Врачеватель Богов

Борис Жевлаков
Пеан (Pean) - в греческой мифологии
врачеватель  богов.  Его  имя  часто
становилось прозвищем богов. Позднее
был  отождествлен с Богом Асклепием.
          
            Легенды и мифы Древней Греции

                -   -   -


          « … Врач Пеан, ученик  самого Бога врачебного искусства –  Асклепия. Пеан получил от Латоны, матери Аполлона и Артемиды, целебные корни, которыми он успешно лечил болезни богов и людей».

          « …Успехи ученика не давали покоя Асклепию, из зависти он приказал травить Пеана. Но благодарный за свое спасение Аид не дал погибнуть своему исцелителю. Он превратил его в растение, корнями которого Пеан так успешно пользовался».
                Легенды и мифы Древней Греции, 1976

                -   -   -

         Жюль Эмиль Пеан  был одним из величайших французских хирургов 19-го века. Он появился на свет 21 ноября 1830 года в Марбуэ, в четырех километрах к северу от Шатодене, в семье мельника. 

         Учиться Пеан начал поздно, когда ему уже исполнилось 15 лет. Тем не менее, в колледже Шартре он уже через два года умудрился сам подготовиться к экзаменам на аттестат зрелости. В возрасте 19 лет молодой сын бедного мельника из Марбуэ  начал изучать  медицину в Париже под  руководством известного французского хирурга  Огюста Нелатона.

         Студент Жюль Пеан был статным красавцем, необычайной физической силы юношей, одинаково  азартно предававшимся учениям и радостям студенческой жизни. Может, отчасти от этого, его изучение медицины в  Парижском Университете растянулось на долгие 11 лет.

         Только в 1861 году, в возрасте 31 года, Пеан  был назначен врачом в больницу в Сент-Антуане, в которой неизменно проработал 32 года.

         Уже в самом начале своей врачебной деятельности Пеан сыграл важную роль в развитии хирургии. Он изобрел в 1862 году кровеостанавливающий зажим, который  до сих пор используется в операционных залах по всему миру.

         Доктор Пеан являл собой сочетание мудрой крестьянской целостности и юношеского бурного источника инноваций. В области гинекологии, которая была в  середине 1800-х годов в зачаточном состоянии, он изобрел эффективный способ резекции яичников и первым в мире осуществил гистерэктомию по поводу рака в 1890 году.

         В 1874 году Пеан был назначен главным хирургом больницы Сент-Луиса. Он пишет Элементы патологической хирургии в 1875 году, Уроки  клинической хирургии в 1876 году, и в 1877 году книгу по использованию  кровеостанавливающего зажима, который он изобрел в 1862 году, для предотвращения кровотечений во время операции.

                -   -   -

         Честь и заслуга первой резекции желудка при антральной карциноме принадлежит по праву французскому хирургу Жюлю Эмилю Пеану, который выполнил ее 9 апреля 1879 г. в присутствии десяти врачей.

         Вот как это описывает сам Пеан.

         «Не довольствуясь вскрытием желудка для удаления инородных тел и образования желудочных свищей в случаях непреодолимых сужений пищевода, хирурги не побоялись предложить вырезывание опухолей желудка и двенадцатиперстной кишки, особенно раковых, как наиболее частых.  Мы назвали эту операцию „gastrectomie"».

         «Лично я, - продолжал Пеан, - мало склонен производить резекции желудка при раковых опухолях. Нужно было настойчивое желание больного, и его твердое намерение кончить жизнь самоубийством, если мы не предпримем немедленных мер к избавлению его от невыносимого заболевания».

         «Разрез был сделан по средней линии в пять поперечных пальцев выше пупка и настолько же ниже его. Растянутый желудок занимал всю брюшную полость, образуя над кишечником род раздутого бурдюка, видимого только с передней поверхности».

         «С целью удаления  жидкости, находящейся в желудке, в него был вколот длинный троакар близ места разреза».

         «Мы вырезали часть желудка и кишки выше и ниже опухоли; благодаря нашим кровоостанавливающим зажимам, эта резекция произведена до известной степени бескровно».

         «Благодаря искусству помощников, зажимавших пальцами открытые концы перерезанной пищеварительной трубки, ни одна капля жидкости не попала в брюшную полость».

