Путь развития христианского богословия был долгим, трудным и тернистым. Сам Христос (http://www.proza.ru/2009/11/07/218) никогда не старался излагать свое учение в виде какой-то целостной системы. Его притчи, высказывания, поучения и проповеди были тщательно собраны учениками и легли в основу Евангелий. Однако их авторы также не имели целью строить какое-либо систематическое богословие. Гораздо важнее для них было сохранить образ и живое слово Учителя. Начало разработке некоторых богословских вопросов было положено в апостольский век, причем более всех потрудился на этом поприще Павел (http://www.proza.ru/2010/03/25/285), никогда Христа не видевший. Другие апостолы, за исключением, быть может, Иоанна (http://proza.ru/2015/05/31/440), вообще остались равнодушны к этой стороне христианского учения. Оно и понятно: в своей внутренней жизни христианская церковь не имела потребности ни в какой богословской системе. Первые христиане, люди простые, далекие от философии, не нуждались в умозрительных теориях и философских спекуляциях, для того, чтобы веровать в Христа. Долгое время церковь жила и развивалась исключительно одной только памятью о своем Основателе, пребывавшем в ней. Эта память была Священным преданием, содержащем в себе всю полноту Живой Истины.
Нужда в богословии появилась, когда христианству был брошен вызов извне. I - III века нашей эры стали временем исключительно напряженной религиозной жизни. То и дело христианам приходилось вступать в споры с языческими философами и иудеями. Еще более опасными противниками являлись гностики (http://proza.ru/2010/07/03/227). Личность Христа занимала в религиозных построениях последних очень важное место, но отношение к Ней было совсем не таким, как у христиан. Почти все гностики были докетами и разделяли философские идеи эллинских философов о дуализме мира. Материя в их глазах являлась сосредоточием злого и пассивного начала и была резко отделена от всего божественного. Докеты учили, что материальный мир не может обрести спасения, что он обречен в конце времен на гибель и уничтожение. Христос, следовательно, не мог иметь в себе ничего материального и не обладал человеческой плотью. Он был чистое божество, принявшее внешний образ человека. Его тело лишь казалось телесным, имело только видимость материи, а на самом деле оставалось чисто духовным. Людские желания и страсти, телесные немощи, голод, жажда – все это было Ему чуждо. Находясь на кресте, Он не мог испытывать никаких страданий и боли и, будучи бессмертным, не мог умереть.
Идеи докетизма не могли не вызывать сильнейшего неприятие со стороны большинства христиан, поскольку покушались на самый главный, самый сокровенный мотив их религии – догмат Боговоплощения. Ведь если Христос не истинный человек, то во всем его явлении не было ничего жертвенного, ничего искупительного. А какую ценность без этого могли иметь его проповеди и чудеса? Сама жизнь, таким образом, заставила христиан обратиться к богословию. Для опровержения домыслов своих противников они должны были заняться разработкой христологического учения, то есть составлением формальной системы определений, дабы каждый христианин мог ответить на непростой вопрос: Кто же такой Иисус Христос как Личность и каково соотношение в Нем человеческой и божественной природы.
В своей законченной форме христологическое учение сложилось только к VIII веку. Основа его была заложена самими апостолами и первым послеапостольским поколением христианских писателей, которых обычно именуют мужами апостольскими. Самыми известными представителями его были Климент Римский, Игнатий Антиохийский и Поликарп Смирнский. Их имена всегда были окружены у христианских богословов величайшим почетом, хотя никакого развернутого догматического учения в написанных ими произведениях еще нет. Впрочем, этого от них и не ждали. Для православных христиан важно было само свидетельство этих людей, лично знавших апостолов и непосредственно от них воспринявших свою веру.
