана и Средней Азии переняли у китайцев способы разведения шелкопряда и технологию изготовления шелковых тканей и бумаги, а китайцы заимствовали у народов Средней Азии технологию изготовления стекла, глазури, тонкого сукна и возделывание садовых и бахчевых культур: винограда, гранатов, фасоли, люцерны и др. Активное взаимодействие и взаимовлияние, происходившее между народами Средней, Центральной Азии и Китая, сыграло важную роль и в жизни народов сопредельных стран. Не случайно эти связи привлекали и привлекают внимание китайских ученных [4,5,6,7].

В 3-5 века налаживается постоянный контакт Согдийцев с Китаем [8].
В этот период времени были основные торгово-коммерческие маршруты:
• Самарканд – Хаваст- Ош- Кашгар- Турфан- Дунхуан;
• Самарканд- Джизак- Ташкент- Исфинджаб (шымкент)- Отрар- Сауран (Туркестан)- Поволжье;
• Ташкент- Джизак- Самарканд- Бухара- Куня Ургенч- Астрахань- Северное Причерноморье – Кавказ- Восточная Европа;
• Самарканд- Бухара- Фараб- Чарджов- Мерв- Северный Афганистан-Индия- Персия- Сирия .

В 5 веке Китайцы в зарафшанских и ферганских городах ознакомились с культурой винограда и люцерны и научились выделывать стекло. Согдийские купцы являлись основными посредниками в торговле Средней Азии с Китаем [9].

В 40-50-е года 7 в, основные сухопутные ветви ВШП постепенно передвигаются из Самарканда на север в Чач (древнее название Ташкента) и Фергану. Северный из них шел из Чача в степные районы Семиречья и далее в Дуньхуан. Стоявший на контакте степных и оседлых народов Чач становится крупным узлом торговых связей из Сибири, степных земель и Китая, через него проходит одна из главных трасс ВШП. В списках среди азиатских купцов из Восточного Туркестана чачские занимают третье место после Самарканда и Бухары. В торговле [в тот период времени]активно использовалась монета других стран – от Византии до Китая [10].

Шелковый путь начинался в Чанъани и шел вдоль склонов Наньшаня через многочисленные долины. Это участок пути был легок, затем следовал крайне тяжелый переход через пустыню до оазиса Хами, а оттуда в Люкчунскую впадину к Турфану. От Гаочана караванный путь раздваивался. Одна его ветвь пролегала по южным склонам Тянь-Шаня через Кашгар, Кучу и Аксу, затем мимо Иссык-Куля в долину р. Чу и оттуда через Таласскую долину в Исфару. Другая ветвь, северная, начиналась также в Гаочане и шла по южной Джунгарии через Урумчи, Манас, Куркара-су и горы Ирыньшабирган в долину р. Или и оттуда на юг в Среднюю Азию. Кроме того, была еще олна трудная дорога через перевалы в Тянь-Шане из Карашара через долину Юлдуза в долину Или, но ею пользовались редко. В Средней Азии караваны отдыхали. Одним из крупнейших перевалочных пунктов был г. Пайкенд. Оттуда шел путь через Хоросан на Рей и Хамадан и через византийскую крепость Несевию (Низиб) в Сирию и Констонтинополь. От  Китайского моря до границ Персии считалось 150 дней пути, а отсюда до Низиба на римской границе еще 80 дней [11].

Во второй половине 6 века н.э. согдийцы продолжали колонизацию земель, проделав огромный путь через Центральную Азию к Байкалу, они осели в Приангарье; с собой согдийцы принесли культуру развитого земледелия. Археологическими раскопками последних лет в устье р. Унги (левый приток Ангары у 54о с.ш.) обнаружены многочисленные предметы среднеазиатского происхождения и согдийские захоронения [4].
 
Если в первые века новой эры связаны с далеким Причерноморьем поддерживались через Кашгар и Ферганскую долину, то к 5-6 вв. новая трасса «северного пути» проходила через Хами, мимо оз. Иссык-Куль, по долине Таласа и далее к низовьям Амударьи и Волги. В описании «северного пути» у Пэй Цзюя нашло отражение возобновление торговых связей по древнему пути, связывавшему восточно-туркестанские и согдийские центры с Черноморским побережьем и Византией. Важным свидетельством торговых связей [между Танским Китаем и Средней Азией], осуществлявшихся в начале 8 века по «средней дороге» (согласно Пэй Цзюю) через Самарканд, являются известные находки на горе Муг [4].

