Лингвистический анализ хт А. Куприна Ральф

Татьяна Горбоконева
/Впервые опубликовано в сборнике Международной научно-практической конференции 12 ноября 2009г. при поддержке издательства Политехнического университета/

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА А.КУПРИНА «РАЛЬФ»

Объектом нашего исследования стал рассказ А.Куприна «Ральф», где главный герой произведения – пес Ральф. Для доказательства того, что Ральф действительно уникален настолько, чтобы быть главным героем рассказа, был произведен анализ пространственно-временных отношений, анализ номинаций, речесубъектных отношений, а так же анализ парадигматической и синтагматической организации текста.

Пространство в анализируемом рассказе представлено с нескольких позиций: географической ; город Харьков, улица, дом хозяина собаки, гостиница с трактиром, парк; психологической ; мир пса Ральфа, «хозяин-собака», мир собак; социальной ; общество людей, толпа и пр. К абстрактным пространствам можно отнести местность, откуда приезжает чиновник Балахнин, упоминание в рассказе Куприна других городов («Киев», «Одесса-мама»), реалии закона и преступности.

Через эти пространства автор показывает мир главного героя, раскрывает его характер, манеру поведения и другие отличительные черты. Например, когда Ральф попадает на общественное гулянье, автор подчеркивает его манеру держаться рядом с хозяином и при этом еще верно выполнить поручение («находясь при хозяине, он никогда не терял из глаз его лица», «собака немедленно повинуется»). Затрагивая реалию закона и преступности, рассказчик показывает, насколько легко дается собаке раскрытие преступления – причем Ральф делает это сразу и по совести, не прося ничего в замен, что выделяет его не только среди собак, но и среди людей. Связь пространства «мир Ральфа» с другими присутствующими в тексте пространствами мы представили на рисунке 1.

Основным психологическим пространством представляется мир Ральфа. Мир пса можно разделить на внутренний мир, на пространственный мир (т.е. определяемый какими-либо границами) и на мир его возможностей. Пространственные границы поставлены изначально и определены сущностью Ральфа как пса, а не человека, то есть невозможностью самостоятельно что-либо сделать. Таким образом, мир собаки ограничен, уменьшен и большей частью находится внизу.

Несмотря на то, что возможности Ральфа ограничены, автор пишет о его уникальности. Исключительные особенности Ральфа можно увидеть в том, что он знает почти тысячу слов, что у него хорошо развиты не только обонятельные, но и вкусовые  чувства.

Необычность Ральфа заключается также в том, что вопреки своей природе он воспринимает не только черный и белый цвет, но и ряд других основных цветов (синий, зеленый, желтый, красный), что делает его исключительным среди всех собак.

Выделяясь среди своих сородичей, Ральф не уходит от их мира, он только выделяется как настоящая, почти человеческая личность. Доказательством того, что Ральф принадлежит к миру собак, является соблюдение им «непреложных законов» своих сородичей.

В пространстве «хозяин-собака» автор показывает взаимоотношение между Ральфом и Балахниным: насколько быстро и правильно понимает приказы пес; насколько просты и своевременны приказы хозяина. Особую роль играет обращение Балахнина к Ральфу в вежливой форме на «вы». Балахнин ставит Ральфа наравне с человеком за его превосходный ум и находчивость, он не воспринимает пса как вещь, принадлежащую кому-то, а считает его отдельной свободной личностью. Таким образом, через обращение хозяина автор передает свою мысль – Ральф личность, и личность уникальная.

Из авторской речи читатель узнаёт, что у Ральфа есть работа. Наличие у него работы приравнивает пса к работающим людям и выделяет его из кровных его братьев, собак.

Таким образом, Куприн в своем рассказе раскрывает уникальность пса по кличке Ральф. Все описанные выше пространства связаны с героем рассказа; их взаимодействие позволяет нам определить, почему пес не только отличается от своих сородичей-собак, но и превосходит многих из окружающих людей. Очевидно, что такой пес действительно был достоин стать главным героем рассказа.
____________________________________________
Татьяна Горбоконева. Emani (c) ноябрь, 2009г.