Как я полюбила физику

Кларисса Вэй
С некоторых пор меня очень волнуют вопросы образования. Прямо с тех самых, как моя маленькая племянница очень огорчилась, узнав, что во втором классе у них появится новый предмет – ИНФОРМАТИКА. Она сказала, что ей страшно, и вообще не хочется идти во второй класс. Как только ей объяснили, что это такое простыми, доступными ребенку словами, настроение улучшилось, страх пропал и появилось желание идти в школу.
Обратив внимание на феномально быстрое изменение в состоянии ребенка, я  стала обращать внимание на эту закономерность – дети лучше учатся, когда хорошо понимают все слова, с которыми сталкиваются в учебе.
 

Людей всегда пугает неизвестность. Кого-то она бодрит, кто-то заранее придумывает себе какие-то страхи, старается избежать встречи с этим неизвестным, кто-то лезет в неизвестность напролом, но все-таки изначальная реакция – некомфортное состояние, когда мы сталкиваемся с чем-то неизвестным.
Самое удивительное, что это касается не только жизненных ситуаций, но даже слов.


Оказывается,  нет тупых или неспособных учеников, есть слова, которые дети не поняли, и никто не потрудился им эти слова разъяснить или обратить на это внимание. Оно и понятно – система образования построена на том, чтобы «хорошо ответить», «отлично сдать экзамен».
Лучший пример стандартного, официального подхода к учебе продемонстрировала Джоан Роулинг устами профессора Амбридж : « Смысл учебы в том, чтобы хорошо сдать экзамены». Любому нормальному человеку понятно, что это вопиющая ложь, но в школах и институтах так и происходит.

Недавно я попросила у одной знакомой учительницы, имеющий красный диплом филологического факультета МГУ дать определение слова «учиться». Она немного повращала глазами, потом похлопала ресницами, потом отвлеклась на что-то и еще через некоторое время сказала : « Ну… в общем, это не так просто выразить в двух словах, это такое многогранное понятие…» И  на этом разговор плавно ушел с этой темы, потому что что же мучить «бедную» женщину, которая не понимает, чем она вообще занимается на работе.
Кстати, «учиться» - это значит приобретать знания, навыки, понимать и уметь их применять.  (Однокоренные слова – УКазание и наУКа).

Вот в этом собственно и состоит большой и жирный пробел образовательной системы, так как ее функции не распространяются на достижение понимания и способности применять полученные знания.

Теперь, осознавая, как важно точно понимать каждое слово изучаемого предмета, я поняла, что не могла не отказаться в свое время просто наотрез учить физику. Оказывается,  определение физики у меня было такое – «хуже химии и математики вместе взятых». Ну где тут было продвинуться в учебе, если я застряла на самом базовом понятии – определении названия предмета. И поскольку это был для меня непознаваемый кошмар, я и отказалась от него. Каково же было мое удивление, когда несколько лет назад узнала от одного приятеля-физика, что ФИЗИКА – ЭТО НАУКА О ПРИРОДЕ. Я очень долго смеялась, просто до заикания.

Сын моей подруги, отпетый двоечник, презирающий учебу, учителей и всю образовательную систему, так ответил на вопрос «Дай определение слову УЧЕБА»:
«Учеба = это х…ня!» И причем, очень быстро ответил, не задумываясь. Я дала ему в руки толковый словарь и попросила прочитать определение. Затем этимологический словарь. Потом попросила составить с десяток предложений со словом «учеба». И тут  парня озарило: « Так учиться =это же не значит угождать  этой противной жабе Тамаре Мироновне! Это совсем другое! Это мое личное дело!»
Вы удивитесь, но с тех пор у Славика на столе лежат два словаря. Он уже три месяца, как втянулся в учебу. Это стало для него увлекательным делом. Правда, от мести «тупой жабе» он не отказался, теперь он изводит ее тем, что к ее урокам (биологии) готовится так, что постоянно подлавливает ее на  том, что дамочка слабо владеет предметом.

Да, Славке придется много потрудиться, чтобы разгрести завалы в своем образовании, но он теперь знает, как. Буквально ни одно непонятое слово не надо оставлять непонятым. Оно должно быть прояснено. Это так просто, но это работает. 

Конечно, все понимают, что хорошее образование – это вопрос самодисциплины, и самообразования, по большому счету.  Но маленькие детки так доверяют нам, взрослым. Они еще не умеют отличать хороших учителей от плохих. Они еще не знают, что учиться – это очень просто, а усложняют все только некомпетентные и неэтичные учителя. Не подведите своих детей. Купите им хорошие словари и научите их пользоваться ими.
 
Не бывает тупых учеников. Бывают непонятые слова, количество которых растет день за днем. Изучить можно абсолютно все, если просто прояснять их.