Средняя Азия лежала на великих караванных путях, соединяющих присредиземноморские страны с Китаем и Индией. Поэтому географическое положение Бактрии и Согдианы обеспечивало им роль крупных посредников в торговле и в культурном общении Запада с Востоком. Богатства этих стран и их транзитное положение делали их объектом частых нападений других народов. Это отразилось на их общественно-экономическом развитии, т.к. борьба Персии и Греции, а также нашествия кочевых народов Азии то оживляли их хозяйственную жизнь, то подвергали разорению уже сложившийся хозяйственный уклад. Это же положение препятствовало формированию прочных государственных образований. Экономическое влияние греческого завоевания (4 век до н.э.) сказалось в еще более усилившихся торговых и культурных связях со странами Ближнего Востока, Грецией и Индией. После распада царства Александра Македонского и кратковременного господства его приемников Селевкидов, Бактрия и Согдиана входили в состав самостоятельного греко-бактрийского царства, просуществовавшего почти 150 лет. В конце 2 века до н.э. в Бактрию и Согдиану проникли юэчжийские племена (иранского происхождения), образовавшие так называемое Кушанское царство. Для кушанского царства характерен рост больших городов, строительство укреплений на караванных путях и развитие торговых связей с Индией и Китаем и греко-римскими странами. Наибольшее влияние оказали отношения с Китаем [9].

В период существования Шелкового пути происходил тесный взаимообмен различных культур и этносов. Так, например, в 6-7 вв. н.э. в китайских городах существовали согдийские кварталы. Как пишет  известный персидский историк Фазлаллах Рашид ад-дин (1247-1318): Вблизи города [Чжучжоу] находится другой город, называемый Симали; большинство жителей этого города – самаркандцы, они развели по обычаю Самарканда много садов» [12].

Пути влияния (Танского Китая) на Тохаристан шли, очевидно в двух направлениях: один через Алайскую долину на Каратегин и Сурханскую долину в Балх, а другой через Памир, Вахан и Бадахшан в тот же Балх. С открытием морских путей (Великих географических открытий) значение мировых торговых путей, в узле коих лежали Балх и Термез, постепенно замирает и пути эти становятся обычными провинциальными артериями [13].

Японский ученый Иоджима полагает, что согдийские купцы использовали морской путь торговли, приходя из Самарканда в Ирак, а оттуда морем достигали Индии и Китая, в 7-8 вв. продавая в Китае сандаловое дерево [14].

Известно, что торговля Руси со Средней Азией шла по волжско-каспийскому пути через г. Булгар – крупнейший экономический центр Поволжья. В Саксине находились колонии иранских и среднеазиатских купцов. Этот город, расположенный в дельте Волги, являлся в 12 веке крупнейшим торговым центром, через который шел поток товаров в Волжскую Булгарию и далее в русские земли. О размерах производившейся здесь торговли можно судить хотя бы по тому, что между Саксином и Алхамом, гаванью города Амоля, ежегодно плавало до 400 кораблей. Булгар являлся местом постоянного контакта русских и восточных купцов на северо-востоке Европы. Сюда прибывали восточные купцы с тканями и другими ремесленными изделиями, пряностями и рисом, отсюда увозили русские меха, мед, воск, кору для дубления кожи… Сношения со Средней Азией осуществлялись преимущественно водным путем. Волго-Каспийским путем, хорошо документированным источником (Ибн Хордабех, Масуди, ал-Гарнати), следовали купцы в Поволжье и караваны, шедшие из Волжской Булгарии в Хорезм. Отправным пунктом для среднеазиатских купцов служил порт Абаксун на юго-восточном побережье Каспия, который был соединен сухопутными дорогами с Ургенчем, Бухарой, Нишапуром (Иран) и другими городами. Из Абаксуна торговые караваны шли вдоль северо-восточного берега Каспийского моря до устья Волги и вверх по реке до города Булгар. Обычно из Абаксуна купцы отправлялись в путь ранней весной, чтобы прибыть в Поволжье вскоре по окончании охотничьего сезона. Видимо, в это же время совершали свои поездки в закаспийские области русские и булгарские торговые люди. Существовала еще сухопутная дорога, связывающая Булгар с Хорезмом через плато Устюрт. Этой торговой трассой шел караван с которым в 922 г. прибыл в Булгар Ибн Фадлан. В то время она еще не была оборудована караван-сараями, где купцы могли доставать провиант и фураж для вьючных животных. Как показали археологические исследования, караван-сараи появились в Юго-Восточном Устюрте в 12 – начале 13 в., что свидетельствует о росте значимости этой караванной дороги [15].

