Зеленый орешек

Оксана Студецкая
                Оксана Студецкая

                Зеленый орешек


Когда моему сыну было 4 месяца, то кормила его уже не  грудным молоком, а коровьим. И вот у него поносы начались. Врач приписал давать пить отвар зверобойчика. Но зверобойчик не помогал. Стул у ребенка доходил до 12 раз в сутки, что я уже палочками на стене отмечала. Тогда врач выписал направление в больницу.
     Расстроенная за здоровье и жизнь сына, ведь длительный понос у ребенка опасен, я пошла на АТС звонить и жаловаться своей маме о случившемся. В разговоре с матерью по телефону я горько плакала. И, вдруг, в конце разговора слышу голос телеграфистки:
    - Женщина, не кладите трубку, послушайте, что я вам скажу. Идите домой, и срочно отварите вашему ребенку скорлупки от ореха грецкого и напоите ребенка этим отваром. Вообще-то надо иметь зеленую скорлупу ореха, но так как сейчас зима и вам этого не достать, то набейте деревянной ореховой скорлупы и целую горсть варите минут сорок в одном литре воды. Будете давать пить ребенку по одной столовой ложке.
    Потом телеграфистка вышла ко мне и убеждала, что это средство поможет моему ребенку. Более того, оно способно не только понос прекратить, но и вылечить любую инфекцию.
     Будучи еще молодой мамой, я сразу не очень-то и поверила, но, придя домой, сделала все, что мне женщина посоветовала. Вот только выпить этого отвара я дала сыну не одну столовую ложку, а, наверное, грамм сто, потому что помню, поила его из бутылочки через соску.
     Однако утром я все равно собралась ехать с сыном в больницу. Хотя пеленки ребенка и были чистыми с утра, это не убедило меня, что поносы закончились. Мы наняли такси и поехали.
     В больнице на приемном покое ребенка развернул дежурный врач, пеленки были чистыми.
    - Мамочка, какие жалобы? – строго спросила меня врач.
     Я рассказала. Врач щупала ребенку животик, а потом говорит:
    - Но сейчас же у вашего ребенка запор! Ему клизму надо делать!
     Анализы у ребенка были  нормальными и нас в больницу не приняли, отправив домой. Помню, как уставшая, с тяжело укутанным ребенком на руках, сидела я на заборном парапете у автобусной остановки и снова плакала, думая, что мой ребенок чем-то болен, а его уже никто лечить не хочет. И меня отправили на все четыре стороны…
     Но дома, развернув сына, увидела, что пеленки опять оставались чистыми, кроме как описанными. На поездку в больницу ушел весь день, как и обычно в больших городах. Уже вечерело, а у моего ребенка со вчерашнего вечера не было стула.
     Тогда моя соседка посоветовала мне обратиться к врачу-пенсионерке, кстати, в прошлом педиатр, которая жила в доме напротив, в нашем дворе. Звали ее Лидия Петровна, которая бескорыстно согласилась осмотреть моего сына.
     В тот вечер все же пришлось сделать сыну маленькую клизму, чтобы очистить кишечник. Стул оказался настолько твердым, что ребенок вряд ли смог бы сам освободиться в ближайшее время.
     Затем Лидия Петровна расспросила все, что было раньше, и посоветовала не кормить ребенка насильно, а также разбавлять водой цельное молоко, чтобы то не было очень жирным. А в те времена я пользовалась цельным домашним молоком, которое покупала у одной хозяйки специально для сына.
     - При малейшем расстройстве кишечника, - учила меня Лидия Петровна, - нужно сделать ребенку небольшую прохладную клизму со слабым раствором марганцовокислого калия и пропустить одно кормление. Если понос не прекращается, можно дать выпить и отвар грецкого ореха одну чайную ложку или одну столовую ложку, в зависимости от возраста. Но один раз, не более!
         Вскоре Лидия Петровна стала нашим постоянным домашним доктором. Она всегда была против разных сильных фармацевтических средств, особенно для маленьких детей. И с малейшим недугом у детей мы справлялись народными средствами. Многому тогда она меня научила: и свекольные компрессы на животик класть, и ушки восковыми свечками лечить, и температуру водой с уксусом сбивать, и многому-многому другому.
     Теперь ее уже нет в живых, царствие ей небесное и спасибо. Вскоре у меня еще один ребенок родился, девочка, но я уже умела со всеми болячками детей справляться сама, пресекая их в самом начале.
     Но самое интересное в этой истории другое. Лидия Петровна, будучи опытным врачом, как в официальной, так и в народной медицине, когда у нее родилась внучка и запоносила, пришла ко мне расстроенная, обеспокоенная и дрожащим голосом спросила:
    - Оксана, расскажите, чем вы тогда лечили сына от поноса? Мы не можем справиться…
     Я удивленно посмотрела на нее. А потом побежала на кухню к шкафчику, достала несколько высушенных зеленых орешков, которые теперь у меня всегда были в домашней аптечке.
     -Вот, орехом, - сказала я, и протянула Лидии Петровне орешки, только высушенные, они были черные, а не зеленые. При высыхании они чернеют.
    - Что с ними делать, как готовить? – было следующим вопросом Лидии Петровны.
     Я подробно ей все рассказала, и даже записала, как готовить отвар, и сколько давать пить. Она поблагодарила и ушла.
     Через несколько дней я встретила во дворе Лидию Петровну с детской коляской. Она гуляла с внучкой.
     - Как здоровье вашей внучки? – было моим первым вопросом к ней.
     - Все хорошо, дали выпить всего одну столовую ложку. Спасибо, Оксана, - она поблагодарила меня во второй раз
     В послесловии к этой истории хочу сказать, какими бы профессорами мы не были, когда болеют наши дети, или тяжело заболеваем мы сами, мы часто так волнуемся, что не можем адекватно реагировать и сами справляться с возникшей проблемой.

2005 г.