Последний бастион иллюзий

Олег Алексеев
Полный текст читайте на сайте Капитал https://sites.google.com/site/marxeconomy/definition/pbi
Эхо бушующих споров в тихих кабинетах

Капитал рационален. В нем нет героики раннего рабовладения, только что вышедшего из родо-племенных отношений, в нем нет рыцарского благородства феодальной эпохи, в нем все подчинено прагматизму. Истинно только то, что выгодно. Мировой капитал стремиться обеспечить себе наиболее оптимальные условия для развития, поэтому он использует имеющиеся ограниченные условия так, чтобы иметь наименьшие издержки глобального оборота в закупке сырья, производстве и в сбыте продукции. Такими ограниченными условиями в ХХ веке для него являлись советский и китайские рынки. Но как только китайское и советское общества подошли в своем развитии к капиталистическим отношениям, глобальный мировой капитал стал включать новые, появившиеся в его распоряжении ресурсы, в свой оборот. Трехсот миллионное население советской страны все же уступало миллиардному населению Китая, как и наоборот, гигантские по объемам полезные ископаемые Советского Союза превосходили возможности китайской добывающей промышленности в разы. Это предопределило те роли, которые достались этим странам в мировом разделении труда и мировом капиталистическом обороте на начальном этапе экспансии.[1] Советской стране отводилась почетная роль бездонного рынка сырья, в то время как Китай рассматривался капиталом, как неограниченный рынок сбыта. Необходимо отметить еще два обстоятельства, которое сыграли важную роль в этом мировом процессе.

В начале 70-х годов мировая валютная система перешла на плавающие курсы мировых валют[2], что развязало финансовому капиталу руки в “производстве” денег, на условиях соглашений Международного Валютного Фонда. Вторым фактом явилась Рейганомика начавшаяся в 1981 году, и потребовавшая невиданных заимствований, и погашение долга за счет эмиссии доллара.[3] Таким образом “лишние” деньги, порождаемые политикой американского правительства, хлынули на мировые рынки ввиде инвестиционного капитала. К этому времени Дэн Сяопин, начиная с 1981 года, замышляет свои реформы и открывает рынок поднебесной. Звезды сошлись на небе, линии хиромантов пересеклись и началась веселая работа. С нарастанием оборотов американского “печатного станка”, все больше инвестиций устремлялись на китайский рынок. Проникновение мирового капитала ввиде промышленных инвестиций преследовало цель реализации товаров внутри китайского рынка, но капитал стал заложником собственного успеха.

Новейшие технологии, которые капитал применял, высокая производительность труда, высокая степень эксплуатации средств производства, как в прочем и малая стоимость рабочей силы, ограничивали реализацию на местном, казалось бы космическом по емкости, рынке. Капитал стал возвращаться на мировой рынок ввиде дешевых китайских товаров.

Дело в том, что если мы будем рассматривать годовое общественное воспроизводство Китая, то мы увидим, что высокие темпы развития обусловлены двумя факторами: возрастающим экспортом (оттоком перепроизведенных товаров) и изъятием лишней денежной массы из оборота, и “складирование” ее в резерве государственного банка. Но даже экспорт не спас бы китайскую экономику от перепроизводства, если бы не было неограниченного источника внешних денег.

В упрощенном виде процесс выглядит таким образом. Высокие темпы расширенного воспроизводства, обусловленные мировыми инвестициями[4], порождают высокие темпы перепроизводства, но емкий мировой рынок, как и рынок США, где имеются “лишние” деньги готов принять и потребить эти товары. Инфляция, еще вчера угрожавшая американской экономике, находит лазейку и через ежегодную закупку нефти на 420 миллиардов долларов[5] и закупку дешевых китайских товаров, примерно, на сумму в 200 миллиардов долларов[6] перетекает на национальные рынки других стран. Положительное торговое сальдо оборачивается для китайской экономики “лишними” деньгами и головной болью. Но изъятие этих “лишних” денег из оборота, позволяет в следующем году, даже при низкой покупательной способности китайских потребителей, развивать экономику вновь в высоких темпах. Так за тридцать лет “реформ”, а по сути капиталистического развития, китайцы накопили в резерве государственного банка 2,6 триллионов долларов[7]. Потому что китайский потребитель реально не может освоить этот прибавочный ресурс, не ввергая общество в кризис перепроизводства. Но так как эти активы постоянно придерживались Банком Китая, то китайская экономика могла и дальше перепроизводить товары, выкидывая их на мировой рынок, но при этом из года в год показывая 12-14% роста экономики, без кризиса перепроизводства.