Караванными дорогами Хорезм был соединен с многими странами… Важнейшие торговые маршруты из Мавераннахра и Хорасана, Индии и Китая, Поволжья и Руси проходили через эти земли. Булгар считался «восточными воротами» раннесредневековой Европы в Хорезм и обратно, как писал арабские географ 10 в. ал-Мукаддаси (ал-Макдиси). Хорезм был центром пересечения путей. … посредники в транзитной торговле. … товары можно разделить на: 1) изготовленные местными мастерами; 2) доставляющиеся из других городов одной страны (местной); 3) из степей и кочевий; 4) из дальних стран прибывших караванами; 5) транзитные, рассчитанные на продвижения в дальние края. Оживленная международная и внутренняя торговля способствовала появлению больших базаров. Из Мавераннахра через Хорезм и в Хорезм везли разнообразные ткани, лучшие сорта бухарских и самаркандских фруктов, в летнее время из Термеза доставлялась пшеница и ячмень, [который в тот период времени был] центром международной торговли, сыгравшего … решающую роль в развитии культуры и экономики Востока и Запада [16].

В период времени с 6 по 12 века существовало несколько основных торговых направлений как:
• Самарканд-Талас-Турфан;
• Самарканд- Бухара –Амуль (Чарджоу)- Персия -Аравийский полуостров -Южная Европа -Северная Африка (во времена существования Кордовского Халифата);
• Бухара- Кунград – Поволжье;
• Самарканд- Ташкент- Ош – Кашгар – Яркенд – Хотан – Лоян;
• Самарканд – Нурата- Куня-Ургенч – Астрахань;
• Самарканд- Ташкент – Исфинджаб (Шымкент) – Отрар;
• Джизак- Заамин- Кашгар;
• Бухара- Нурата- Отрар- Северное Причерноморье;
• «Амударья- Самарканд- Балх- Памиро-Алай – Кашгар» [13] 
• залив- Индийский океан- Шри-Ланка -страны Юго-Восточной Азии (Китай, Корея, Япония, Малайзия, Сингапур).
В 13-16 веках существовали основные торговые коммерческие маршруты:
• Карши-Бухара- Нурата- Отрар- Сауран (Туркестан)- Ишим- Чинги  Тура (Тюмень)- Поволжье (Дорога Тохтамыша конец 14 века);
• Самарканд- Чиназ- Ташкент- Семиречье- Сибирь- Китай;
• Самарканд- Ходжекент- Андижан- Кашгар- Кульджа;
• Самарканд- Бухара- Хива- Астрахань-Казань;
• Отрар- Нурата- Бухара- Самарканд- Термез- Бадахшан- Балх- Мерв- Нишапур- Герат.

Базар был своеобразным очагом культуры. Оптовая торговля могла производится и в караван-сараях.. В 15 – первой половине 16 вв. поддерживались торговые связи с Казанью, Астраханью, с ногайскими князьями. С последними особенно оживленными они были в первой четверти 16 в. К концу 18 в. относится сообщение Т.С. Бурнашева об участии в торговле на рынках Бухары купцов из Персии, Индии, Китая, Кокандского, Ходженского и Хивинского владений, а также российских татар, грузин, армян и разных кочевых народов. Из Хиндустана доставляют  сахар, сахарный песок и лекарственные зелья. Посетивший Среднюю Азию в 1793-1794 гг. Бланкеннагель писал, что Бухарские караваны беспрепятственно ходят в Кабул и Индию.

Сеть торговых дорог, связавшая самые отдаленные земли государства, соединяла среднеазиатские города с торговыми центрами Афганистана, Индии и Ирана – на юге, присырдарьинских и казахских степей, а также Сибири – на севере. Эти дороги имели множество сезонных ответвлений. В конце 16 века при правлении Абдулхана в Бухарском эмирате бурно развивалась торговля с Россией в основном хлопчатобумажными тканями. В Самарканд и Бухару, съезжались купцы из Афганистана. Персии, Арабистана, Турции, Пянджаба – Индии [17].

