Израильтянин

Влад Ривлин
Октябрь-ноябрь- время особенное , когда море может наконец отдохнуть от человека и наконец-то зажить своей жизнью.  Туристов уже и след простыл и  все побережье полностью перешло под власть  чаек и странных людей. Странные люди это те, кто помешаны на море- здесь они проводят целые дни с удочкой, гитарой или просто сидят, глядя на волны.
Как правило, это люди не молодые, одинокие, живущие на пенсию или пособие.
Каждый из них превратил свою жизнь в удобную и безопасную нишу, которая защищает человека от недоброжелательного и агрессивного внешнего мира, но в то же время позволяет наслаждаться его благами.
Глядя на этот осенний пейзаж кажется, что люди и птицы неразлучны.
Сразу же за пляжем начинается город- шикарные гостинницы, а за ними, тесные улицы, с  забитыми транспортом дорогами, рестораны, магазины, старые двух- и трехэтажные дома, которые стремительно вытесняются новыми, более высокими, более удобными, более дорогими. Повсюду что-то строится и открываются новые магазины, новые рестораны, кафе, парикмахерские, посреднические конторы…. Дороги расширяются , но в городе все равно тесно- от транспорта , от людей, от кафе и магазинов.
Шоссе между морем и городом как-будто отделяет друг от друга  два совершенно разных мира. Один мир- это мир людей старающихся поспеть за временем- суетливый, быстроменяющийся, полный дорогих соблазнов и развлечений .  И другой мир- мир природы, живущей по своим мудрым и незыблемым законам и людей сошедших с дистанции.
Люди сошедшие с дистанции заняты ловлей рыбы и внешний мир существует для них лишь постольку-поскольку.
Со стороны кажется, что люди и птицы здесь это одно целое. И те и другие  заняты ловлей рыбы и равнодушны к суете города по ту сторону шоссе...
Я появляюсь здесь как гость. Впрочем, и в том, в другом мире, по ту сторону шоссе, я тоже не чувствую себя дома…. 
И честно говоря, по эту сторону шоссе, где море, мне нравится больше. Хорошо здесь-  в этом убежище от суеты, самом благодатном месте для размышлений и творчества! Один вид моря рождает вдохновение!
А середина осени - самое время для рыбалки, когда вода буквально кишит рыбой. Впрочем  рыба-это громко сказано. Так, мелкая рыбешка. Иногда настолько мелкая, что настоящему рыбаку ее даже совестно ловить.
Но человек со странностями или птица, рады и такому улову.
Птицы не боятся людей и поглощены своим занятием, изредка все-таки поглядывая по сторонам.
Некоторые фанаты рыбалки ведут себя точно так же. Целыми днями торчат они на пляже с удочками или ловят рыбу сетями... Бывая на море в такие часы я вижу часть жизни этих людей.
Среди них особенно  выделялся худой, смуглый мужчина с копной курчавых, с сильной проседью волос.
Он часто ловил здесь рыбу или просто сидел на берегу, глядя на волны. Хотя на берегу он сидел редко. Большую часть времени он проводил в воде, забрасывая сеть.Лишь ближе к закату он выбирался на берег  и сидел прямо на песке до самого захода солнца, глядя  на волны. С заходом солнца он уходил, вытаскивая из воды ящик для овощей , который приспособил для пойманной рыбы. В любую погоду на нем были  майка, шорты и шлепанцы.. Лишь когда становилось совсем холодно, он надевал поверх майки  джинсовую куртку, а шорты менял наконец на брюки.
На вид ему было за пятьдесят, а может и все шестьдесят. Высокий, худой с темнокарими глазами и смуглой кожей. По виду и манере поведения- типичный израильтянин. Но было в нем что-то особенное. Во взгляде что-ли….
-Как улов?- однажды спросил его я (Обращения на «Вы» в иврите не существует)
-Разве это улов?!- презрительно поморщился он в ответ. -Рыбы в море совсем не осталось! Раньше здесь можно было ловить рыбу руками! И не мелочь как сейчас, а настоящую рыбу!
В это трудно было поверить и у видев мое неверие он заговорил еще более горячо:- -Я знаю, сегодня в это трудно поверить. Но так действительно было когда-то.
-Когда?- спросил я его.
-В детстве,- просто ответил он. -Здесь раньше ничего не было.- Он обвел рукой все видимое пространство вокруг , где, куда ни кинь взгляд, везде  видны были лишь гостинницы.-Раньше здесь был один песок и кустарники. Среди этих песков мы играли в футбол. А кустарники были густые, с человеческий рост и кишели косулями. Здесь много  косуль было когда-то….
-Косуль?- изумился я.
-Да, тут было много косуль… Еще лет двадцать назад были, пока все побережье не застроили.. Когда тут построили новые дома, гостинницы и виллы, косули исчезли.Все исчезло.  И рыбы в море тоже не стало. То, что осталось это уже и рыбой назвать нельзя.
-Странно,- сказал я,- ничего не было, один песок да кустарники, а косули и рыба были.
-Да и жизнь тогда была совсем другая,- задумчиво произнес мой собеседник.- Знаешь, тогда ведь не было как сейчас богатых и бедных. Все мечтали лишь о том, чтобы поселиться поближе к друзьям или соседям, а самым желанным и престижным жильем считалась квартира с балконом.
-С балконом? Почему именно с балконом?
В ответ он усмехнулся, как человек родившийся и всю жизнь проживший на этой земле  и поэтому свысока посмеивающийся над ничего не смыслящим в местных реалиях туристом.
