Мой друг Людовик

Симон Шойхет
                МОЙ  ДРУГ  ЛЮДОВИК





               


               

   В  минувшее  воскресенье    мне    не  сиделось   дома ,  на  душе  было неспокойно ,  я  давно  не  встречался  с  моим  другом Людовиком  Капони  и угрызения  совести  мучали  меня . Я  решил  навестить его  в  его  доме, в  самом  центре  Манхэттана . Прошёл  почти  год    после  нашей  последней  встречи . Это  ведь   немало , год.  Столько   событий  свер-шилось со  мной за этот  год . Одни  меня  смущают   до  сегодящнего  дня ,  другими  я  мог  бы  гордиться , но  не уверен, заслуживаю ли. Я опять нуждался в его одобрении Обычно я   не  упускаю  возможности  пообщаться  с Людовиком  ,  когда  оказываюсь  в этом  районе . Мы  уже  знакомы  с ним  давно,  лет  26 ,  с  тех  пор  как  я поселился  Нью Йорке. Жизнь в этом  большом городе  непростая ,  одиночество и тяготы  сомнений  толкают  нас  в  обьятия  новых  друзей  и  единомышленников ,  но  только немногие  из них  остаются  с  нами  надолго  как   мой  друг Людовик.  Хотя   он  родился  и  вырос в  своё  время   в далёкой  Флоренции , в жизни ,тоже  полной  интриг  и  борьбой  за выживание, мы нашли общий  язык  и  даже  симпатизируем  друг  другу ,Людовик  живёт в западном  крыле величественного   особняка-галлереи  Frick Collection  на  5 авеню . На  самом  деле Людовик  Каппони -это портрет, художника  Агноло  Бронзино ,  придворного  живописца  властвовавшего  флорентийского клана  Медичи. Родители Людовика ,дядья  и  братья Капони  были  всегда  союзниками  Козимо  Медичи   и их  портреты  часто  висели рядом в  дворцах  и  музеях , как и их  боевые  знамёна  и гербы на  поле брани .Я часто спрашиваю  себя  , зачем  я  продолжаю приходить  к  нему - безмолвному напыщенному , наряжённому   как  на  парад  молодому   человеку . Некоторые  из   моих  знакомых ,  которых  я  знакомил  с  Людовиком  находили его взгляд  скучным , суровым ,  без  капли чувства  юмора  или  иронии .  Лично я  этого  не  находил . Мне  даже  казалось  что некоторые  портреты Бронзино , размещённые в Метрополитен музее , были  выписаны  с   меньшим  чувством  дружеской симпатии. Я  убеждён   что    Людовик  и Агноло    были  ко  всему  ещё  и  друзьями  и  сверстни-ками ,  жившими в  одно  необыкновенное   время ,  которое мы с  почтением  называем  Возрождением.  Иногда ,  расположившись   напротив него на  скамейке  в пустынной  зале , я  не  мог  избавиться 
32
от   фантазий   моего  виртуального  присутствия  в  просторной   мастерской  Агноло ,  где  мы   втроём  неторопливо  беседовали  о  природе  вещей и  событий . Большие флорентийские окна освещали полотна , натянутые на  подрамники и расставленные вокруг на мраморном   полу. Некоторые  с   паутинкой   коннелюра ждали реставрации.Другие  незаконченные -на  мольбертах ,  укрытые цветной  тканью  как  театральным  занавесом. Пахло  краской, скипидаром, политурой. Людовик уже  привычно  расселся  в  кресле,  у очага . Он только недавно  пришёл.На  табурете - его небрежно  брошенные  плащ, шляпа , перчатки и шпага . Агноло  стоял  у  мольберта в с растегнутым  воротом  на  светлой  рубашке   под  жилетом . Он  держал  где-то высоко в руке бокал с тосканским вином, а  другой рукой смешивал большой кистью  краски  на  палитре. На холсте в мягких, жирных с блеском мазках  оживал портрет... 
  Познакомившись  с Людовиком, я  продолжал приходить  к  нему  даже , когда  я  делал трудные, порой  безрассудные первые   шаги  в  моей  новой  эмигрантской  жизни в  Нью  Йорке . В   те  годы у   меня  было   мало   друзей  и  ещё  меньше самоуверенности  и  я восхищался царственному  достоинству этого  молодого  парня   ,  твёрдой уверенной  манере   держать  себя . Я  знал   что  я  всегда могу  его  найти  в западном  крыле  галлереи .  Будучи  живописным  портретом    он  никогда  не  изменялся ,  но  мне  всегда кажется  ,  что  он  рад   моему  приходу . Много  воды  утекло   после  нашей  первой  встречи .  Я  сейчас  вдвое  старше его на  этом  холсте .С  тех  пор   я  добился  кое  чего  в   профессиональной  карьере и в  моей душевной  зрелости   и  всё  таки я  попрежнему нуждаюсь  в беззвучном  совете  Людовика.Всякий  раз когда  я  прихожу  в Frick Collection , я  сразу  направляюсь  в его  комнату  и всегда  уношу  с  собой  добрый  совет или  наставление. Он  всегда  одет в яркий, цветной , бархатновельветный кафтан поверх  белоснежной  льняной  сорочки с  рукавами  изящно  отороченными  кружевами.Длинный  поток декоративного  полотна   из  роскошного чёрного  бархатного вельвета   грациозно  ниспадает   волнами откуда-то  сверху на  его  плечо  и  вниз  складками  на его  бриджи  в  обтяжку .   Изысканный   фон  за  спиной Людовика  вместе с всем   торжественным  пространством  прохладных  зал  Frick галлереи -  не  только  убежище  от   шумных  улиц  Манхаттана, но и от всех забот и страстей человеческих  влечений , зависти ,  предательств  и  любви . Даже  не  ступив  ещё  в  узорчатый  паркет  галлерейных  зал,  ты  оказываешься  очарованный  и  соблазнённый неожиданным журчанием   фонтана  во  внутреннем  дворике,  располагающий  скорее  к  созерцанию  воды  и  размышлениям  чем  просмотру  художественных  работ . Несмотря на  видимое  строгое  достоинство, Людовику  однако пришлось  пройти  через многие  испытания , разделив  участь   своих  горожан  флорентийцев .  Ещё  недавно  Флоренция  была  разделена  на  партии гвельфов  и  гибеллинов  и  раздор   этот  ввергал город  и  республику   в  несметные  рарушения   и   бедствия .  В  периоды  примирений  Флоренция  расцветала   и  становилась  во  главе  всей  Тосканы и  первых  городов-государств Италии.   Людовик ,  служивший  при  дворе     герцога   Козимо  Медичи  был  приписан  к  одному   из  отрядов  обороны  и  учавствовал  с  младых  лет  во  всех  военных  операциях  по   защите   отечества.   Там   же ,  при   дворе   Медичи   Людовик  встретил  юную  Маддалену  Веттори  ,  которую  граф  выбрал  в  будущие  жёны  своему  кузену.   Молодые  люди  встречались   тайно, хотя Козимо  запретил свидания.  Разыгралась    шекспировская   драма  любви   и   интриг  с  покровительством   графини - жены Козимо, Элеонорой  Толедо , заступавшейся за  влюблённых. После  трёх  лет  тайных  страданий , несчастная  Мадаллена  приняла  решение    уйти  навсегда  в  монастырь  и   старый  Медичи  уступил  ,  но  приказал  Людовику женится в тот  же  день до захода  солнца. Молодые обвенчались немедленно и 