         «Стежками узловатого шва края разреза желудка и двенадцатиперстной кишки сшиты кетгутом. Этот момент операции оказался труднее, нежели в какой-либо другой части пищеварительного канала, ибо окружность  двенадцатиперстной кишки была гораздо уже, чем разрез желудка. Операция длилась два с половиной часа».

         Любопытны детали послеоперационного ведения больного. Уже к концу второго дня была дана жидкая пища через рот. Через клизму  введена питательная жидкость. Справедливо предполагая, что слабость больного зависит от продолжительного голодания, больному     « … в среднюю локтевую вену влили 50 граммов крови. Непосредственно вслед за этим пульс стал слабым, участился до 130».

         На следующее утро пульс оставался слабым, и переливание крови повторилось. Из записи Пеана: «К несчастью, в ночь с четвертых на пятые сутки обнаружились новые симптомы упадка сил, и когда на утро приготовлялись к третьему вливанию крови, больной умер при явлениях коллапса, без малейших намеков на перитонит. Вскрытие не было разрешено».

         Современным хирургам и анестезиологам такое описание напоминает анафилактическую реакцию на переливание иногруппной крови. Остается поражаться смелости подобных манипуляций в период времени, когда не было никаких сведений о группах крови. Группы крови были открыты 40 лет спустя…

                -   -   -

         Такова была первая обдуманная резекция желудка при раке у человека. Сам Пеан считал, что больной его был слишком ослаблен голоданием и рвотой и имел мало шансов перенести операцию, которую ему делали, «уступая настойчивому желанию больного, его семьи и домашнего врача».

         Но летальный исход первой резекции, разумеется, не мог ободрить тогдашних хирургов, живших на окончательно и прочно утвердившихся принципах листеровской антисептики в ту эпоху хирургии, которую  австрийский хирург Фрицше (Fritsche) остроумно прозвал «Operationslustig - Смешные операции».

                -   -   -

         « … Пеан, гордость французской хирургии, чье имя было известно во всем мире, любил зрителей. Он оперировал в окружении толпы студентов-медиков, съехавшихся со всех концов света, и любопытных, словно давал представление.

         Художник  Анри Тулуз-Лотрек, слушая восхищенные отзывы своего кузена  Габриеля, который стажировался в больнице Сен-Луи, увлекся Пеаном, этим геркулесовой силы человеком, манипулировавшим скальпелем с ловкостью виртуоза.

         Лотрек, которого привлекала медицина (если бы не болезнь, он, вероятно, стал бы врачом), и раньше встречался со многими коллегами Пеана.  Молодого художника особенно привлекала хирургия. В его руках кисть и карандаш так часто превращались в скальпель, что его тянуло к хирургическому ножу.

         В душе Анри Тулуз-Лотрек был патологоанатомом. Он стал настойчиво требовать от Габриеля Тапье, чтобы тот попросил для него у Пеана разрешения присутствовать при операциях.

         Сидя у входа в больницу, Лотрек ждал, когда появится хирург. Сейчас Пеану шел шестьдесят второй год, и он находился в зените славы. Доктор приезжал в коляске, запряженной парой гнедых, с кучером и лакеем в обшитой позументами ливрее. По больничным коридорам Лотрек ходил за Пеаном по пятам.

         В операционной, устроившись как можно ближе к столу, Лотрек с огромным вниманием наблюдал за тем, как Пеан с необыкновенной ловкостью рассекал ткани, продолжая в то же время театрально рассуждать на самые разнообразные темы.

         Лотрек впивался в его руки  - руки Пеана, которые работали с такой легкостью, быстротой и точностью!

         Все в хирурге интересовало, увлекало, хотя и несколько смешило Лотрека.  Его смелый и творческий талант, который особенно проявлялся в трудную минуту, его бьющая через край жизненная энергия завораживали художника.

         Лотрек  был в восторге от торжественности хирурга, его любви к помпезности (он оперировал во фраке, лишь повязав вокруг шеи салфетку), его светской болтовни.

         Пеан был не менее косноязычен, чем Лотрек, но он не прекращал свои комментарии  даже в тот момент, когда вел тяжелую борьбу со смертью.

         Самомнение знаменитого хирурга, пусть, бесспорно, вполне оправданное, было  настолько подчеркнутое, что оно выглядело уже нелепым и напоминало фатовство.