Все это время перепроизводство денег за океаном поддерживало высокие темпы развития китайской экономики, которые партийные бонзы, преподносят для наивного обывателя, как достижения социализма. Но “социализм” закончится, как только закончится неограниченный кредит для американского капитала, сегодня обусловленный политикой американского правительства. Китайцам при таком развитии событий все труднее будет продавать свои товары на американском рынке. Китай станет сползать в кризис перепроизводства товаров. Кризис перепроизводства, до сих пор скрываемый за счет печатания пустых денег американцами, и потому что часть их придерживалась в резерве Банка Китая, станет реальностью, чтобы разрушить миф о “социалистических” успехах. Китайский кризис станет источником очередного мирового кризиса. Как бриллиантовый дым над американской дворницкой рассеялся в урагане 2007-2009 годов[8], так и китайский “социалистический” туман улетучится, едва ветер перепроизводства начнет набирать силу.

Накопленные резервы позволят при относительно высоких темпах развития и ограничений в сбыте товаров балансировать на грани кризиса еще порядка 6-10 лет, после того как американцы уже не смогут безнаказанно “печатать” деньги. Поэтому уже сейчас китайские экономисты, а вслед за ними и партийные лидеры, заявляют о необходимости снижения темпов промышленного производства, наивно думая, что это вынужденная мера спасет от кризиса. Они просто не читают Маркса.

_________________________________________
[1] Смотреть Парадоксы развития https://sites.google.com/site/marxeconomy/development
[2] Поспешное многостороннее выравнивание валютных курсов, одобренное соглашением 14 ведущих промышленно развитых стран, включало новую 10-процентную девальвацию доллара США по отношению к СДР (это решение вступило в силу 18 октября 1973 г. в соответствии с поправкой, внесенной в раздел 2 Закона об изменении паритета (P.L. 93-110), принятый 21 сентября 1973 г.). Повышение цены золота с 38 дол. за тройскую унцию чистого золота до 42,22 дол. узаконило девальвацию доллара США; курс японской иены был повышен и стал также плавающим. Финансовая Энциклопедия.
[3] см. видео - Ответственные люди http://www.youtube.com/watch?v=_7qDR7LJoQA
[4] За 30 лет реформ и открытости в деле привлечения иностранного капитала Китай добился заметных успехов". По словам заместителя министра коммерции КНР Ма Сюхун, по состоянию на март 2010 года совокупное число созданных на иностранных инвестициях предприятий в Китае составляет почти 690 тыс., объем фактически использованного иностранного капитала в Китае превысил один триллион долларов... В 2009 году объем глобальных транснациональных прямых инвестиций сократился почти на 40%, но иностранные инвестиции в Китай по-прежнему остались на высокой отметке -- 90 млрд. долларов США, сократившись лишь на 2,6%, при этом Китай занял второе место в мире. Многие предприятия с зарубежным капиталом в КНР стали местом роста и центром прибыли своих материнских компаний в масштабе глобальной бизнес-сферы. В первом квартале этого года число вновь созданных предприятий с иностранными инвестициями в Китае составило 5459 ед., размер фактически использованных иностранных инвестиций—23,44 млрд. долл. США, что соответственно, на 19,9% и 7,7% выше, чем в прошлом году. Жэньминь Жибао 21/04/2010
[5] Данные IEA
[6] В 2001 Китай опередил Японию по разрыву в торговом балансе с США. Дефицит торгового баланса США с Китаем в 2006 г. достиг 95 % и составил $233 млрд (28 % от всего торгового дефицита США). Динамика увеличения торгового дефицита с Китаем наблюдается начиная с 1985. Общий накопленный дефицит торгового баланса (включая торговлю с Китаем) за 23 года (с 1985 по 2007 гг) составил 8 трлн долл. Можно сказать что каждый американец к сегодняшнему дню «купил» в кредит товаров на 30 тыс. долл. и рано или поздно должен будет вернуть заемные деньги. Данные Бюро экономического анализа США.
[7]За июль-сентябрь ЗВР прибавили 194 млрд долл., достигнув рекордного значения - 2,65 трлн долл. Это резко контрастирует с итогами II квартала, когда китайские резервы показали самые низкие темпы роста за последние 11 лет - всего 7,2 млрд долл. Помесячный график прибавления крупнейших в мире золотовалютных резервов ровным не назовешь: в июле они увеличились на 84,6 млрд долл., в августе - всего на 8,9 млрд долл., зато в сентябре - сразу на 100,4 млрд долл., передает Reuters. По состоянию на конец сентября резервы КНР выросли на 16,5% в годовом исчислении. РБК
[8] Разговор идет о мировом кризисе 2007-2009 годов