О тех, кого люблю и помню Цикл стихов

Галина Толстова
                ПАМЯТЬ

                ... «Даже, если пепелище
                Выглядит вполне,
                Не найти того, что ищем,
                Ни тебе, ни мне» ...
                Геннадий Шпаликов.

У каждого в жизни свои пепелища,
Там ветры находят приют.
И эти руины, и эти кладбища
Всё манят к себе и зовут.

Зачем возвращаться, зачем ударяться
О боль! Где тот сад? Нет следа...
Но память – ни врач, не отпустит лекарства,
Приводит на те же места.

Над нею и годы седые не властны,
Её не ветшают мосты.
Из странствий земных возвращаюсь однажды,
Где сад был, сажаю цветы.


.                * * *


                Светлой памяти моей бабушки       
                Софьи Яковлевны Аксельрод.

Пусть, среди  будней жизнь свою я пробегаю!..
Тебя же с  чувством неизменным почитаю.
Из рамочки портрет  со мной твой говорит,
И память образ  светлый бережно хранит.
И снова в прошлое меня она зовёт,
Назначив место встречи, месяц, день и год.
И запускаю реку времени я вспять,
И возвращаюсь. Вам меня ли не понять?
Там старый сад  октябрьским заревом объят,
Он возрождает душу и ласкает взгляд.
Он приглашает в старый дом меня войти,
Ведро воды домой с колодца принести.
Открыты двери. Ты радушна, как всегда.
И скатерть на столе и в доме чистота.
Румяных яблок  запах манит и пьянит.
И идиш с русским проживают без обид...
Чу... птица бьёт в окно своим крылом,
Как вестник, что беду приносит в дом.
Завечерело... Спешно меркли небеса,
Сомкнув навечно  твои карие глаза.
Я вспоминаю, как сгустилась тишина,
Как будто топь, без  берегов, без дна...
Я помню лица скорбные родных,
Что были перед горем все равны.
Как сиротливо дом заплаканный застыл,
В последний путь свою хозяйку проводив.
Как закричала я вослед, что было сил,
Как ветер гулко эхо разносил.
И снова память меня в прошлое зовёт
И назначает встречу там из года в год...

   
                * * *


                ДОЖДИ.

                Бабушке моей, Аксельрод Софье Яковлевне,
                Посвящается.

Я сегодня тону в этих сумерках длинных,
В уголке на диване притаился мой кот.
И мне слышится чей-то мотив заунывный,
Словно старый шарманщик за окошком поёт.

Будто, эхо тревожит из комнаты дальней,
Или ветер играет опавшей  листвой,
Или ангел к кому-то спешил на свиданье,
И крылами взмахнул над моей головой.

Лились струи дождя из безвременья синего,
Вспоминалось о чём-то, забытом давно...
И тоской заливало – казалось, что ливнями
Бесконечная осень идёт за окном.

А на крыши, на город вечерний усталый,
Проливаются слёзы потоком дождя.
Помню, бабушка мне как-то раз наказала:
«Ты живи, чтоб самой не краснеть за себя.

Не ропщи, что был рай безвозвратно утерян,
Ты любовью его сотвори на земле.
Не гонись за удачею и за химерами,
Чтоб когда-нибудь вдруг не расстаять  во мгле.».
 
Светлый ангел ко мне прилетал на свиданье,
Он коснулся крылами усталой души.
«Чтоб душа не болела, -  сказал на прощание, -
Ты обид на людей никогда не держи».


                * * *


Мне медали от деда остались на память..

И от Бабушки письма читаю опять я.

Я от  Дома родного ключи сохранила...

Память – это печаль... и - великая сила.