         Операция, которая на многих производила гнетущее впечатление, совершенно не трогала Лотрека, и он видел в ней занимательный спектакль. Он рисовал Пеана во всех позах: болтающим, вытирающим себе лоб, в три четверти, со спины. Спина Пеана, по мнению Лотрека, была особенно выразительна и напоминала спину ярмарочного борца.

         Анри восхищался Пеаном: "Великолепно!  А?.. Что?"  Кузен Тапье наконец-то угодил Лотреку.

         Он уже сделал десять, пятнадцать, двадцать, тридцать рисунков - и все продолжал рисовать. Написал две картины: "Операция Пеана" и "Трахеотомия".

         Лотрек любил смотреть, как "кромсают" больного, и не скрывал этого. Но он относился к операции как к цирковому номеру - его увлекала ловкость Пеана, его безупречная работа.

         Впрочем, чистота операционной и хирургических инструментов восхищала его не меньше, чем "тщательная работа" хирурга, хотя Лотрек, смеясь, и утверждал, что Пеан при операции все-таки менее искусен, чем Шарль, метрдотель ресторана "Дюран" на площади Мадлен, когда тот разделывает утку.

         Цинизм? Нет.  Хирургии чужды сантименты. И Лотрек смотрел на жизнь тоже без сантиментов. В своем творчестве Лотрек никого не одобрял и не порицал. Он просто фиксировал. Он держался как зритель. Тело лучше всего раскрывает свои тайны во время болезни, жизнь обнажается наиболее откровенно в разложении.

         Кабаре и публичные дома – вот анатомический театр Лотрека».

                Из книги  Анри Перрюшо
                «Жизнь Анри Тулуз-Лотрека»,
                1990 г

                -   -   -

         В 1893 году Пеан первым в мире самостоятельно изготовил искусственный плечевой сустава, который был имплантирован  в плечо французского официанта в 1893 году. Имплантат  функционировал в течение двух лет, после чего был удален из-за инфекции..

         Хотя Пеан был  учителем многих хирургов, он никогда не назывался профессором. Великий француз написал два учебника по хирургии - Элементы патологической хирургии в 1875 году, Уроки  клинической хирургии в 1876 году. Жюль Эмиль Пеан был избран во Французскую Академию медицины  22 ноября 1887 года, в возрасте 57 лет.  Он был награжден  Орденом Почетного легиона  в 1893 году.

                -   -   -

         Словно оправдывая свое мифологическое имя (Пеан - врачеватель Богов), неутомимый хирург много занимался лечением политических и финансовых богов своей страны.

         Элита французской знати считала за честь лечиться у знаменитого хирурга. Считается, что именно Пеан вылечил Матильду Бонапарт (племянницу Луи Наполеона Бонапарта III), проведя успешную гинекологическую операцию.

         В 1882 году его пациентом был  Леон Мишель Гамбетта,  премьер-министр Франции 1879 – 1882 гг. Детские годы будущего премьер-министра ознаменовались несчастным случаем, вследствие которого он навсегда лишился зрения на один глаз.

         Вторым, роковым несчастным случаем, оказалось нечаянное ранение Гамбетты выстрелом из пистолета (сделанным, по всей вероятности, самим Гамбеттой).

         Лечащим врачом у него был Жюль Пеан. Однако развившиеся осложнения, смертельные в те времена (гнилостная инфекция в ране) не позволили знаменитому хирург спасти премьер-министра Франции Леона Мишеля Гамбетту.

                -   -   -

         Жюль Эмиль Пеан на собственные средства  построил больницу в Париже, которая до настоящего времени носит его имя. Улица Rue P;an (улица Пеана)  в Шатодене  названа в его честь.

         Умер Пеан  20 января 1898 года в Париже . В честь великого хирурга Франции в Париже был установлен бронзовый памятник, который, однако, был снесен немцами во время оккупации Парижа в 1942 году.

                -   -   -

         Обращаясь к двухсотлетней истории развития хирургии желудка, в иные моменты трудно удержаться от иронической оценки первых ее шагов. Но, дорогие хирурги, потомки и продолжатели славной хирургической дисциплины – хирургии желудка – желаю вам оценить степень прогресса медицины в настоящее время, и вспомнить тех, кто стоял у ее истоков.

         Пусть личность и  имя второго по значимости в истории хирургии желудка – великого французского хирурга Жюля Эмиля Пеана, оказавшего значительное влияние на развитие желудочной хирургии во всем мире, не покроет пепел безвестности и забвения.


30. 11. 2010