КЛИМЕНТ РИМСКИЙ. О жизни Климента сохранились очень скудные сведения. По свидетельству Иринея Лионского, Климент «видел блаженных апостолов, общался с ними и проповедь их имел в ушах своих». По всей видимости, Климент был обращен к вере апостолом Петром (http://www.proza.ru/2010/07/03/227), с которым позже разделял труды и опасности апостольского служения. Согласно преданию, он был четвертым римским епископом после Петра и увенчал свой непростой жизненный путь мученичеством. Понтификат Климента приходится на 92-100 гг. Из произведений, дошедших до нас под именем Климента Римского, несомненно принадлежит ему только 1-е послание к коринфянам, написанное ок. 96 г.
ИГНАТИЙ АНТИОХИЙВСКИЙ. О жизни св. Игнатия, кроме того, что он был в 67-107 гг. епископом Антиохии, вторым преемником апостола Петра в этом городе, почти ничего не известно. Сохранилось предание, что он принял мученическую смерть (был брошен на съедение диким зверям в римском цирке) в годы гонений при императоре Траяне (http://www.proza.ru/2015/06/06/1846). До нашего времени дошли семь посланий Игнатия к различным церквам, написанные им незадолго до смерти в духе апостольских посланий. Проповеди докетов Игнатий противопоставил точное учение о воплощении. Он писал, что Христос воистину стал человеком, родившись во плоти, что Он действительно был пригвожден и действительно воскрес во плоти, что Он был «Бог воплотившийся», сразу и Сын человека и Сын Божий, Сын и Слово, бывший у Отца прежде веков, вне времен, что Он был Бог, явившийся в образе человека. Однако никакого развернутого учения о двух природах Христа и их единстве у Игнатия еще нет.
ПОЛИКАРП СМИРНСКИЙ (ок. 70 – ок. 156). По свидетельству более поздних писателей, Поликарп являлся учеником апостольским и «собеседником» апостолов. Прежде всего он был тесно связан с Иоанном Богословом, который и поставил его епископом Смирнской церкви. Ученик Поликарпа Ириней Лионский так вспоминал позже о своем наставнике: «Могу… описать, как сам он рассказывал о своих беседах с Иоанном и другими самовидцами Господа, как припоминал слова их, как и что слышал от них о Господе…»
О мученической кончине Поликарпа подробно повествует в своей "Церковной истории" Евсевий Памфил. Он пишет, что, узнав о начале гонений и о смерти некоторых своих последователей, Поликарп укрылся в одной из дальних деревень. Однако сыщики в конце концов сумели его разыскать. Когда они ворвались в дом, епископ встретил их приветливой речью, проводил к столу и накормил сытным обедом. Вслед затем Поликарпа посадили на осла и отвезли в город, где при огромном стечении народа его стал допрашивать проконсул. Он сказал епископу: «Обругай Христа и я тот же час отпущу тебя!». Поликарп возразил: «86 лет я служу Ему, и Он ничем меня не обидел. Могу ли я хулить моего Царя, спасшего меня?» Проконсул продолжал его уговаривать, но все его слова были тщетны. Между тем толпа народа, сильно возбужденная против христиан, стала кричать: «Он учитель Азии, он отец христиан; наших богов отрицает и многих учит не приносить им жертв и не чтить их! Надлежит его сжечь!» Проконсул утвердил это приговор своей властью. Люди разбежались по мастерским и баням, принесли дрова и кучи хвороста. Когда костер был готов, Поликарп сам разделся и разулся. Его хотели пригвоздить к столбу, однако епископ попросил: «Оставьте меня так: Подающий мне силу вынести огонь подаст и без ваших гвоздей спокойно стоять на костре». Затем он поблагодарил Господа за то, что тот удостоил его чести мученичества. По окончании молитвы зажгли огонь. Но пламя образовало дугу вокруг Поликарпа и не касалось его тела. Тогда по приказу проконсула его закололи мечом.
От всех произведений Поликарпа сохранилось только "Послание к филиппийцам". Из него видно, что среди филиппийцев получил распространение докетизм, и Поликарп напоминал им: кто не исповедует Христа, пришедшего во плоти, тот антихрист, и кто не приемлет «свидетельство Креста», тот дьявол.
Конспекты по истории человеческой культуры http://proza.ru/2011/06/02/190
Рим и его соседи в эпоху империи http://www.proza.ru/2011/10/13/1239