                * * *
               
           Поглядывая через окно кухни  во двор, я помешивала в кастрюльке  медленно закипавшую кашу.
          Она сидела на скамейке у  дома напротив. Увидев её, я выскочила  из квартиры, стремительно спустилась  с  четвёртого этажа и выбежала  из подъезда. Захлёбываясь слезами,  пересекла двор и опустилась  рядом на скамью.
           Спокойная и умиротворённая, она сидела в новом платье и в аккуратно повязанном платочке. Сидела, удобно расположившись, словно у себя на диване. О, это дорогое лицо, этот знакомый с детства внимательный взгляд карих  глаз. Её полноватые руки обняли меня.
           - Бабушка... бабушка... – упала я к ней на грудь.
           - Почему ты плачешь? – спросила  она удивлённо.
           - Я скучаю.
           Она погладила меня по волосам.  Мне показалось,что рука её  была холодна.    Она подняла моё  заплаканное лицо и посмотрела в глаза.
          - Не плачь.  Я тоже скучаю. Что хотела тебе сказать... хотя, я раньше платочки  и не повязывала, этот всё же мне нравится. И не забудь сказать  моей младшей дочери, тетке твоей, чтобы она не переживала и не изводила твою мать понапрасну. Раз Люба решила повязать мне платочек, значит так нужно. Она старшая  и лучше знает, что и как. И платье красивое выбрали. Да и вообще, всё кончилось совсем неплохо. Но в тот день мне было очень жаль вас всех. Даже не жаль... помнится, было больно. Муся показалась мне такой маленькой и беззащитной. Тяжело ей будет без меня. А Лёня... он так кричал... Вы присмотрите за ним – мне это очень не понравилось. Он чрезмерно впечатлительный.
           - Ты будешь приходить?
           - Не знаю... Не знаю, возможно ли  это.
           - Мама сказала...
           - Всё, что мама твоя говорит, всё так и есть, - перебила она меня. - Яник... Ты слышала, как он всё  время просил меня открыть глаза? Но  я не могла.
           И вдруг, она внезапно встала  и пошла. Я бросилась за ней.
           - Бабушка! Бабушка!!!
           - Дальше не иди. Возвращайся домой.
           - Нет! Не хочу!!! – продолжала кричать я, но ноги мои словно  приросли к  земле.
          …Я вскочила с кровати и бросилась  на кухню к окну. Двор был безлюден, небо тоскливо. Тяжело просыпался бледный,  больной рассвет.
           Она умерла три дня назад, а сегодня были похороны. Потом мы все сидели в ЕЁ доме. Потом разошлись. Потом... потом я думала, что когда закончится этот кошмар, всё будет, как прежде. Ведь не может же  дом ЕЁ вечно пугать меня своими затемнёнными окнами. А он пугал долго-долго...

                * * *


                ТЕЛЕФОННЫЙ ЗВОНОК


                Памяти незабвенного моего дяди,
                Аксельрода Леонида Борисовича
               
Тревожно прозвонил звонок
Был голос глух, бессвязен слог:
"Сказать тебе, сестра, я должен...
но как... не знаю... мне так сложно...
Беда. Печален этот  день,
и горе наше безутешно..."

И снова падала листва,
и завывал тоскливо ветер,
устало стыли небеса
и угасал безмолвно вечер...
 
               
                * * *

                ТЫ СКАЖИ МНЕ, МАМА...

Ты скажи мне, скажи, моя милая мама,
Как тебе?.. в небесах-облаках и туманах...
И не выразить боль никакими словами,
Как тебя не хватает мне, милая мама.

Ты в дождях чудотворных, в словах, самых нежных,
И в тоске моей чёрной - ты свет и надежда.
В мире этом всему – для меня моя мера
И в безверьи моём – обретённая вера.

Мне б под крышею дома родного укрыться!
Добежать, докричаться б к тебе, дозвониться!
Бесконечной молчит телефон тишиною...
Снова птицы летят... но летят стороною.

                * * *


                ОЧАГ
               
У всех историй есть своё начало,
И каждому началу есть конец.
Но возвратившись к старому причалу,
Ты сам себе ответчик и истец.

Девятый вал очаг мой не разрушил,
Но угли тлели в нём едва-едва.
Пришёл черёд сразиться мне со стужей,
И в топку вновь подбрасывать дрова.

Но никогда очаг мой не погаснет,
Я его пламя зорко стерегу.
А годы ненасытные, ненастья?
Я их и ублажу, и упрежу.

Уж сколько раз ноябрь срывал листву,
Слезами осень с парками прощалась,
Размазывая краски по холсту...
Но нить любви моей не обрывалась.