НИКО

Симон Шойхет
                НИКО.






       В  богатой, многоцветной  истории артистической  культуры   Грузии  нет  более  культовой  и  легендарной  фигуры  ,  чем  художник  Нико   Пирасмани   или ,  как   его   записали   от  рождения Нико  Пирасманишвили.  Кроме   немногих , всего    может  быть двух  сотен оставшихся  в живых  из нескольких  тысяч , таинственно   изчезнувших живописных   работ   не  осталось ничего, что  могло  бы  составить  достойный  музей  загадочного   искусства   -  хранилища    любви   и  памяти   благодарного  грузинского  народа.  До  наших  дней  к  вели-чайшей нашей  грусти и сожалению не  сохранились никакие   документальные   записи  в  архивах  или хронологических  книгах того  времени . Никто  даже не  знает  точно ,  когда  Нико  родился – может  быть  в  1860 ,  а  может  быть  в  1884. Остались    только   печальные   мифы  о  романтическом грузинском  художнике из старого  города  Тифлиса, который  рисовал  свои  необыкновенные  картины на настольных   клеёнках .Известно,  что  большая    часть  из  сохранившихся   работ  датированы  началом  нового  двадцатого  века . Годам,   предшествовавшим    Первой   Мировой  Войне   и Русской  Революции .  По   крупицам   собранные ,    сохранившиеся  косвенные   материалы    рассказывают ,  что   Нико  родился в  Кахетии ,  в небольшом провинциальном  городке   в  большой семье скромного торговца Жавы Пирасманишвили  Он  был  ещё  ребёнком  ,  когда  его  старшая   сестра ,  выйдя  замуж,  вскоре  оставила  Грузию  и  уехала  в  Турцию,  где и   потерялись  её  следы . Он  рано остался  сиротой   и дальние  родственники Кантария, преданные друзья его отца  приютили   и   воспитали   маленького  Нико и  дали  ему  хорошее образование .Несправедливые   рассуждения  о  том  ,  что  Пирасмани      рисовал  свои  картины  по наитию  ,  не  имея  никакого   представления  о   мировых традициях живописи  не имеют  под  собой  основания. Среди  сохранившихся его  работ   найдены  замечательные   стихи   и  поэмы ,  много  записей о живописи и  музыке.  Однако, повидимому он  рано  ушёл  из  дома  и  с  этого   времени   началась   короткая  и  несчастливая   жизнь   бродяги  Нико  и яркая  биография –легенда  любимого  художника Грузии   Пирасмани .  Одно  время  он  работал на  службе- кондуктором  на Закавказской Железной Дороге. Это был единственный  документированный эпизод его  жизни. Очень  короткий. Повидимому  он  был  не  очень  прилежным   кондуктором.  Он  любил  рисовать людей на  улицах шумного левантийского города Тифлиса-торговцев   с  заречного  базара  возле  фуникулёров ,  уличных   водоносов  и   сапожников в  кварталах Вера  возле незабываемой Мтацминда . Он любил  этот  город  с  домами  как  ульями на ткемалевых  террасах ,        украшающих  склоны  над  Курой   С  самого утра  он  ходил      по  лавкам , духанам и       корчмам   и  собирал  заказы   на портреты.   Все  знали   Нико  и  любили   его- высокого ,  чуть  сутулого молчаливого человека  с  большими печальными глазами и длинными  густыми  волнами волос .В обыденности  ,  даже   неряшливости   его   одежды - шарф  на помятом старомодном сюртуке , рубашка  апаш ,   всегда  без  галстука , растоптанные  башмаки в  высохших  брызгах  краски  , была загадочная  смесь   чудачества  и  артистизма .  Он   даже  не  всегда   брал  деньги . Он  просто  любил    рисовать людей   и  тогда  ему  платили  кувшином  вина ,   миской   с  хачапури  или лобио ,   иногда   обедом  в  ресторане.Он  уходил  и  оставлял  за  собой  картину,  нарисованную  на   клеёнке   со стола. Клеёнки были  чёрного  цвета   и  рисовал  он  больше   белыми  красками  ,  иногда  просветлёнными  цветными . От того силуэты   домов , вершин  гор  и  неподвижных  людей    становились похожими  на  красочные  фигурки  в  трубках  цветных  диапозитивов .  Если  вы  когда-либо  бывали  в   Тбилиси  на  улице капуцина Дато Цхакали ,  там  в  маленьком  полуподвальном  кафе   висит  картина на  чёрной   клеёнке  в  дорогой  раме. В нынешние  времена  этой  картине цены  нет. Туда  приходят  пить  вино и   слушать  истории -легенды  о  Нико  Пирасмани.