-Тогда дома строились почти впритык друг к другу и если у тебя и твоих соседей был балкон, то всегда можно было встретиться и поговорить обо всем не выходя из дому. Просто выйти на балкон в майке, или даже без майки и поделиться радостями сомнениями, впечатлениями, повозмущаться или просто поговорить.
Это сейчас каждый сам за себя- интернет, скайп и все о вилле мечтают или хотя бы о квартире в престижном районе. Душу готовы продать, лишь бы заполучить квартиру в дорогом районе города и нет им дела ни до рыбы, ни до моря, ни до чего!
Капитализм!- вдруг воскликнул он будт обвиняя тех из-за кого исчезли косули  и рыба.

-Все хотят дорогие машины, дорогую одежду, работу такую, чтобы только где-нибудь в офисе сидеть…-продолжал он,-  А ведь еще не так давно самой модной одеждой была армейская униформа. Я как из армии вернулся так и ходил в униформе. … Машин было мало, а воздух чистый.
Но ты знаешь, тогда жилось лучше и веселее было. Я когда в школе учился, брал с собой хлеб с маргарином. Мама густо мазала маргарином два больших куска хлеба… Это была вся  моя еда. И все примерно так. Не было среди нас богатых…. Зато все здесь было наше-море, песок, жизнь….А сейчас повсюду- "Частная территория!" , "Посторонним вход воспрещен!"
Откуда они все взялись, эти нувориши, скупившие все вокруг?! Когда они успели все скупить?! Видишь те дома?- Он указал на на двухэтажные постройки затерявшиеся среди новых зданий,- Это все я строил!- С гордостью сказал мой собеседник. –Все здесь мы сами строили- я и такие как я.
Сами все строили, сами все защищали…. Я с шестнадцати  лет на стройке работал. –В его словах звучала гордость.-Я все умею- сам могу дом построить!
-Где ты всему этому научился?- Не скрывая своего удивления спросил я.
-Всему , что я умею я научился сам,-гордо ответил мой собеседник. - Потом годы свое стали брать, я на химический завод ушел. Работа там тяжелая и вредная, мне лосрочную пенсию дали. А сейчас я свободен, дети уже взрослые, в Австралии живут. Они совсем другие. Говорят, там возможностей больше, жизнь лучше… Внуки мои уже и двух слов на иврите не знают,- с горечью сказал он.
-Дети вернуться не хотят?-спросил я.
Где там вернуться!- с досадой ответил он. –Они как все-  только о деньгах и карьере думают! Все так сейчас живут. А спроси любого, зачем жил? Так он и сам не знает. Начнет что-то лепетать про семью, про детей. А на самом деле- для себя жил. А детям, что оставил? Кругом дома, дома, дома… Природы совсем не осталось! Все, что можно , заводами отравили, все, где можно было-застроили и распродали. Наши дети этого не простят нам!
-Капитализм!- снова будто выругался он.- Я всю жизнь тут живу, все помню. Какие люди раньше были! Моя прабабушка из России сюда приехала. Что ты думаешь она с собой привезла сюда? Вещи, деньги? Никогда не поверишь! Целый ящик книг и несколько платьев! «Тут тепло, много вещей не надо»,- решили они с моим прадедом. Так что из багажа у них считай одни книги и были. А  книги знаешь какие?- Маркс и Энгельс, Ленин, Троцкий…. Все на русском… А я на русском не читаю, только и знаю: «работа» , «привьет», «как деля?»- поделился он со мной своими познаниями в русском. -А книги ее я сохранил. Может быть когда-нибудь русский выучу и прочту книги эти. Иначе, как понять людей, которые хотели эту страну превратить в земной рай для всего человечества?
-А мне хорошо,- вдруг сказал он,- Я могу теперь не думать о деньгах- у меня есть пенсия и дом- я в нем уже сорок лет живу. Дом старый,а мне в нем хорошо. Иные мечтают переехать куда-нибудь в более престижное место, а я наоборот. Уже раз пять пробовали меня выселить, новое жилье взамен предлагали, хорошие деньги… А куда я поеду? Я там никого не знаю, а здесь, у себя в районе, я всех знаю и меня все знают. Эти старые дома тем и хороши, что только здесь ты свободен. Никто не придет к тебе жаловаться, что у тебя музыка громкая, или телевизор орет. У соседей орет, у меня орет, но никто никому не мешает. Правда наркоманы- это беда. Но где их сейчас нет?
Маклеры меня часто спрашивают:-: «Почему ты не хочешь повысить свой жизненный уровень?»  А я им отвечаю-Не нужен мне ваш уровень! У меня своя жизнь! Оставьте меня в покое! Ладно, мне на работу пора.
-Ты же говорил, что пенсии тебе хватает.
-Хватает. На жизнь хватает. Но я вот аквариум дома завел. Огромный такой. Целый мир у меня теперь в квартире! А еще я хочу железную дорогу купить.
-Железную дорогу?!- удивился я.
-Ну не настоящую… Это игра такая для детей…. Там все как настоящее- и вагоны и рельсы…. В детстве у меня всего этого не было, так пусть хоть сейчас будет… Мне очень нравится дорогу строить…. А еще хочу конструктор купить из которого можно любой дом собрать, а возле дома лужайку или даже парк разбить… Очень мне все это нравится. Но все это стоит очень дорого.
Вот я  и работаю ночным сторожем. Ночью хорошо- тихо, никто тебя не дергает.
Уже поздно я пойду.
И действительно, уже смеркалось.
-Интересно было с тобой поговорить,- сказал я.
В ответ он кивнул, мы обменялись рукопожатием и расстались.