33
как  записано  в Флорентийских  хрониках   произвели  на  свет   восемь  детей.  Есть   ещё  одна   причина   моего  тяготения   к Людовику. Его  портрет  является вершиной  художественного   мастерства   Агноло   Бронзино.    Удивительный   симбиоз   цветовой  гаммы ,   укрытой   в складках   тканей   ,  рождающих   тени  в текстуре  материала, свет  проникающий  из   прозрачной глубины кожи созданной  слоями   тончайшего пигмента смешанных  красок   и величайшего   терпения  мастера  и  перед вами  трепетная  реальность  на  обыкновенном  холсте   без  компютера  и  молекул  ДНК. Это реализм ,  которого вот  уже  более  ста лет старались  избежать  даже  великие  художники  западного  мира . И  вместе  с  тем меня  очаровывает   покров  таинственности в  изумрудно-зелёных  и сине-черных тонах одежд.  Я  могу  представить себе   прохладную  мраморность   дворца   за   его спиной, полуосвещённые  корридоры  в  суете   пажей  и  придворных  дам , плывущих  по паркету ,  чуть  приподняв юбки  и  среди  них  озабоченную  Элеонору Толедо  ,  переносящую  тайные  записки   между Людовиком  и  Мадалленой .  Иногда   я  спрашиваю  себя , хотел  бы  я  прожить  жизнь  Людовика  Капони и  тогда  мне  приходит   мысль ,  даже  мечта - прожить   жизнь  другого человека - художника  Агноло   Бронзино.  Мечта   такая  у  меня давно,  однако  рисовать я  начал  всего  несколько  лет  назад, переходя  от одной  ступени  к другой не  переставая  испытывать  разочарования  и  радости диллетанта ,    толкающие  меня  вперёд   к  недостижимому    уже  никогда   совершенству .  Утешением  для  меня остаётся   мысль , что  я  никогда  не   рисую  за вознаграждение,  как  это  делал  всю  жизнь  гениальный Агноло.  Мои  картины   заполняют стены  моего  дома ,как обои  или  я раздариваю  их некоторым  из  моих друзей.      Он  очень  молчалив , мой друг  Людовик .  Вообщем-то он  не  говорит  вовсе ,но я  понимаю  его  без  слов . Он  не  улыбается  и  не  хмурится  никогда  . он  не  выглядит ни  осуждающим  .  ни безразличным . ко  мне .   Он  остаётся  таким  как он  есть - Людовиком .Там  нет ничего  лишнего  на  этой  картине , ни  обольщающих   светских  сцен  позднего  Возрождения , ни любимых щенков ,ни парадной  мебели    Это  просто  портрет молодого ,  хорошо  одетого ,   человека  ,нестареющего  никогда  . Он  был  моим Дорианом Греем  Он  никогда  не  истлел за  эти  годы  как  и  мои   воспоминания  о  прошедшей  четверти  века .Если  бы он мог  видеть  меня   в  наших   многолетних  встречах ,  он  бы  проницательно распознал  в  моём   портрете    множество лиц, приходящих  и  уходящих  со временем, оставляющих  за собой  память  и  надежду  на    будущее.   Я  прощаюсь  опять  и  ухожу . Я  знаю ,  что  если  я  обернусь,  мой  друг  Людовик провожает  меня  своим взглядом .

               





                КОНЕЦ               
   



         Нью Йорк .  2008