Однажды  Нико решил  как-то вырваться  из  нищеты и  стал  торговать молочными  продуктами . И  надо сказать   торговля   его   оказалась     очень   успешной .  Горожане  приходили   в  лавку Нико со  всех  концов  старого  Тифлиса  .  А  как  вы  думаете   почему  ?  Да   потому  , что    вместе  с крынкой  холодного молока , кругами сулугунского .   сыра ,  и  сванетского  мацони ,Нико выставлял   каждый  день  новую рисованнуювывеску .Это  были картинки  из  жизни  его    соседей  и горожан .  Люди приходили смеяться  и  плакать  вместе  с  его  героями . Его  персонажи  были двухмерными ,  простыми   и  ясными   как   в   детском    воображении . Нико  владел    настолько  изысканными   приёмами  технического  и  художественного мастерства ,   казалось  ,  что  его картины  могли   быть   нарисованы  только  гениальным ребёнком не
старше пяти лет .  Его   усатые  провинциальные  Батоно   с  кинжалами  на   ремешке в  серебре  и газырями  на черкеске    , бровастые  мамаши  в  узорчатых   шарфах  были  живыми  и  знакомыми   и  своей  плоскостной  торжественностью  были  похожи  на  византийские  иконы .  Кто знает,  знаком  ли  был  Пирасмани  с  живописью  Фран-цузского   таможенника    Руссо ,  но    для    грузинских   почитателей   живописи  Нико оставался  самым   значительным  романтическим  художником-примитивистом в мире  искусства. Неизвестно  как  сложилась  бы   далее  коммерческая  судьба   Нико  , но   как  часто  бывает, вмешалась  несчастная  Любовь . В маленьком  городском  театре  - кабаре  обьявилсь  молодая  французская   певица    Маргарита . Она  была  очаровательна и   строптива   с  цыганской  экзотичностью - стройная  с   тяжёлой  копной  рыжих  волос  и зелёными глазами  она   пела сильным  низким  голосом  модные  французские  песенки и  романсы .  Публика  неиствовала  на её  концертах ,  поклонники  осаждали ее , а  у входа  в театр её  всегда  ожидали    несколько  фаэтонов  и  ландо . Однако  она   была  холодна и  неприступна . И надо же было  молчаливому,     невесёлому  , бедному   художнику    Нико    Пирасмани   влюбиться  в   эту   заезжую  красавицу - певицу.  Он  приходил  каждый  вечер  в  театр-кабаре , садился  за  дальний   столик в  своём  помятом , пыльном   сюртуке  и слушал  её   выступления  до  самого  конца ,   пока  не  тушили  свет  на  сцене.  Даже  когда  Маргарита  в  свободные  минуты  выходила  в  зал с  бокалом  шампанского  ,  в   котором   отражались  ее  золотые   с  каменьями   браслеты ,  Нико  не   осмеливался   заговорить    с  ней.   Ему  казалось ,  что  у  него   нет  никаких надежд    покорить  сердце   этой  прекрасной   и   недоступной   женщины . 
 Но  вот   однажды случилось  невероятное . С  утра  к  зданию  театра, где  на  верхнем  этаже   проживали  артисты  кабаре  , стали  прибывать  и  разгружаться   на дорогу  одна за другой  арбы,  заполненные  цветами . Одна , потом    другая  ,третья  и  ещё  и  ещё  и  скоро  вся  улица  почти   до    Маргаритыных  окон была   усыпана    красными  розами  ,  розовыми  гвоздиками ,  нежыми эдельвейсами  и  фиалками  в  горном  родендроне  . У парадного  подьезда  мелодичные  чангури  в руках приглашённых   усатых  музыкантов   в  чохах  под аккомпанимент стонущих  флейт-саламури  и  ритмичных   барабанов  играли  свадебную    грузинскую музыку ,а    в  центре  этого  необыкновенного   грандиозного  праздника цветов    стоял   с  раскрытыми  руками  Нико  Пирасмани   .  Он  собрал  все  свои недавние  сбережения ,  продал  свою   знаменитую   лавку  и  на  эти  деньги  накупил  цветы своей  любимой женщине. Впервые за  много лет глаза его перестали  быть  печальными  и  он  был   счастлив.   Ошеломлённая    Маргарита    вышла   на   улицу   и , ступая  по  волнам  из лепестков ароматных красных  роз  шла  к Нико не  переставая  радостно   смеяться   от   удивления .  Толпы    тифлисцев ,    собравшихся   вокруг  ,   аплодировали    и  свистели.  Маргарита   в  восторге  целовала Нико  при  всех , а  потом    увела  его  к  себе . Вот  так   побеждает  Любовь.      Но счастье  Нико   Пирасмани  продолжалось  недолго Очень  скоро  Маргарита   сбежала    с  каким-то  богатым   импрессарио   в  Батуми .   Нико  опять  остался  один .  Он  никогда   больше  не женился .  Он   продолжал  бродить  по  городу Тифлису  и  рисовал   его  горожан .  Он  не дожил   до  своей  славы  и  всенародного поклонения  и   умер   в  одиночестве  и  нищете  . 





               

               

                КОНЕЦ