Для того периода времени существовали много торговых коммерческих маршрутов:
• В Сибирь;
• В Афганистан;
• В Персию;
• В Китай;
• В Тибет;
• В Россию (Бухара- Нурата – через пустыню Кызылкум – город Туркестан- через Казахские степи – к Ишиму – Тюмени- Тоболу- Омску- Барнаулу- Уфе- Астрахани).
Интересно заметить, что в 1868 году часть на реку Тобол переселились некоторая часть бухарцев [31].

Как писал еще в начале 19 века Е.К. Мейедорф: «Торговля ведется всегда по одним и тем же дорогам. Торговля всегда обогащает страну» [19]
(Конец 2 части, продолжение следует…)

Используемая литература:
1. Mukasheva R.R. (1972) From history of commercial relations of Middle Asia with tribe’s of South NearUral in slave period. In book Materials of  History and Archeology of Uzbekistan, Samarkand State University, New series, volume 218, Samarkand, pp. 115-121.
2. Tikhvinskiy S.L., Litvitskiy B.A., 1988. Eastern Turkestan in ancient and middle age. Review of history. Science, Moscow,    p. 368, 352-378.
3. Магидович И.П., Магидович В.И. Очерки по истории географических открытий. Географические открытия народов Древнего мира и средневековья. Издание третье, переработанное. Том 1. Москва. Просвещение. 1982. с.25, 33-35, 38, 138-140, 143, 145-146, 151, 234.
4. Из истории Средней Азии и Восточного Туркестана 15-19 вв. Ташкент. Фан. 1987. Отв. Редактор. Ахмедов Б.А. с. 3.
5. Ван Чжилай. Чжунъя ши (История Средней Азии). Пекин. 1980.
6. Фэн Пзяшэн, Чэн Суло, Му Гуан-вэнь. Вэйуэр цзу шиляо цзяньбянь (Сборник материалов по истории Синьцзяна). Том 2. 2-е издание. 1982.
7. Лю Чжисяо. Вэйуэр цзу лиши (История уйгуров) 3 тома. Пекин 1985.
8. Science and live in Uzbekistan. Fan Va Turmush scientific journal. www.fvat.uzsci.net Volume 3-4. Tashkent: 33-36.
9. Vasil’ev P.A., 1947. Tadjikistan (Economical – Geographical Review). Stalinabad, pp. 10-11, 12-14.
10. Buryakov Yu. (2002) On the history of early middle age Chach. In journal of History of Uzbekistan, Volume 3,         pp. 10-18.
11. Gumilev L.N. (1999) Old Turkish, Volume 12, book 1, Moscow, Institute Di-Dik,  pp. 252-253.
12. Rashid ad-din. Collection of chronicle. Volume 2, Moscow-Leningrad,1960. p. 176.
13. Kastalskiyi B.N. The history-geographical review of Surkhan and Shirabad valleys. In journal – ACTA of Irrigation, First part, January, Volume 2. Tashkent. 1930. pp. 64-97.
14. Hikoichi Ya. The stamped aromatic woods from the treasure of Horuji and early Islamic Indian Ocean. In journal of Asian ana African Studies, Volume 37, Tokyo. 1989. pp. 139-141
15. Fehner M. V. About history of commercial relation of Russian with Eastern countries in before Mongolian time (On material of Silk drapery). In book Caucus and Middle Asia in ancient and middle age time (History and Culture), by editors Litvinskiyi B.A., Moscow. Science. 1981. pp.139-145.
16. Mukminova R. The facts about development of trade in Khorezm in the Middle ages. In journal of History of Uzbekistan, Volume 1, Tashkent. Fan. 2006. pp. 10-15.
17. Бурыгин В.А., Марциновская М.И. Сельское хозяйство и экология. Учебное пособие. Ташкент. Мехнат. 1990. с.73.
18. Радлов В.В. Записки Императорского Русского Географического Общества. Средняя Зарафшанская долина. В 1868 году. СПБ. 1880.
19. Мейендорф Е.К. Путешествие из Оренбурга в Бухару. Центральная Азия в источниках и материалах 19-начала 20 века. Академия Наук СССР. Институт Востоковедения. Москва. Восточная литература. 1975. с.119-121.